Какой должна быть национальная политика

Post navigation

Какой должна быть национальная политика

Какой должна быть национальная политика

Выступление Хуршутова Асана на 55-й Генеральной (Всеобщей) Встрече представителей Национального Движения крымских татар. г. Симферополь, 25 сентября 2021 г.

«Концепция национальной политики, прав и отношений в Крыму» (далее – Концепция) была принята 52-й Генеральной (Всеобщей) Встречей представителей НДКТ (г. Симферополь 19-20 июня 1993 г.) и, основываясь на Наказе крымскотатарского народа, прежде всего, служит решению задач по восстановлению его национальной целостности и всего объёма прав в Крыму. 

В преамбуле Концепции констатируется кризис цивилизации в русле субъективизма национальной политики, предопределившей крах СССР как политической системы, и содержится предупреждение о том, что «выхолащивание, саботаж Федеративного Договора неминуемо может повести Россию этим проторенным путём». 

Там же указано, что Концепция «может быть выработана только в том случае, если статус Крыма, /то есть его населения в лице субъектов правоотношений/ нормирован и гарантирован хотя бы в ближайшем окружении в соответствии с международным правосознанием, закладываемым в Концепцию. Единообразное понимание этих принципов в Крыму и в официальных столицах: Киеве и Москве, является необходимым и достаточным условием дееспособности такой Концепции, реальности надежд на мир и процветание в Крыму».

Концепция исходит из того, что без восстановления в правах крымскотатарского народа в принципе невозможно установление справедливого геополитического баланса между Украиной и Россией, между ними и окружающим миром. Вместе с тем, «без установления справедливых отношений равноправия между народами и государствами, смыкающимися в Причерноморье, невозможно и решение крымскотатарского вопроса».

В Концепции указаны условия, при соблюдении которых возможны мир, благосостояние общества, прогресс и свободы в Крыму и Крыма в Причерноморье. Это восстановление адекватных стартовых условий в отношении остающегося пока репрессированным крымскотатарского народа и исторически представленных на полуострове национальных групп /диаспор/. Это восстановление национальной целостности и правосубъектности, суверенности и состояний крымскотатарского народа, неделимости его прав на всей территории Крыма. Там же подчёркнуто, что «отрицание, попрание прав крымскотатарского народа, чьей национальной родиной является Крым, его территории и истории, лишает легитимации как представленные здесь диаспоры, так и любые внешние административные и патронажные прерогативы… Более того, открывает простор для в равной мере нелегитимных притязаний любых известных и потенциальных претендентов на «делёжку» щедрот полуострова»… 

Согласно Концепции «мир взаимосвязан» как глобальная цивилизация в многовариантных географических, ландшафтных и климатических связях и состоит из компактных материнских ядер народов и компактных диаспор, с идущим непрерывно процессом их культурного взаимообмена. «Задача в том, чтобы, учитывая особенности каждой этой устойчивой формы и всей цивилизации в целом, обеспечить личности, независимо от её места в этой динамичной системе, равные права и действенные возможности самореализации». Человеческая жизнь персонифицирована на уровне индивидов, «но условием её воспроизводства является общество». 

Носителями, творцами и пользователями цивилизации являются:

личность в системах общественных связей /семья, род, племя, нация, поколение, коллектив, страна и т.д./ и общество, обуславливающее разумную жизнь личности.

Благосостояние и развитие в обществе и общества возможны при надлежащем правовом обеспечении (правовой защите) интересов и ценностей личности и культурно-исторических общностей. Индивид, на уровне которого объективируется весь объём возможностей самореализации, предоставляемый базисом и надстройкой, как исходная частица общества, недолговечен и ограничен в возможностях охвата всего объёма культуры. «Напротив, народ-нация /как одна из самых крупных исторически сформировавшихся устойчивых подсистем общества и феномен цивилизации/ – долгосрочен и является подлинным носителем цивилизации, её хранителем, творцом, пользователем, правопреемником и субъектом права. Уничтожив народ, безвозвратно уничтожают феномен и принципиальную возможность формирования личности.»

Поэтому «права человека» и «права народов» не заменяют и, тем более, не отрицают друг друга, не выстраиваются в субординацию, а в равной мере призваны создать условия самореализации каждой личности, реальное равенство. 

Исходя из этих общих принципов Концепция определяет, что субъектами правоотношений являются: личность, народ-нация с приуроченными к нему этнические группы, меньшинства /компактные диаспоры/:

Права личности описываются Всеобщей Декларацией ООН.

Права народа-нации описываются принципами равноправия и самоопределения народов, навечной неотчуждаемости компактного ядра народа-нации от национальной территории и неделимости прав нации в границах её исторического формирования, декларациями по предотвращению геноцида, по деколонизации и другими вердиктами международного права.

Права компактных диаспор (национальных меньшинств) описаны Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств (05.11.1992г.).

Концепция предусматривает учёт и гармонизацию прав этих трёх правосубъектов на основе наработанных международно-правовых документов: права народов, меньшинств и отдельно взятой личности безотносительно её национальности. Будучи совместно выработанной и общепризнанной, она должна стать, по сути дела, нормой международного и государственного права.    

Конституция и конституционные законы любого государства и государственного образования должны предусматривать три субъекта правоотношений: 

1) Народы-нации /вместе с исторически приуроченными к ним этническими группами.

2) Компактные диаспоры /меньшинства/.

3) Личность.

