Как поделить Россию?

Post navigation

Как поделить Россию?

На Юге России много шума наделала публикация о планах очередного переформатирования Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (ЮФО и СКФО). Эксперты расходятся в оценках достоверности этой информации, однако уверены, что изменения необходимы.

Как поделить Россию?Автор публикации в «Независимой газете», ссылаясь на анонимные «источники», рассказал, что ЮФО разделят на две части. Волгоградская и Астраханская области, а также Калмыкия должны отойти к Приволжскому округу. Ростовская область, Краснодарский край и Адыгея будут объединены с регионами СКФО в один округ со столицей в Ростове-на-Дону.

 

Этот новый южный округ повторит очертания Северо-Кавказского экономического района, некогда существовавшего в РСФСР: Ростовская область, Кубань, Ставрополье и северокавказские республики.

Появление инсайдерской информации в прессе пока не получило официального подтверждения. Журналист и блогер Алексей Костылев, со ссылкой уже на свои информационные «источники», заявил, что слух о предстоящем переформатировании округов, скорее всего, является дезинформацией.

«Утка» это была или преднамеренный слив информации, но то, что процесс регионообразования в нашей стране будет продолжаться — тут никто не сомневается.

Федеральные округа в России были учреждены в 2000 году. Это было одно из главных начинаний нового президента Владимира Путина. Недавно избранный глава государства с помощью округов устанавливал контроль над избираемыми на выборах губернаторами. Границы округов были проведены довольно причудливо.

 

Так, Тюменская область, которая всегда считалась Западной Сибирью неожиданно для тюменцев оказалась частью Уральского округа.

 

На Юге России был тогда учрежден округ, который первоначально планировали назвать «Северо-Кавказским». Кроме регионов бывшего Северо-Кавказского экономического района, в его состав включили Волгоградскую и Астраханскую области, Калмыкию. Спустя пару месяцев до чиновников в Кремле дошло, что Нижнее Поволжье никоим образом не является Кавказом, а потому округ переименовали в Южный.

В 2010 году новое слово в районировании Кавказа сказал президент Дмитрий Медведев. Он выделил северокавказские республики и Ставрополье в отдельный округ, назвав его Северо-Кавказским. Такой шаг опять вызвал вопросы и непонимание. Русское население Ставрополья требовало возвращения в состав ЮФО, а адыгейские националисты, напротив, полагали, что их искусственно оторвали от Кавказа.

 

Многие эксперты отрицательно оценивали создание СКФО, подчеркивая, что округ в таких границах способствует формированию кавказской «сепаратистской идентичности». Эксперты напоминали, что Северный Кавказ со времен постройки Владикавказской железной дороги в конце XIX века тяготел к Ростову-на-Дону, и не случайно Ростов называли «воротами Кавказа».

Так будет ли создание нового округа в границах советского Северо-Кавказского экономического района разумным и своевременным? Директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН Виктор Черноус в комментарии «Росбалту» отметил, что слухи о возможном изменении границ округов ходят уже давно. Однако проблемы нашей страны от того и происходят, что общество узнает о нововведениях в управлении от высших чиновников, когда те уже приняли решение.

«Проблема заключается в том, что система закрыто принимает решения, без серьезной проработки вопроса, а лишь за счет элитных или околоэлитных игр. Это проявляется и в ситуации с выборами, и в плане регионостроительства. Ученые — и на Юге, и в Москве — пишут колоссальное количество экспертных трудов, разработок на эти темы. Но «регионотворчество» в итоге получается почему-то сугубо бюрократическое», — констатировал ростовский эксперт. По мнению Виктора Черноуса, возвращение к границам советского Северо- Кавказского района сегодня уже не получит прежнего экономического смысла.

«В Союзе этот район был реальной, целостной структурой. Но в 90-е годы произошла его явная сегментация. Чечня, Ингушетия и Дагестан составили северо-восточный субрегион. Северная Осетия, Кабардино- Балкария, Карачаево-Черкесия составили «центральный» субрегион. Третьим субрегионом стали русские области — Кубань, Ставрополье и Дон», — напомнил эксперт.

Виктор Черноус уверен, что новое районирование должно учитывать реальные экономические связи, которые сложились за последние десятилетия. «Вокруг Каспийского моря сейчас закручены массы проблем, и разрывать каспийское побережье между поволжским и новым южным округом — очередная стратегическая глупость», — подчеркнул ростовский политолог.

При этом эксперт не сомневается, что со СКФО надо что-то делать. «СКФО, как я и предполагал, не решил те задачи, которые перед ним ставились. Решение этих задач в рамках СКФО объективно было невозможно», — констатировал Черноус.

То, что у федерального центра накопились серьезные вопросы к руководителям ЮФО и СКФО, отметил в комментарии «Росбалту» и старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Вадим Муханов. «Эффективность деятельности полпредов в ЮФО и СКФО далека от идеала, и поэтому дискуссии, споры о том, что делать дальше, будут возникать. Но бессмысленно проводить технические объединения. Что значит — давайте возьмем объединим или разъединим? Укрупнить — дело простое, но важно понимать — какие полномочия будут у тех людей, которые станут отвечать за регионы», — подчеркнул московский эксперт.

По мнению Вадима Муханова, решение проблем Кавказа заключается не в том, как нарезать границы, а в том, какие задачи поставить перед властями. Эксперт уверен, что сейчас у руководства федеральных округов недостаточно полномочий и возможностей для эффективной работы. «Несколько лет назад, когда выделяли СКФО, — была дискуссия о том, какой человек нужен во главе этого округа. Говорилось, что руководство округа должно контролировать ситуацию, а местные республиканские власти — подчинились бы ему. Но этого сделано не было», — заметил Муханов.

Эксперт перечисляет проблемы Северного Кавказа: низкий уровень эффективности государственного управления в регионе, потеря многих управленческих функций федеральным центром, отсутствие реального контроля над деятельностью региональных чиновников. «Поэтому ситуация как была нестабильной, так нестабильной и остается. Просто лепить блинчики один больше другого — это подменять настоящую деятельность банальными, пустыми профанациями», — подвел итог Муханов.

То, что Александру Хлопонину «неуютно» в кресле «главного по Кавказу» — видно невооруженным взглядом. Кроме того, Хлопонин — назначенец Медведева, и возвращающийся в Кремль Путин с легкостью пойдет на его перевод из СКФО в другой регион.

В то же время полпред в ЮФО Владимир Устинов давно превратился в «почетного пенсионера» и не принимает никакого видимого участия в решении проблем округа.

Это значит, что перемены на Юге России — кадровые или территориальные — неизбежны.

Дмитрий РЕМИЗОВ


Источник: http://www.rosbalt.ru/federal/2012/04/24/973774.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня