Совсем недавно ушел из жизни один из лучших крымскотатарских поэтов второй половины 20-начала 21 вв. Шакир Селим. Его место и роль в национальной литературе еще предстоит осмыслить и оценить. Очень рано покинул этот мир Поэт с большой буквы. Еще очень многое мог бы сделать в поэзии. Но как мудро говорят в народе, такие люди и на небесах нужны. Поэтому их так рано Всевышний забирает к себе. А те никчемные грешники, которые и там не нужны, еще долго будут мучиться на нашей земле сами и отравлять жизнь другим.
Смерть Шакира Селима, как и любого другого человека, — это горе для родных, близких и кроме соболезнования и сочувствия не может ничего вызывать. Но смерть поэта обнажила очень серьезные проблемы, которые, на мой взгляд, касаются всего нашего народа, и о них надо очень серьезно говорить, обсуждать, а самое главное, — вовремя принимать конкретные решения, пока еще не поздно. Я имею ввиду проблемы с развитием крымскотатарской литературы, изучением родного языка. А в целом — это вызывает тревогу за судьбу всей национальной культуры. Не хочу драматизировать ситуацию, но, на мой взгляд, положение очень серьезное, и надо принимать уже не простые, а экстренные меры.
Суть ситуации такова. Как не прискорбно, уходит в иной мир то поколение писателей, на которых сегодня еще держится современная крымскотатарская литература. А принять эстафету, надо прямо сказать, пока некому. Молодых писателей, которых можно было бы смело поставить на один уровень с мастерами пера старшего поколения — просто нет. Мы пока можем говорить о молодых, как о подающих надежду, начинающих авторах. Да и таких имен можно перечислить по пальцам одной руки.
Бытует мнение, что нынешнее положение вещей исправится само собой, и современные талантливые молодые писатели вот-вот засверкают на литературном небосклоне. Увы, факты говорят об обратоном. Поэтому и нет достойной смены. И если так будет продолжаться дальше, и ничего при этом не предпринимать, то существует риск вообще остаться без какой-либо национальной литературы.
Мне могут возразить, что я не в меру сгущаю краски. При этом будут приводить различные факты и аргументы против моих высказываний. Например, о стабильном и даже увеличивающемся потоке выпускаемых книг на родном языке. Причем в таких красивых и дорогих переплетах, чем даже далеко не все признанные мастера слова могут похвастать.
Но давайте честно скажем, что далеко не все, что публикуется, звучит по радио, показывается на телевидении, можно смело назвать настоящей литературой. Недавно в уважаемом мною кругу журналистов мы обсуждали стихи из одной книги в солидном переплете одного довольно известного автора. Имя называть не буду, дабы не обидеть в общем-то хорошего человека. Но некоторые стихи из этой книги были настолько слабыми со всех точек зрения, что вызвало у нас удивление: как можно было такое публиковать?! Этот характерный факт подымает еще одну проблему в крымскотатарской литературе. Это вопросы профессионализма и качества написанных произведений. Характерные довольно распространенные примеры графомании мы хорошо видим в некоторых стихах, положенных на песни, исполняемые нашими особенно молодыми певцами. Можно еще немало сказать о проблемах крымскотатарской литературы. Чего стоит, например, такая острая проблема, как недостаточное знание родного языка, особенно заметное в произведениях молодых авторов.
Если кто-то думает, что в других сферах культуры и искусства крымских татар все благополучно — сильно ошибается. Немало серьезных проблем, которые надо решать, в художественном, музыкальном направлениях. Можно также долго рассуждать о том, почему сложилась такая ситуация, искать причины оправдания, выдвигать обвинения… Но гораздо лучше, на мой взгляд, попытаться найти выход из создавшегося положения, и спокойно, разумно решать проблемы.
Можно услышать и такую точку зрения: вот когда будет своя крымскотатарская автономия, то все сразу встанет на свои места. Не могу согласиться с этой точкой зрения. Даже если завтра вдруг, как в сказке, объявят о провозглашении национально-территориальной Автономной Республики, то послезавтра не появятся новые достойные молодые имена. Известно, что процесс становления пусть даже весьма талантливого писателя, художника, композитора или ученого — очень тернист и долог. Но если сейчас ничего не делать, не предпринимать экстренные меры по спасению тяжело больного организма, то бедственное положение только усугубиться и выходить из него будет с каждым днем промедления все сложней и сложней.
Путей решения острых проблем в культуре и искусстве крымских татар немало. Один из них — это создание в Крыму национальной школы для одаренных детей. На мой взгляд, с этого надо начинать. Причем необходимо организовать школу интернатного типа, где иногородние учащиеся могли бы жить и учиться. Отбор детей для учебы в такой школе должен проводиться на ежегодных конкурсах, смотрах, олимпиадах, специальных тестированиях по всему Крыму и других местах компактного проживания крымских татар. Возможно, необходимо комплектовать такую школу из одаренных детей не только склонных к творческим профессиям, но и к точным наукам. Дети должны будут изучать сразу несколько языков, в том числе основным должен стать крымскотатарский. А в классах с литературным уклоном родной язык должен изучаться по особой программе. Я далек от мысли, что все выпускники этой школы станут известными писателями, художниками, композиторами, музыкантами или учеными. Но при должной постановке дела все выпускники, уверен, станут высоко образованными людьми.
Примером такой школы может служить Танковский лицей в Бахчисарайском районе, где дети живут и успешно учатся. Было бы правильно при таком учебном заведении создать специальные группы для тех, кто уже по возрасту не может учиться вместе с детьми. Очень часто бывает так, что талант проявляется и в более позднем возрасте. Надо дать возможность и таким заняться своим любимым делом с солидным фундаментом необходимой подготовки: учиться и развивать свои способности. Словом ни один талант не должен остаться без внимания. Очень важно, чтобы к преподаванию были привлечены лучшие специалисты: опытные педагоги, писатели, художники. композиторы, ученые мужи.
Следующий этап после окончания этой школы для молодых людей не менее важен. Потому что от правильного выбора дальнейшего жизненного пути во многом будет зависеть: добьется каждый из них поставленных целей или нет. Далеко не все молодые люди, не имея за плечами достаточного жизненного опыта, могут самостоятельно правильно выбрать свой путь. Да и их родители из-за отсутствия достаточных знаний в той области, в которой занимаются их дети, могут подсказать правильное решение. На мой взгляд, этими вопросами должен заниматься специальный Совет, созданный из специалистов, которые будут рекомендовать выпускникам школы, где и как продолжать свое образование. Например, одних направлять учиться в литературный институт, других — в художественную академию, третьих — какой-то технический университет и т д. А может, кому-то уже достаточно учиться и необходима только стажировка в каком-то вузе. А вот этому молодому автору необходимо помочь выпустить первую книгу на родном языке. Может, такой Совет даже должен будет помогать не только выпускникам этой школы, но и способным ребятам из других учебных заведений. Поддержка для любого молодого таланта очень важна и необходима. Не случайно известный поэт Расул Гамзатов не раз подчеркивал в своих высказываниях, что талантам надо помогать, а бездари и сами пробьются. Думаю, давно уже пора объявить такой своеобразный наставнический лозунг, смысл которого будет заключаться в том, чтобы каждый писатель, художник, композитор, артист, журналист, ученый, другие деятели науки и культуры могли бы иметь возможность для подготовки себе достойной замены и помочь им встать в своей деятельности на ноги.
На мой взгляд, застрельщиками по организации такой школы для одаренных детей должны стать наши творческие союзы, ученые круги, заинтересованные общественные организации. Об этом очень много говорится, но толком ничего не делается. Для начала хотя бы необходимо собраться всем заинтересованным объединениям и обсудить эту проблему. Все понимают актуальность этой задачи. Уверен, что без поддержки государства тоже не обойтись. Необходимо построить или выкупить здание, где разместятся учебные классы, общежитие и масса других необходимых помещений для нормального функционирования школы. Мне могут возразить, что это нереально сделать, особенно в нынешних кризисных условиях. В ответ хочу напомнить всем известную поговорку: под лежачий камень вода не течет. Поэтому надо, как говорится, всем миром взяться за дело возрождения национальной культуры, продумать единую программу действий и планомерно добиваться решений всех наболевших вопросов. И тогда, казалось бы, невозможное обязательно станет возможным. Можно привести много подобных примеров. Вспомним, сколько было трудностей при создании крымскотатарского театра, библиотеки имени Исмаила Гаспринского, Крымского инженерно-педагогического университета… Но при огромном усилии, все же, были преодолены все препятствия, и эти учреждения культуры и науки успешно сегодня работают.
Мы часто рассуждаем о роли и месте крымскотатарской интеллигенции. Может, участие в создании школы для талантливой поросли каждому даст возможность проявить свою зрелость и состоятельность, претендуя на роль элиты своего народа?! Это даже может стать для всех своеобразной объединяющей идеей в обществе. Потому что трудно представить, что кто-то может быть против создания такой школы. Для всех здравомыслящих людей воспитание нового достойного поколения — одна из самых важнейших задач, которая дает надежду уверенно смотреть в будущее.
Исмаил ХАТИПОВ
«Полуостров» №3 (307, 23 — 29 января 2009 г.