Личность, бесспорно, является в этой процедуре правообеспечения определяющей категорией, ибо именно на уровне личности могут быть сведены воедино и сопоставлены в своей совокупности гарантии и возможности, предоставляемые законодательной и нормативной базой всех уровней. Именно в этом смысле «права человека» представляют собой тот фундаментальный уровень, на котором и посредством которого реализуется и выявляется правовой или анти-правовой характер государства, формируемый всем пакетом нормативных и законодательных актов и всей структурой органов управления, начиная от верховных, кончая муниципальными.

Вместе с тем исторический процесс обусловил сложную мозаику диаспор этих народов, наложенную на карту размещения материнских ядер, мозаику тоже сравнительно компактных фрагментов народов-наций, причём численность этих фрагментов нередко превосходит численность материнских ядер тех народов, на территории формирования которых, эта диаспора /«национальное меньшинство»/ обретается. Именно через диаспоры и их связь с материнским ядром своего народа идут соприкосновение, обмен и взаимообогащение культур.  

В п. 2.4. указаны специфические моменты (условия) Концепции:

— Во внутриполитической сфере и сфере договорных (федеративных) отношений она должна иметь ранг конституционного закона, а находящиеся во власти политические субъекты не могут проводить в жизнь национальную политику вразрез с настоящей Концепцией, которая «неделима и не может выполняться или рассматриваться частично или селективно в отношении некоторых субъектов истории».

— Не должно быть конституционных, наделённых властными полномочиями государственных, тем более «огосударственных» /вне- или надгосударственных/ структур по национальному, расовому или конфессиональному признаку. Любые целевые, /в том числе национальные/ программы являются сугубо государственными, то есть обязательными для всех государственных органов, обязанных проводить их в рамках настоящей Концепции.

— Квотный характер формирования законодательного органа власти «призван, единственно гарантировать баланс прав личности в законодательных процедурах временного содержания, /например – деление бюджета, контроль адекватности исполнения законов и пр./ и призван обеспечить фактическое, а не фиктивное полномочное представительство интересов демографического меньшинства от механического большинства, реализовать сущность Концепции и принципиально противоположен господству этнократического принципа».

Сущность Концепции обуславливает функционирование в Республике Крым в равном статусе в качестве официальных трёх языков: крымскотатарского (язык коренного народа), русскогои украинского (как языков наибольших по численности национальных групп), а языков других национальностей – на муниципальном уровне, приуроченном к административной единице их компактного проживания. 

Аналогично строится единая система национального образования.

Некоторые обобщения и выводы

Демонтаж Союза ССР как системы начался в период массовых репрессий против ряда его народов (1940-е годы), он подготавливался всей последующей политикой правящей партийной верхушки в национальном вопросе. 

Ленинские принципы национальной политики были растоптаны в русле экспансионистской стратегии «Москва – Третий Рим: 

«Именно неспособность отрешиться от этой модели национальной политики – политики «опустошающей цивилизации» предопределила крах Союза как политической системы. Выхолащивание, саботаж Федеративного Договора неминуемо может повести Россию этим проторенным путём. В свою очередь унитаризм, возведенный в ранг государственной политики, как родовая болезнь, полыхая с разной степенью интенсивности в ряде республик, где идея суверенитета доходит до теоретического исступления, всё отчётливей выступает как предварительный сговор на дискредитацию и разгром подлинного равноправия и суверенности народов».

Необходимость выработки «Концепции национальной политики, прав и отношений в Крыму» была осознана Юрием Бекировичем Османовым в период после демонтажа Союза ССР ренегатами социализма, захватившими руководство в правящей партии и в трёх ключевых республиках. Об этом сказано в Постановке вопроса от 22 мая 1993 г. и в самой Концепции.

Напомним, в Крым, входившим в состав постсоветской Украины, к тому времени, преодолевая изощрённое сопротивление региональных и республиканских властей, возвратилась меньшая часть крымскотатарского народа, у которого в январе 1991 г. украли его автономную республику, подлежащую восстановлению согласно:

 — Постановления ВС СССР от 28 ноября 1989 г. «О выводх и предложениях Комиссии Совета Национальностей ВС СССР по проблемам… крымскотатарского народа;

 — Постановления ВС СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» (7 марта 1991 г.);

 — Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (№ 1107-1 от 26 апреля 1991 г.

Предложенная Национальным движением крымских татар Концепция была отринута правящими кругами Украины и России…

События, произошедшие в течение 28 лет после принятия Концепции, нынешнее состояние дел в Крыму, Украине и России, вокруг «крымской проблемы», подтвердили верность оценок и предостережений, содержащихся в этом, одном из базовых документов Национального Движения крымских татар. 

Для унитарной Украины и псевдо-федеративной России в рамках их нынешних политических систем выход из кризиса в национальном вопросе невозможен.

Только возвращение к устоям подлинного федерализма, принципам равноправия и братства народов, а также гармонизация прав основных субъектов правоотношений, указанных в Концепции, станут основой для преодоления нынешнего системного кризиса.

Через треть века универсальность и общечеловечность Концепции очевидна и несомненна.

Примечания:

Проект «Концепции…» опубликован в «Крымских известиях» № 79 (338), 28.04. 1993 г.

Резолюция «О Концепции национальной политики, прав и отношений в Крыму» опубликована в информационном вестнике «Арекет» № 7 (23) от 01.08.1993г.

 

Асан Хуршутов, г. Ялта

Похожие материалы

Ретроспектива дня