Какой вклад в Победу внесли верующие

Post navigation

Какой вклад в Победу внесли верующие

20 января в Государственной Думе РФ прошел круглый стол по теме «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», организованный Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

 

Встреча состоялась в рамках проходящих в Москве III Рождественских Парламентских встреч XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.

На круглом столе с докладом «Вклад религиозных организаций в победу в Великой Отечественной Войне 1941 — 1945 годов» выступил заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ, советник муфтия Духовного Управления Мусульман г. Москвы и Центрального региона «Московский Муфтият» Ильдар Сафаргалеев, тезисы выступления которого приводятся ниже…

Круглый стол по теме «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

*  *  *

Моё выступление посвящено вкладу мусульманских организаций в победу в Великой Отечественной войне. Непросто в отведенное короткое время осветить полно этот вопрос, однако хотел бы отметить, что вклад этот, так же, как и организаций, представляющих другие конфессии в разгром врага неоценим.

 

Страшная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, явилась серьёзным испытанием для населяющих его народов. При этом следует учесть многонациональность и поликонфессиональность СССР, жестокие репрессии, которым подверглись последователи всех вероисповеданий и в том числе мусульмане (вплоть до самого начала войны продолжались массовые закрытия мечетей и репрессии в отношении религиозных деятелей), а также национальные обиды, нанесённые политикой царского самодержавия.[1]

 

Гитлер и его окружение полагали, что нападение на Советский Союз будет способствовать обострению межнациональных противоречий и приведёт к восстанию мусульманских, буддийских, католических, лютеранских этноконфессиональных сообществ против советской власти, и, в конце концов, к развалу державы.

 

При этом особые надежды возлагались на мусульман, как наиболее крупное и, может быть, наиболее обиженное меньшинство. Однако такие ожидания не оправдались. Сотни тысяч мусульман Советского Союза сразу же после войны, отставив в сторону обиды, нанесённые властью, решительно влились в ряды защитников Родины.

 

Патриотическая позиция рядовых верующих и их духовных наставников нашла своё выражение в самых разных формах: активное участие в сражениях на фронте и в тылу врага, сбор средств в фонд обороны, снабжение Красной Армии оружием, снаряжением, продовольствием, поддержка семей воинов, ушедших на фронт, забота о миллионах сограждан, эвакуированных из районов боевых действий.

 

Руководители мусульманских религиозных организаций, имамы мечетей в своих обращениях к верующим, в проповедях призывали правоверных, не жалея сил, сражаться с фашистскими захватчиками, оказывать всемерную помощь Красной Армии, советскому государству в деле борьбы за освобождение оккупированных врагом земель и разгрома гитлеризма, молиться за победу над врагом.[2]

 

В мае 1942 года в Уфе состоялся съезд представителей исламских религиозных деятелей и верующих страны. Выступая на нём, председатель Центрального Духовного Управления Мусульман муфтий Габдрахман Расулев говорил: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец ни дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова великого пророка Мухаммеда, да благославит его Всевышний Аллах и да приветствует, что любовь к Родине и её защита являются одними из условий веры».

 

«Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Такие призывы вызывали патриотические чувства у мусульман, стремление всемерно способствовать разгрому врага, несущему кровь, страдания и смерть.[3]

 

Для успешной борьбы с захватчиками одних патриотических чувств было недостаточно, нужны были солдатская хватка, воинское мастерство, умение воевать рука об руку с людьми разной конфессиональной и этнической принадлежности.

 

Период с 1943 по 1948 год, не вполне глубоко изученный период, рассматривается исследователями как своеобразная «религиозная оттепель» по отношению государства к верующим, в том числе и к представителям исламской конфессии. В частности, такой пример, в 1944 году после длительного перерыва было разрешено мусульманам совершить хадж к святым местам в Саудовской Аравии и туда отправились первые паломники. Было создано в Ташкенте знаменитое медресе Мир Араб.

 

Кроме того, был дан зелёный свет и другим столпам ислама. Так, если раньше они фактически были под запретом, то, начиная с указанного времени основные столпы мусульманской веры, такие как пятикратная молитва, закят, или мусульманский налог, стали регулярно практиковаться верующими. При этом закят был использован как раз в помощь сражающемуся фронту. Следует отметить, что и мусульмане в ответ на понимание государства не остались в долгу и их патриотический порыв в результате этого усилился.

 

Нужно признать, что усилия вермахта в какой-то, пусть и весьма незначительной мере, иногда достигали своей цели и имелись случаи коллаборционизма и среди представителей мусульманских этносов. Однако в целом общая тенденция была такой, что мудрая, и, это следует признать, политика тогдашнего руководства нашей страны привела к тому, что мусульманский социум, весьма непростой социум, как мы видим и по последним событиям в мире, он во время войны сплотился и позволил в какой-то мере дать достойный отпор врагу.

 

Завершая свое выступление, я бы хотел провести параллели с сегодняшним днем, той непростой ситуацией которая сложилась в Украине и вокруг нее, а также жесткого прессинга Запада в отношении России. При этом обращает на себя позитивный пример Чечни её лидера Рамзана Кадырова. Я полагаю, что как и в случае с «оттепелью» в отношении веры во время Великой Отечественной, мудрая политика главы этого субъекта федерации, которая позволяет верующим мусульманам чувствовать себя полноценными гражданами России и вместе с тем исполнять свои религиозные обязанности, строить мечети, учреждать исламские учебные заведения, все это способствует нашей общей победе над вновь поднимающим свою голову фашизмом.

 

Позитивный пример Чечни — это результат не только и не столько экономических вливаний Центра, как ошибочно полагают некоторые эксперты, а следствие продуманной политики государства в отдельно взятом регионе в отношении ислама. Она, эта политика позволяет, если ее грамотно экстраполировать на всю страну, увеличить, поднять патриотический дух мусульманского социума и противостоять в современных жёстких реалиях, к счастью пока еще только информационной войны, широкомасштабным провокациям западных спецслужб.

 

На мой взгляд они направлены не только против нашей страны, но и, как показывают последние события во Франции, против ислама как мировой религии, представляющей собой действенную альтернативу насаждаемому извне культу бездуховности, потребления и извращений.

 

Я полагаю, что в этих непростых условиях российскому социуму, а также немалой части здорового социума постсоветских государств, которые продолжают несмотря на все усилия наших недругов составлять единое духовное пространство, необходимо сплотить ряды и коллективно бороться с серьезными вызовами миру и стабильности.

 

Ильдар Сафаргалеев,

заведующий отделом исламских исследований

Института стран СНГ

——————
[1] А. Нурулаев. Мусульмане в Великой Отечественной Войне. Из Сборника «Ислам и мусульмане».
[2] См. там же.
[3] См. там же.

 

Источник: http://materik.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня