Почему Сталин был «неравнодушен» к татарам

Post navigation

Почему Сталин был «неравнодушен» к татарам

5 марта 1953 года скончался Иосиф Сталин. Профессор Султанбеков, автор книги «Сталин и «татарский след», считает, что вождь народов был «неравнодушен» к татарам. Именно он выступал против союзного статуса Татарской Республики, несмотря на то, что многие в те годы считали, что татары наравне с другими народами имеют полное право быть учредителями Советского Союза.

Профессор Булат Файзрахманович СултанбековКоренной казанец Булат Файзрахманович Султанбеков, родившийся на Третьей горе на Суконке в 1928 году и родному языку выучившийся, лишь когда был отправлен на работу в Сабинский район, в 2012 году выделяет три юбилея: 120-летие со дня рождения Мирсаида Султангалиева, 90-летие образования СССР и 75-летие пика сталинских репрессий.

— В своей книге «Сталин и «татарский след» вы пишите, что «в начале 1918 года Ленин и Сталин видели в Татаро-Башкирской Республике своеобразную базовую модель национально-государственного устройства для большинства нерусских народов России». Так почему в итоге проект этой республики не был воплощен в жизнь?

— В марте 1919 года башкиры провозгласили свою республику во главе с Заки Валиди и М.Кулаевым, которого условно можно назвать первым президентом Башкирии. Естественно, вопрос о создании Татаро-Башкирской Республики отпал само собой. Нужно было создавать Татарскую Республику и выбирать лидера нового государственного образования.

— Коим стал Саид-Галеев?

— Сталин кандидатуру Султангалиева отверг, сказав, что «он нам необходим в Москве в наркомнаце». На пост председателя совнаркома был поставлен Саид-Галеев, который, впрочем, проработал главой правительства лишь год. В 1921 году случился страшный голод. Саид-Галеева упрекали в том, что он чрезмерно послушно выполнял указания Москвы и слишком много хлеба выкачивал из республики. Его отозвали в Москву. Сталин нашел ему должность — он стал председателем совнаркома Крыма. А в Казани главным был назначен Кашаф Мухтаров.

— Именно благодаря нему татары вновь получили возможность селиться на берегах Волги?

— Совершенно так. Рядом с Кашафом Мухтаровым были такие люди как ученый Гасыйм Мансуров, Рауф Сабиров — эта команда сделала большую работу по приданию слову «автономия» реального содержания. Именно при Мухтарове на пустующие земли на Волге стали возвращать татар из других районов Татарстана. Так были образованы села Кызыл Байрак, Бахчесарай, Нариман. Под Казанью появился поселок Чингиз. Сейчас мы его называем Нагорный.

— Однако же протатарское правительство Кашафа Мухтарова приказало долго жить. Почему?

— В июне 1923 года состоялось сверхсекретное так называемое Четвертое совещание, на котором речь шла о национальном вопросе. На нем присутствовали представители всех национальных республик и абсолютно все члены политбюро кроме больного Ленина и Рыкова. Совещание вел сам Сталин. Султангалиев в это время уже сидел на Лубянке.

 

Т.е. представителям национальных республик дали четко и ясно понять, чтобы они особо не зарекались. А Мухтаров выступил с требованием дать больше прав национальным республикам, на что Сталин ответил: «Что вы спорите всё время со мной? Ведь все мы одной дорогой идем». Ответ Мухтарова был лаконичен: «Дорога одна. Все на том свете будем». Кашафа Гильфановича расстреляли в 1937 году.

Стенограмма совещания досталась мне в наследство от Гасыйма Мансурова, который работал в команде Мухтарова. Мне удалось переиздать эти документы, находившиеся под тремя грифами секретности, в 1992 году.

— Султангалиев находится под следствием. Кашафа Мухтарова снимают с должности. Спроецировалось ли негативное отношение Сталина к этим татарским лидерам на то, что Татария так и не заполучила статус союзной республики?

— Когда в середине 1930-х годов принималась сталинская конституция СССР, Сталин специально подчеркнул, почему Татарии нельзя дать статус союзной республики: «Союзная республика имеет права выхода из состава СССР. А куда Татария может выйти? У нее нет общих границ с другими государствами». Хотя речь о союзном статусе Татарии шла и в подготовительных документах. Ну, и потом, я думаю, не хотелось Сталину иметь очень уж большую и сильную Татарию.

 

Поэтому и граница с Башкирией была проведена так, как была проведена: в итоге оказалось, что Башкирия по территории в два раза больше Татарии. Просто большая Башкирия, учитывая, что там не было такой развитой политической элиты как у татар, не представляла большой опасности.

Примечательно, что уже в 1924 году Султангалиев в своих записках употреблял термин не «великорусский шовинизм», а «панрусизм». Он писал, что если Россия будет развиваться по панрусистским методам, то она развалится и безо всякой войны. Он даже предсказал, по каким границам, по каким линиям распадется Советский Союз. Так и случилось в 1990-х годах.

 

Эти записки затем фигурировали в его деле. В 1940 году Султангалиева расстреляли.

— В 1944 году вышло знаменитое постановление об изучении татарской истории. Что это за постановление?

— Постановление «О состоянии идеологической работы в татарской партийной организации». Оно вышло в августе 1944 года. Сам Сталин его визировал. Этот документ определил целый ряд направлений в изучении истории татарского народа и поставил своеобразный ограничительный знак на некоторых темах.

— Каких, например?

— Ну, например, тема истории Казанского ханства или роли татар в истории российского государства. Еще раз татары стали притчей во языцех в 1957 году, когда первым секретарем обкома ТАССР стал Семён Игнатьев. Я работал под его личным руководством с 1957 по 1960 год — в отделе науки и школ. Считаю, что он оставил глубокий след в истории татарского народа. Именно Игнатьев в мае 1957 года начал процесс восстановления татарского языка и татарской культуры.

 

Семён Денисович провел пленум Татарского обкома, в котором были намечены меры по обязательному изучению татарского языка во всех учебных заведениях, по развитию литературы и искусства. Он очень поддерживал татарских писателей, татарскую литературу, татарскую музыку. А на пленуме по татарскому языку в 1958 году впервые выступили такие деятели культуры как Назиб Жиганов, Гумер Баширов, которые говорили о необходимости развития татарского языка и культуры.

 

Но после венгерских событий национализм снова начал беспокоить ЦК. Хрущеву доложили, что Игнатьев пошел на поводу у татарских националистов, и 28 октября 1960 года его фактически сняли. В Казань приехал секретарь ЦК и сказал, что у Игнатьева пошатнулось здоровье. А он с этим «пошатнувшимся» здоровьем прожил еще 24 года.

— В прессе время от времени мелькают материалы о том, что Сталин после Второй мировой войны якобы планировал депортацию татар. А вы как считаете?

— Я к этим материалам отношусь с улыбкой. Сталин же был реалистом. Он — прагматик. Он прекрасно понимал, что татар 6 миллионов, что они расселены на огромной территории от Чувашии до Урала. И потом: какой должен быть критерий «татарскости»? Ведь уже тогда смешанных браков было очень много. И затем если их депортировать в Казахстан или Узбекистан, то там уже жили казанские татары. Это не больше чем слухи, основанные, скорее всего, на прогнозах после депортации крымских татар, чеченцев и ингушей.

Роберт БОЛГАРСКИЙ

Источник: http://etatar.ru/20/42432

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня