Казахстан накануне больших перемен

Post navigation

Казахстан накануне больших перемен

Политическая жизнь Казахстана в этом году была отмечена целым рядом знаменательных событий.

 

Свою оценку этой непростой ситуации дает общественный и политический деятель Балташ Турсумбаев.


— Балташ Молдабаевич, сейчас очень много разговоров о Таможенном союзе, который требует унификации государственных структур. Многих бизнесменов радуют слухи, что финансовая полиция в Казахстане будет упразднена, поскольку в других странах нет такой структуры. Что вы думаете о подобных реформах?

Общественный и политический деятель Казахстана Балташ Турсумбаев— Экономику отделять от политики невозможно. Имея огромный опыт участия во многих межгосударственных структурах подобного рода, я знаю, что другие государства не волнует, как называются те или иные структуры и какие внутренние функции они выполняют.

Наш финпол в последнее время стал неплохо работать. Опытный экс-генпрокурор Рашид Тусупбеков смог правильно ориентировать финансовую полицию и внятно сформулировать ее задачи. И финпол начал бороться с аферистами во всех структурах, выявляя мошеннические, рейдерские методы работы отдельных чиновников.

На скамье подсудимых, благодаря уголовным делам, возбужденным финполом, оказываются министры, чиновники высокого ранга, Акимы, ответственные сотрудники нацкомпаний и т.д. Даже в России еще не было прецедента, чтобы сажали министра за коррупцию! А у нас уже десяток таких случаев имеется.

То есть в стране сейчас идет борьба с теми недобросовестными госслужащими, которые используют свои полномочия для личного обогащения, а не для служения народу. И сети финпол раскладывает основательно, чтобы никто не воспользовался своими связями.

В результате обществу подают сигнал, что все на контроле и что в тюрьме всем чиновникам места хватит.

Принцип Жеглова «украл — в тюрьму» останавливает многих казнокрадов. Поэтому понятно, что какая-то часть общества стала выступать за то, чтобы упразднить финполицию — по аналогии с другими странами. Но зачем равняться на другие страны, пока у нас есть в этом органе внутренняя потребность? Думаю, что года через три мы увидим реальный результат работы финансовой полиции.

Вообще я считаю, что не следует во всех странах создавать одинаковую структуру управления и плодить органы-близнецы. Каждая страна имеет право реализовывать свои потребности в управлении по-своему. Если Беларусь откроет агентство по борьбе с инакомыслящими, то это не должно означать, что остальные страны Таможенного или экономического союза обязаны открыть у себя подобные агентства.

У каждой страны свой путь, и этот союз вовсе не СССР. Это союз свободных суверенных государств, где все живут своей жизнью и могут беспрепятственно выходить из этого союза. Я думаю, что ни одна страна от своего суверенитета просто так не откажется.

 

— А как вы относитесь к предсказанию Гульжан Ергалиевой о том, что в одной из стран ТС может быть установлена монархия?

— Гульжан — это человек, который перешагивает через все, лишь бы привлечь к себе внимание. Она может говорить все что угодно.

Но серьезные политики никогда не убедят 99% населения, что надо возвращаться на несколько веков назад. Чтобы создать монархию, не имея никакой почвы для этого. Мы живем в XXI веке! Во всем мире все монархии присутствуют только для бутафории. И даже такие мощные диктаторы, как Саддам, Каддафи, Пиночет не смогли установить монархию и плачевно закончили свою жизнь.

Государству нет возврата в прошлое, как бы не мечтали об этом правители. Оно может пройти через диктатуру, авторитаризм, военный переворот, терроризм, гражданскую войну, революцию, уничтожение руководства страны каким-то бандитским путем, но установить монархию без согласия народа невозможно. А наш народ эту форму правления никогда не примет.

 

— Почему же в стране идет системная атака на независимые СМИ, которые закрывают либо приостанавливают с помощью судов? Разве это не является подготовкой к каким-то большим переменам в государстве?

— Когда в стране существует семейный авторитаризм, перемены всегда будут. Общество не может жить более 20 лет в полном застое. И, закрывая СМИ, власть работает против себя. Интернет закрыть невозможно, и информация о жестокости и глупости казахских чиновников по отношению к прессе просочится в любую точку мира. И весь мир будет требовать перемен в нашей стране.

Плюрализм в стране обязательно должен быть, иначе крышка котла взорвется и растворит любую семейную автократию. Превратить народ в быдло не получится, народ не станет это долго терпеть и взорвется.

Ну кому интересно жить в стране, где в парламенте почти одни «нур-отановцы», которые каждый закон принимают за 10 минут, даже не обсуждая?

Когда народ отстранен от управления страной, то власть имущие пользуются моментом, чтобы обогатиться. Одних ловят, а другие приходят и делают то же самое. Когда в Иране убрали диктатора, то вместо него поставить было некого, потому что в стране не было нормальных альтернативных политических лидеров, политических партий, и в результате получили бардак и хаос. Поэтому каждая страна должна лелеять, растить оппозицию, чтобы не допустить иностранного управления.

 

— Вы верите, что Казахстан сегодня процветающая страна, место которой в числе 50 самых развитых стран мира?

— Имея небольшое по численности население на огромной территории, богатой природными ресурсами и плодородной землей, можно сочинять байки, что мы развиваем, например, сельское хозяйство на новой основе, завозим новые породы скота и новые сорта пшеницы, ячменя и овса, а также другие технические культуры, сою сажаем, которой прежде никогда не занимались, и т.д. Но скоро наше малочисленное население перестанет производить достаточно продуктов, и тогда сразу выяснится, что сельского хозяйства давно нет, как нет и промышленности. То же самое с оборудованием и прочими технологиями, несмотря на две сотни прорывных проектов.

40% населения живут за счет натурального хозяйства, с которого пока еще имеют необходимые продукты питания. Но содержать личное хозяйство становится все труднее из-за скотокрадства, дороговизны кормов, земельного налога и т.д. А когда цены на продукты станут недосягаемыми для основной массы населения, никакой Таможенный союз не поможет.

 

— В Казахстане одной из самых обсуждаемых тем в течение нескольких последних лет является тема преемника президента. Помните письмо из Младшего жуза с 151 подписью, в котором говорится, что преемником надо назначить Имангали Тасмагамбетова? Ходят слухи, что преемником будет Абыкаев. Говорят и о кандидатуре Масимова. А как вы считаете, кто станет следующим президентом Казахстана?

— Тасмагамбетов неоднократно заявлял, что он в команде президента и будет работать под его руководством. Ну зачем неволить человека, пусть себе работает рядом с президентом.

Дарига Назарбаева тоже много раз говорила, что ей не нужно президентство, пение для нее важнее. Поет она хорошо, но президент из нее не получится.

Я очень хорошо знаю Абыкаева. Мы работали с ним вместе. Уверен, что он трясется даже при слове «преемник», при нем произнесенном. Он человек боязливый и не публичный, ему президентом быть не хочется в силу его характера. Зная его, уверен, что сам он этого не желает.

Но дело даже не в их желании. Если Назарбаева изберут президентом Евразийского союза, как сейчас об этом говорят, то в стране устроят открытые выборы, и в первом же туре будет 15-20 претендентов, если не больше.

Я считаю, что все перечисленные персоны не пройдут во второй тур. Конечно, в этих выборах должны принять участие оппоненты власти, которым пришлось покинуть Казахстан, в том числе Галымжан Жакиянов, Мухтар Аблязов, Акежан Кажегельдин, и внутренняя оппозиция, и те, кто считает себя представителями власти.

И только в том случае, когда во втором туре будет два лидера, определится следующий президент страны. Никаких преемников не будет! Не может будущий президент Евразийского союза оставить своей стране нелегитимного руководителя. Он должен провести открытые, справедливые выборы. Впервые у народа будет реальный выбор и право решать судьбу страны.

Кто бы мог поверить, что в России проведут открытые выборы мэров? Однако в двух городах выиграли оппозиционеры, и Алексей Навальный набрал большое количество голосов.

И в Казахстане то, что сегодня кажется невероятным, уже к концу года станет явью, и мы будем свидетелями большого политического процесса, который начнется совершенно неожиданно для всех.

Возможно, поэтому оппозицию сегодня лишают печатных СМИ, чтобы народ о ней забыл. А если смена власти будет проведена другим путем, то Казахстан может ожидать сотни Болотных площадей и майданов.

Поэтому переход Назарбаева на новый международный уровень станет для Казахстана этапом проверки на политическую зрелость и активность общества.

 

Беседовала Розлана ТАУКИНА

Газета «Правда Казахстана»,

№ 20 (514) 18 сентября 2013 года

Источник: http://www.dialog.kz

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня