Как из прошлого попасть в будущее?

Post navigation

Как из прошлого попасть в будущее?

Во вторник, 18 сентября, в Ливадии в конференц-зале курортного комплекса «Россия» состоялась VII сессия Крымского дискуссионного клуба на тему: «Межнациональная и межконфессиональная политика в Автономной Республике Крым: преодоление стереотипов прошлого как фактор стабильности в мультикультурном обществе».

 

VII сессия Крымского дискуссионного клуба на тему: «Межнациональная и межконфессиональная политика в АРКПровел сессию Центр политического анализа и прогнозирования «Крым» при поддержке немецкого Фонда Фридриха Науманна «За свободу», основанного в 1955 году президентом Федеративной Республики Германия Теодором Хойсом.

 

В дискуссии приняли участие представители международных неправительственных организаций и национальных общин Крыма, священнослужители Украинской православной церкви Московского патриархата и Евангелической лютеранской церкви, руководители мусульманских общин, религиоведы, политологи и другие заинтересованные лица.

 

В начале заседания с приветственными речами к его участникам обратились региональный директор Фонда Фридриха Науманна «За свободу» в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе доктор Рене Клафф и глава Представительства Фонда Фридриха Науманна в Украине и Республике Беларусь Мириам Космель.

 

В своем выступлении доктор Рене Клафф особо подчеркнул, что Фонд Фридриха Науманна «За свободу», начавший свою международную деятельность в 1963 году в Тунисе и в настоящее время работающий в 70 странах мира, «сотрудничает с партнерскими либеральными организациями, пропагандирующими свободу и ответственность — это могут быть политические партии, бизнес-ассоциации и исследовательские центры: такие, как, например, Центр политического анализа и прогнозирования «Крым»» — при этом оказывая им помощь в «поддержке и продвижении толерантности», в результате чего «вносится вклад в развитие свободы, развитие рыночной экономики, правового государства и прав человека».

 

Со своей стороны Мириам Космель отметила, что Крым, который ранее «был греческим, византийским, киммерийским, готским, татарским и так далее», в настоящее время является «частью пестрой картины» разнообразия национальных идентичностей в Украине и «сам содержит в себе разнообразие наций, этносов и религий».

 

«Неправильно, когда тема национальной, языковой или религиозной идентичности поднимается перед выборами с опорой на тот или иной внешнеполитический фактор то на западе, то на востоке, то на севере, то на юге», — заявила она.

 

В связи с этим г-жа Космель призвала «наводить мосты внутри страны и внутри Крыма» и «преодолевать стереотипы» в межнациональных и межконфессиональных отношениях, сославшись при этом на то, что, «работая на территории бывшей Югославии», она «сама видела: что бывает, если страна не справляется со стереотипами».

 

Выступившая на VII сессии Крымского дискуссионного клуба в качестве эксперта доцент кафедры общей психологии Таврического национального университета имени В. И. Вернадского, координатор программ миротворческого образования международной негосударственной общественной организации «Интеграция и развитие» Ирина Брунова-Калисецкая определила стереотипы как «упрощенные схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности».

 

По ее словам, стереотипы в восприятии друг друга теми или иными нациями и конфессиями могут стать причиной конфликта в том случае, если они представляют собой «полярные образы», когда себе приписываются только положительные качества, а «врагам» либо «чужакам» — противоположные, отрицательные.

 

Говоря о необходимости преодоления стереотипов, И. Брунова-Калисецкая указала на основные из них. Например, о том, что формированием политики в сфере межнациональных отношений должна заниматься исключительно власть или же то, что существует возможность принятия конечных решений и то, что развязать межнациональные узлы можно путем «решения проблем отдельного народа, отдельного языка» и т. д.

 

Как отметила доцент ТНУ, несмотря на то, что Крым «может экспортировать свой навык мирного сосуществования и мирного разрешения межнациональных и межконфессиональных проблем», на территории автономии власть пока еще не наладила постоянный межнациональный и межконфессиональный диалог «во всех сферах общественной жизни, а не только выборочно. И поэтому межнациональная политика в Крыму до сих пор является «политикой говорения», а не «политикой слушания».

 

Она также обратила внимание и на необходимость «преодоления сложившегося стереотипа, что межидентичностные конфликты якобы кем-то инспирируются: «рука Запада», «рука Севера», «рука Востока», «рука Юга»». «Конфликты не возникают на пустом месте, внешние силы могут только использовать в своих интересах уже имеющиеся противоречия»,- пояснила Ирина Брунова-Калисецкая.

 

В ходе обсуждения проблемы преодоления стереотипов в межнациональных отношениях в крымском обществе модератор дискуссии — председатель Центра политического анализа и прогнозирования «Крым» Эскендер Бариев отметил, что Республиканский комитет Крыма по делам межнациональных отношений и депортированных граждан, который уже давно «практически не занимается межнациональной политикой», «превратился в большой строительный трест, а национально-культурные общества», в том числе «несколько немецких, караимских, еврейских, французских обществ спорят между собой» по поводу бюджетных денег — «кто же из них вырвет деньги для себя и на себя потянет».

 

Эскендер Бариев также отметил, что одной из причин наличия межнациональных проблем является отсутствие равенства граждан перед законом, когда, например, кто-либо из сотрудников МВД или власть имущих сбивает человека, сидя за рулем автомашины, в результате чего тот потом становится инвалидом на всю жизнь или погибает, и не несет за это ответственности. А если «простой гражданин» совершит то же самое — ему присуждают наказание в виде лишении свободы на большой срок.

 

Приглашенный на VII сессию Крымского дискуссионного клуба в качестве эксперта по межконфессиональным проблемам директор Крымского научного центра исламоведения (КНЦИ), бывший заместитель председателя Республиканского комитета Крыма по делам религий Айдер Булатов отметил, что в течение нескольких лет на территории Крымского полуострова, отмечается «подъем исламской религиозности» и «число верующих мусульман с каждым годом увеличивается.

 

По его словам, несмотря на то, что, согласно данным переписи населения Украины 2001 года, в Крыму на «более, чем 12% татар» приходится «56.3% русских и 24,3% украинцев», а в Севастополе, занимающем «первое место в стране по количеству русского населения», проживают «почти 75% русских», из 2198 религиозных общин, действовавших на Крымском полуострова по состоянию на 1 января 2012 года, христианскими являются «около тысячи»: 588 общин Украинской православной церкви Московского патриархата, 45 общин Украинской православной церкви Киевского патриархата и более 300 общин других христианских конфессий. А «мусульманские общины занимают первое место по их количеству» на территории АРК и Севастополя: 921 мусульманская община (вместе с незарегистрированными) в составе Духовного управления мусульман Крыма и «более 300 автономных мусульманских общин», часть из которых входит в состав Духовного центра мусульман Крыма.

 

Далее Айдер Булатов заговорил о «массированной экспансии» Православия в лице Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП, «начиная от школ и детских садов и заканчивая армией и милицией», с целью «христианизации всех сфер общественной жизни вопреки нормам Конституции и законов Украины о равенстве прав всех конфессий».

 

«Созданы Союз православных учителей. Союз православных врачей, куда понуждают вступать педагогов и медиков, а высказаться вслух они не могут, потому что боятся потерять работу. В России сказали однозначное «нет» преподаванию церковных наук в светских школах, а в Крыму они преподаются. Государственные служащие, которые по Конституции и законам не имеют права отдавать предпочтение той или иной конфессии и религиозной общине независимо от ее численности и количества ее приверженцев, часто действуют по принципу: есть «своя» церковь — «святая, родимая», и есть «чужие». Поэтому и выходит, что одни получают землю там, где владыка ткнет пальцем, а другая религиозная община годами не может получить землю под строительство своего культового сооружения», — возмутился он.

 

В качестве одного из примеров «религиозной заангажированности» должностных лиц органов государственной власти в Крыму Айдер Булатов привел тот факт, что бывший председатель Республиканского комитета АРК по делам религий Владимир Малиборский, который, «находясь на этой должности, более двадцати лет лоббировал интересы одной конфессии», после ухода на пенсию «оказался в штате Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата».

 

По его мнению, иерархи и священники Симферопольской и Крымской епархия УПЦ МПЦ, «вопреки нормам действующего законодательства», давно уже являются «неформальным источником власти и частью политической властной элиты» в Автономной Республике Крым и Севастополе.

 

Бывший заместитель главы упраздненного Рескомрелигий АРК столь же резко высказался и против носящей «запрограмированный характер» кампании по установке «казачьими военизированными формированиями», которые, по его словам, «не являются историческим фактом для Крыма», поклонных православных крестов, впоследствии освящаемых священнослужителями Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП несмотря на «негативное отношение мусульман» к установке христианской символики за пределами культовых сооружений и кладбищ.

 

«А что произойдет, если другие будут повсюду устанавливать полумесяцы, меноры, языческие символы, а кто-то, может, и жертвенник с людскими костями?!», — поинтересовался он с возмущением, пояснив при этом, что происходившие в Крыму в конце 1990-х — начале 2000-х годов «крестоповалы» осуществлялись «не для того, чтобы поглумиться», а «в знак протеста».

 

При этом директор Крымского научного центра исламоведения выразил недоумение по поводу формирования расширенного Совета казачьих атаманов при Симферопольской и Крымской епархии УПЦ МП, в создании которого принимал активное участие глава военного отдела епархии отец Дмитрий.

 

По его мнению, образование Совета казачьих атаманов при Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви, равно как и наличие в ней военного отдела, может свидетельствовать о стремлении крымских православных иерархов к «созданию военных казачьих формирований для защиты православия».

 

Говоря о недавних случаях окропления священнослужителями Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата «мусульманских детей» в детском саду №8 в Старом Крыму и в общеобразовательной школе № 43 в поселке Комсомольское Грэсовского поселкового совета Симферополя, Айдер Булатов назвал «подобные действия» православных священников «оскорблением религиозных чувств» и попыткой «насильственного крещения» мусульман.

 

«Это равносильно тому, если бы мусульманский или иудейский священнослужитель пришел в детский сад или школу и начал бы там насильственно делать обрезание всем детям, независимо от их вероисповедания», — заявил он.

 

Рассказал директор Крымского научного центра исламоведения и об участившихся случаях «осквернения мусульманских могил и святынь» и «разрушения мусульманских кладбищ» на территории АРК, за совершение которых «еще никто не был привлечен к уголовной ответственности».

 

По его словам, в последние годы в Крыму «развернулась война с усопшими» и «мусульманские кладбища буквально стираются с лица земли», из-за чего Крым по количеству актов вандализма уже можно сравнить с такими регионами как территория бывшей Югославии, Ирак, Палестина и Афганистан.

 

Основными причинами этого Айдер Булатов считает ведущуюся в Крыму некоторыми политическими силами «антиисламскую пропаганду» с «навешиванием ярлыков» и «созданием ложных стереотипов в отношении крымских мусульман», на чем, по его мнению, «основан проект Стратегии деятельности Республиканского комитета Автономной Республики Крым по делам религий на 2011-2015 год», разработанный последним председателем Рескомрелигий Крыма Ларисой Чулковой «незадолго до его упразднения».

 

Как отметил директор КНЦИ, в данном документе «для характеристики сущности крымского ислама и крымских мусульман» использованы «фотографии захвата террористами заложников в московском театре на Дубровке» во время представления мюзикла Александра Цекало «Норд-Ост» и «изображения шахидок, одетых в ту одежду, которую никогда не носили и не носят крымские мусульманки» и, в связи с этим, данная Стратегия в случае ее утверждения «привела бы к еще большему нагнетанию страха перед исламом» среди представителей других крымских конфессий и к «разжиганию исламофобии на территории Крыма».

 

Упомянув о недавно вышедшем на экраны американском «низкокачественном исламофобском» фильме «Невинность мусульман», Айдер Булатов выступил в поддержку предложения премьер-министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «исламофобия должна быть запрещена во всем мире, как и антисемитизм».

 

При этом бывший заместитель председателя Республиканского комитета Крыма по делам религий указал на необходимость межнационального и межконфессионального взаимопонимания и сотрудничества с целью достижения укрепления «согласия между русскими, украинцами и крымскими татарами».

 

«Если государство не на словах, а на деле займет декларируемую Конституцией равную позицию по отношению к конфессиям, нам всем удастся избежать возникновения очень многих конфликтов на межнациональной и межконфессиональной основе», — подчеркнул он.

 

В ходе развернувшейся после этого доклада дискуссии представитель Русского общества Большой Ялты Ким Агузаров назвал «неправильными» высказывания Айдера Булатова о том, что кладбищенский вандализм в Крыму носит антиисламский характер.

 

«Христианские и иудейские могилы и кладбища оскверняются и разрушаются у нас не в меньшей степени, чем мусульманские», — подчеркнул русский общественник.

 

Со своей стороны политолог Владимир Джаралла отметил, что военные и тюремные отделы существуют в каждой православной епархии «для духовного окормления священниками военнослужащих и заключенных», которое предусматривается догмами православного христианства, и что мусульманские священнослужители также напутствуют призывников перед их уходом на военную службу и приходят к заключенным в места лишения свободы.

 

При этом Владимир Джаралла предложил воссоздать в Крыму Республиканский комитет по делам религий или хотя бы придать существующему отделу по делам религий Министерства культуры и искусств АРК статус управления.

 

Затем настоятель евангелической лютеранской кирхи Святой Марии в Ялте пастор Владимир Эмрих, пожаловавшийся на то, что ялтинские власти собираются забрать у местных лютеран возвращенное им здание кирхи на улице Чехова, 10, несмотря на то, что на занимаемый ею участок земли «есть и законный землеотвод, и государственный акт о праве постоянного пользования землей», порекомендовал присутствующим не нагнетать межконфессиональную напряженность, а искать пути решения межрелигиозных проблем, возникающих в Крыму.

 

Благочинный Ялтинского округа Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата отец Адам Дмитренко в своем выступлении рассказал о деятельности существующего в Крыму более 20 лет Межконфессионального совета «Мир — дар Божий», сопредседателями которого, согласно его уставу, являются Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и муфтий мусульман Крыма, и призвал решать все возникающие межрелигиозные проблемы путем межконфессионального диалога.

 

При этом православный батюшка особо подчеркнул, что «окропление святой водой — это не таинство» и его нельзя сравнивать по значимости ни с обрядом крещения у христиан, ни с обрядом обрезания у мусульман и иудеев.

 

«Умышленно со стороны Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата никогда не было никаких действий, чтобы кого-либо чем-то оскорбить», — заверил отец Адам Дмитренко.

 

В завершение своего выступления благочинный Ялтинского округа Симферопольской и Крымской епархии передал участникам VII сессии Крымского дискуссионного клуба в Ливадии благословение митрополита Лазаря.

В свою очередь председатель Ассоциации еврейских обществ и общин Крыма Анатолий Гендин, который перед этим рассказывал о произошедшем в Симферополе восемь лет назад и не расследованном до конца «зверском избиении 16 еврейских детей 20 молодыми отморозками» и о предстоящей передаче в суд уголовного дела, возбужденного в апреле 2012 года по факту разграбления мест захоронения жертв массовых расстрелов около 14 тысяч евреев и крымчаков на 10-м километре Феодосийского шоссе на территории Трудовского сельского совета Симферопольского района с целью поиска драгоценностей, предложил проводить в Крыму ежегодные межконфессиональные фестивали под эгидой органов государственной власти в АРК.

 

Умер Чабанов, начальник отдела по вопросам межнациональных отношений Алуштинского городского советаНачальник отдела по вопросам межнациональных отношений Алуштинского городского совета Умер Чабанов в своем выступлении обвинил должностных лиц публичного акционерного общества «Акционерная компания «Крымавтотранс»» в «вандализме и лжи».

 

Умер Чабанов рассказал, что «на месте принадлежащего акционерной компании «Крымавтотранс» автовокзала в Алуште ранее находилось мусульманское кладбище», которое «в 1962 году, через 18 лет после выселения крымскотатарского народа, было разрушено и закатано в асфальт для строительства на его месте автостанции и дороги».

 

По его словам, это подтверждается «как свидетельствами старожилов, так и историческими справками Алуштинского краеведческого музея Центрального музея Тавриды».

 

Как рассказал начальник отдела мэрии Алушты, в течение 12 лет руководство компании «Крымавтотранс» «не оспаривало» наличия мусульманского кладбища «на том месте, где сейчас находится алуштинская автостанция», и «соглашалось уступить городу 22 сотки арендуемой у него земли для строительства аллеи в память об усопших». Но «в апреле текущего года рядом с захоронениями, выявленными на территории автостанции в ходе археологических раскопок 2009 года, «Крымавтотранс» начал строительство туалета, прекращенное городскими властями Алушты, а два месяца назад в метре от этих захоронений была установлена пивная стойка».

 

По словам Умера Чабанова, «17 сентября руководство Алуштинского коммунального предприятия «Управление городского хозяйства» получило от председателя правления ПАО «Акционерное компания «Крымавтотранс»» Валентины Грицак датированное 12 сентября 2012 года письмо под № 1072/12, в котором открыто и цинично заявляется: «Никакого кладбища на территории автостанции г. Алушта не было и нет. Данное обстоятельство подтверждается заключением Крымского отделения Института востоковедения имени А.Ю. Крымского Национальной академии наук Украины от 9 августа 2012 года №74. С учетом этого общество категорически против изъятия части земельного участка площадью 0.2200 га под размещение памятного знака для обустройства аллеи памяти в районе автовокзала г. Алушта. Кроме того, с полной ответственностью заявляем, что на территории автостанции г. Алушта не может быть никаких посторонних объектов, несвязанных с предоставлением автостанционных услуг (скверов, памятников, зеленых насаждений и т. п.)».

 

В связи с этим Умер Чабанов отметил, что вышеуказанные действия должностных лиц акционерной компании «Крымавтотранс», по его мнению и «по мнению тех алуштинцев, которые уже готовят соответствующее обращение в правоохранительные органы», подпадают под санкцию «двух статей Уголовного кодекса Украины — статьи 161 (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности и религиозных убеждений) и статьи 297 (надругательство над могилой, другим местом захоронения или над телом умершего), которые предусматривают наказание вплоть до лишения свободы на срок до 12 лет».

 

Комментируя само заключение археологов, на которое ссылаются руководители «Крымавтотранса», начальник отдела по вопросам межнациональных отношений мэрии Алушты отметил, что в данном документе руководитель Крымского отделения Института востоковедения доктор исторических наук Александр Айбабин «подтверждает факт обнаружения захоронений в каждом из двух проделанных на территории автостанции шурфов по 8 квадратных метров, но, в то же время, заявляет о том, что, оказывается, «в Крыму в составе бывшего СССР религиозно-этнических кладбищ как таковых не существовало».

 

При этом Умер Чабанов особо подчеркнул, что Алуштинский городской совет и городской голова Алушты Станислав Колот «поддерживают идею обустройства аллеи памяти на месте разрушенного кладбища, местонахождение которого на территории нынешнего автовокзала подтверждается и свидетельствами старожилов города независимо от их национальности, и историческими документами и исследованиями», и что Алуштинским горсоветом «на основании гарантийных писем руководства компании «Крымавтотранс» уже приняты три решения по вопросу создания аллеи памяти в районе автовокзала».

 

Источник: http://novoross.info

Похожие материалы

Ретроспектива дня