Как погиб Юсуф Османов

Post navigation

Как погиб Юсуф Османов

В 2007 в издательстве «Доля» тиражом 1000 экземпляров вышла в свет книга — «Дорога длиною в век» — сборник воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Сейтумера Османова (1907-2008) и материалов о нём.

 

Как известно 2015 год проходит под знаком 70-летия Победы. По предложению составителя сборника Асана Хуршутова МФ-информ начинает публикацию на сайте серию материалов из книги.

Памятник брату и племянику Юсуфа Османова - Бекиру Османову и Юрию Бекировичу Османову

Первый рассказ Сейтумера Османова о своих братьях…

 

Старший сын Османа эфенди из Буюк Озенбаша

(К столетию со дня рождения Юсуфа Османова)

 

Юсуф Османов родился в 1901г. в селе Буюк Озенбаш Богатырской волости Ялтинского уезда Таврической губернии в семье Османа эфенди и Ханий апте.

 

Осман эфенди был образованным человеком, передовым представителем своего времени. Он получил образование в медресе и сам преподавал в медресе, являлся современником и последователем Исмаила Гаспринского. Сын крестьянина — Осман эфенди глубоко уважал, высоко ценил и любил тяжелый, но благородный труд крестьянина.

 

Когда умер его отец, Осман эфенди без колебаний, решив сохранить его очаг в Озенбаше, стал с семьей жить и работать в родном селе. И в этих условиях он продолжал расширять свой кругозор. Его замечательная библиотека продолжала пополняться новыми книгами, переполнившими две полки (рафлар — по-крымскотатарски) в доме. Он находил время учить детей, продолжая просветительскую деятельность.

 

Помогал односельчанам и словом, и делом. В его хозяйстве имелись неполивные земли с лесными массивами (чаиры), где выращивалось сено для двух коров с приплодом и лошади. При необходимости получали лесоматериал. В горно-лесных селах нормальная жизнь селян без разведения крупного рогатого скота была немыслима, ибо это был источник получения молока, масла, йогурта, сыра, каймака, мяса и шкур.

 

Часть урожая из фруктового сада реализовывалась оптовым покупателям, другую часть на одноконной арбе, крытой могедеком, увозили в степной Крым и там обменивали на зерно (пшеницу, ячмень). Это занятие называли «чёльге кетюв». Оно было характерно для жителей горно-лесного Крыма. В хозяйствах велся строгий учет приобретенных материальных ценностей и их расходования.

 

Осман эфенди с супругой сообща управляли своим хозяйством. Ханий апте, кроме других дел по дому, занималась изготовлением из сочных груш и яблок сухофруктов, а также густого сиропа-бекмеса. Эти продукты употреблялись в семье и обменивались на зерно. Она занималась и огородом, выращивая картофель, лук, чеснок, фасоль.

 

Поздней осенью и зимой, будучи почти свободным от дел по хозяйству, Осман эфенди на общественных началах обучал детей в своей домашней школе. Ханий апте, вновь собрав деревянный ткацкий станок, ткала для семьи. В моей памяти сохранились картины, запечатлевшие радостные лица родителей, гостей в тесном кругу, в окружении детей. Старшей была дочь Зейнеб, помощница матери и признанный авторитет для братьев.

 

Примерно в 1917 г. после тяжелой болезни Осман эфенди умер. Всем в семье было ясно, что надо жить дальше. Главой семьи оставалась мать. Не стоял и другой вопрос: «Кто будет выполнять тяжелую мужскую работу?». Было ясно, что это дело всех сыновей, но главная тяжесть легла на юные плечи 16-летнего Юсуфа.

 

В то время Муслюму было 13, мне — Сеитумеру — десять, а Сеит-Бекиру — шесть лет. Братья под началом Юсуфа работали, а друзья покойного Осман эфенди не оставляли их без внимания и поддержки. В северные степные районы Крыма Юсуф ездил с одним из младших братьев и, обязательно, вместе с друзьями отца. Три-четыре арбы одновременно выезжали из Буюк Озенбаша, вместе совершали продуктообмен в степных селениях и вместе возвращались домой.

 

Хотя братья старались работать как их отец, результы оказывались иными. По-видимому, агротехнические мероприятия наши были менее профессиональными и менее эффективными. Сена накашивали меньше. Но братья под руководством Юсуфа нашли дополнительный источник дохода и занялись изготовлением древесного угля. Но и этот промысел оказался делом-исскуством сложным: как по части изготовления, так и продажи.

 

В 1921 г. Юсуф был призван в армию сразу после установления в Крыму |Советской власти. В 1921-1922 годы он служил. А в 1923 г. семья отправила автора этих строк в Акъмесджит (Симферополь) учиться в опытно-показательной девятилетней школе-интернате. С 1925-го Сеит-Бекир стал учиться в сельхозшколе в местности Чаир на Южном берегу Крыма, а потом продолжил учебу в Ялтинском табаководческом техникуме…

 

Зимние и летние каникулы мы проводили в кругу семьи в Буюк Озенбаше. Я хочу, но никак не могу представить себе, как сложилась бы моя и Сеит-Бекира судьба без самоотверженной любви и заботы нашей матери — Ханий апте, без решительной поддержки нашего брата Юсуфа, который после армии продолжал заниматься хозяйством и поддерживал нас.

 

После начала коллективизации наши сельхозугодья и сад стали собственностью государства. Арбу, лошадь и корову Юсуф передал в колхоз и сам стал колхозником, продолжая честно трудиться. Только в 1933 г., когда Юсуф был уже женат, ему как передовому работнику и члену ВКП(б) предоставилась возможность учиться на агрономических курсах для работников сельского хозяйства.

 

То были трудные годы, когда единоличные хозяйства (существовавшие веками) были ликвидированы, а колхозы еще не состоялись. Посоветовавшись с любимой женой — Фатимой решили, что Юсуфу надо учиться и использовать представившуюся возможность В 1934 г. Юсуф успешно окончил курсы и был направлен на работу в колхоз в селе Дуванкой Бахчисарайского района, куда и переехал с семьей из Буюк Озенбаша.

 

Юсуф проявил себя на новом месте как компетентный специалист и организатор сельскохозяйственного производства. Начал с должности руководителя садоводческой бригады (самой главной в хозяйстве), а затем был избран председателем кохоза и возглавлял его в течение многих лет.

 

Руководимое Юсуфом Османовым крупное плодово-ягодное по специализации хозяйство, внесло весомый вклад в экономику предвоенного периода и было в числе лучших Крымской АССР. Продукты колхоза экспониировались на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке в Москве в 1939-1940 гг., а сам Юсуф Османов был награжден золотой медалью Выставки.

 

В начале Великой Отечественной войны Юсуф перевез свою дочь Фатиме и детей: Гульнару, Кязима и младенца Нариманчика в Буюк Озенбаш к родственникам.

 

Сам он считал, что его место на фронте, согласно архивным сведениям Бахчисарайского РВК (письмо № 4/583 от 5 мая 1988) Османов Юсуф, 1901 г.р. член ВКП (Б) «значится призванным в команду №2 и 18 августа 1941 г. отправлен в состав команды в г. Симферополь в расположение командира в/ч 3151».

 

Рядовой Юсуф Османов — участник кровавых сражений с фашистскими захватчиками на Украине и севере Крыма. Сильно контуженный он оказался в беспомощном состоянии. Об этом его супруге рассказала неизвестная ей женщина по поручению прибывшего с фронта солдата, который ни имени, ни фамилии своей не сообщил. Солдат добавил, что «к сказанному ничего не сможет добавить» и, кроме того, просил не искать с ним встречи.

 

Таких солдат, которым удавалось избежать фашистского плена, чиновники из НКВД считали дезертирами, преследуя их и после войны (об одном из таких избежавших плена матросе Эбазере Аблаевиче Тоймазе рассказано в очерке «Сатанинская записка Сталина» в газете «Арекет» от 15.05.2000 г. Эбазер избежал плена и в 1943-1944 гг. был партизаном; был приговорен к смертной казни, замененной 25- летним заключением в 1952 г. и реабилитирован в 1957 г. (Германцы считали таких солдат бежавшими из плена, и в случае поимки, расстреливали).

 

Находясь меж двумя огнями, смертоносными жерновами карательных машин, эти благородные люди не забывали долг фронтового братства. Известие о состоянии мужа, полученное Фатиме Джелиловной, было как раз проявлением такого фронтового братства. Мы до сих пор благодарны тому неизвестному солдату. Получив известие, мы поняли, что Юсуф жив и нуждается в нашей помощи.

 

В очерке «Плененные красноармейцы в одежде немецких солдат»(см. «Арекет» №№ 7-8 (90-91 от 15.05.2000 г.) я рассказывал, как искал и нашел старшего брата Юсуфа в лагере для военнопленных. Добавлю лишь, что в северном Крыму брата не нашел и дошел в своем поиске до города Николаева.

 

Именно здесь я наткнулся на секретный (в буквальном смысле этого слова) немецко-фашистский лагерь-тюрьму, где находились пленные красноармейцы. До самого города ни от одного из десятков встречных людей я не услышал о существовании этого лагеря. Люди знали, но молчали, боялись говорить встречному, незнакомому лицу.

 

В этом секретном концлагере были сконцентрированы пленные — представители восточных народов: узбеки, казахи, азербайджанцы, крымские татары, туркмены и другие. В том лагере через колючую проволоку увидел я своего брата Юсуфа, которому рассказал о его семье.

 

Мы долго беседовали, причем, чтобы не обратить внимание охраны, через короткое время расходились, а затем вновь встречались, чтобы продолжить беседу. Кроме того, я отвечал на вопросы других пленных разных национальностей, стараясь в своих сдержанных ответах поддержать их морально. Я сказал им, что их плен, не их вина, а их беда, что, оказавшись в плену, они не изменили родине, и теперь все зависит от их собственного решения и мужества.

 

Я объяснил военнопленным, что путем искусственно созданного режима голода в сочетании с лживой пропагандой фашисты хотят дезориентировать, сломать их. Чтобы больные и слабые быстрее умерли, а оставшиеся, потеряв облик человека, забыв о прошлом и не думая о будущем, превратились в послушных рабов…

 

Внимание и доверие ко мне, моим высказываниям со стороны пленных из николаевского лагеря не были случайными, а были вызваны важными обстоятельствами.

 

Во-первых, тем, что среди них находился мой родной брат Юсуф (до войны председатель крупного колхоза в Крыму).

 

Во-вторых, я, Османов Сеитумер, сам нашел их в поисках брата и, рискуя жизнью, беседовал с ними через ограду лагеря. Все эти люди, пережили месяцы, многие недели страшных боев с превосходящими и численно, и вооружением силами беспощадного противника: все они находились в состоянии сильного стресса, растерянности, тревоги и безысходности.

 

Отбрасывая ложную скромность, обязан сказать, что тогда помог пленным открыть глаза и понять готовящуюся против них провокацию. Смог сделать это с помощью старшего брата Юсуфа Османова и его друзей.

 

В марте 1942 г. я неожиданно встретился с Юсуфом в Симферополе. Он и товарищи были в одежде немецких солдат, но продолжали чувствовать себя пленными, и оставались ими. Выдавая пленных красноармейцев, как добровольцев, оккупанты адресовали этот фарс, эту дезинформацию другим, но сами, как и прежде, относились к «добровольцам» с недоверием, содержали под охраной своих автоматчиков, оружия не доверяли. И не без основания. Немецкий дезо-маскарад был адресован, прежде всего, бериевским спецслужбам, помогал последним спешно формировать фальшивые архивы для будущей операции 18 мая 1944 г.

 

Мой рассказ о брате Юсуфе, который с группой «добровольцев» совершил побег из лагеря под Симферополем в апреле 1942 г. Добравшись до родного села, Юсуф успел повидаться с семьей. Но вскоре он был обнаружен оккупантами и убит выстрелом в затылок. Тело нашел и опознал ветврач Мустафа агъа, знавший Юсуфа по работе в Дуванкое.

 

Потеряв своего любимого мужа, Фатиме Османова в тяжелые годы гитлеровской оккупации и сталинской депортации крымскотаарского народа сделала все возможное и невозможное, чтобы сохранить и вырастить детей. В конце концов, ценой собственной жизни ей это удалось…

 

Отмечая столетие со дня рождения Юсуфа Османова, хочется подчеркнуть, что он достойно жил, трудился и отдал жизнь за свободу нашей родины. Многие десятилетия прошли, как среди живых нет Юсуфа и его супруги Фатимы (умерла в 1946 г.). Но в разных районах Крыма живут со своими семьями их дочь Гульнара Асанова и сын Кязим Османов. У каждого из них пятеро уже семейных детей и много внуков. Это правнуки и правнучки Юсуфа Османова (1901-1942 гг.) и Фатиме Османовой (1901-1946 гг.). Вечная им память…

 

Сеитумер Османов,

2001 г.

 

(Из книги: Османов С.О. ДОРОГА ДЛИНОЮ В ВЕК. -Симферополь: «ДОЛЯ», 2007)

 

P.S. К сожалению, фотографии Юсуфа Османова, видимо, у автора не было. Нет её и у нас. Если таковая сохранилась у детей, внуков и правнуков Юсуфа Османова, и они передадут её для публикации, то мы поместим фото в данном материале.

 

Подготовил к публикации

Асан Хуршутов

г. Ялта

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня