Кому мешает Ильхам Алиев?

Post navigation

Кому мешает Ильхам Алиев?

Азербайджанская оппозиция явно воодушевлена событиями на Арабском Востоке, в частности, падением правящих режимов в Тунисе и Египте. Еще вчерашние политические маргиналы, оттесненные от реальных рычагов управления, сейчас проявляют крайний радикализм. По их мнению, Азербайджан ждет в ближайшее время «киргизский сценарий».

Президент Азербайджана Ильхам АлиевТак, зампредседателя партии Народного фронта Азербайджана Нуреддин Мамедли объяснил возможность развития по самому радикальному сценарию следующими факторами: «Азербайджан упоминается в международных докладах в негативном ключе. Азербайджан в мире воспринимают как страну, где на высоком уровне развита коррупция и взяточничество. В стране нарушаются все права граждан. Социальная несправедливость усугубляется изо дня в день. Сегодня в Азербайджане зарплата милиционера в 7 раз выше зарплаты профессора».

 

Руководитель Центрального исполнительного аппарата партии «Мусават» Ариф Гаджилы считает, что пропасть между властью и обществом в Азербайджане много глубже, чем в Киргизии. «Незаконное присвоение собственности человека стало бытовой нормой в Азербайджане. Истязания и пытки в тюрьмах стали обычным делом. Поэтому киргизский вулкан может извергнуться и в Азербайджане, однако последствия будут более катастрофическими, поскольку преступлений и произвола в Азербайджане больше», — заявил Гаджилы.

Принимая во внимание желание оппозиции обвинить действующую власть во всех смертных грехах, тем не менее, стоит проанализировать, что позволяет оппонентам нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева считать, что ситуация в стране может пойти по арабскому сценарию?

Прежде всего, недовольство оппозиции вызывает наследственный характер власти в стране — Ильхам Алиев стал президентом Азербайджана в 2003 году после смерти его отца Гейдара Алиева. Председатель оппозиционной партии «Мусават» Иса Гамбар в телеинтервью заявил буквально следующее: «Налицо имитация политической династии, что абсолютно неприемлемо для демократии. Авторитарные методы управления, сращивание финансовой, военной и политической власти, абсолютные монополии в экономике — все это больше всего роднит Азербайджан с той же Ливией».

Оппозиция также особый упор делает на крайне несправедливом, по её мнению, распределении сверхдоходов от продажи азербайджанской нефти и газа. Действительно, даже после последнего повышения в начале 2011 года на 10 процентов, средняя пенсия в стране составила всего 162 азербайджанских маната (чуть более 200 долларов США или 6000 российских рублей). Невысоки и зарплаты в госсекторе — они редко превышают 350 манатов (около 440 долларов). Большое недовольство вызвало и серьезное повышение цен на услуги ЖКХ в начале 2011 года. До 2 миллионов граждан Азербайджана находятся на заработках вне страны, прежде всего, в России, поскольку в стране высок уровень безработицы. Ранее разрозненная светская оппозиция в Азербайджане по примеру стран Арабского Востока стремится объединиться в единое движение, отбросив на время разногласия и вечную борьбу за власть.

Движение «Общественная палата» и должно выражать общие требования светской оппозиции. Именно оно и взяло на себя ответственность за проведение «Дней гнева» в стране. Первая такая акция прошла в Азербайджане 11 марта 2011 года. «Общественная палата», по примеру протестных движений на Арабском Востоке, основную роль в организации акции отвела социальным сетям. В социальной сети Facebook был создан блог «День гнева в Азербайджане», где и были размещены основные требования оппозиции: «срочные выборы, отставка правительства в полном составе, проверка доходов государственных чиновников всех рангов, свобода вероисповедания и соблюдения религиозных принципов, отмена запретов в соблюдении религиозных предписаний, свобода всем политическим заключенным, справедливое распределение доходов нации». Оппозиция рассчитывает придать «Дням гнева» перманентный характер.

Видна и еще одна параллель с событиями на Арабском Востоке — гипертрофированное внимание западных СМИ к акциям протеста в Баку, кстати, весьма немногочисленным. Действия полиции по разгону несанкционированного митинга в Баку, многократно показанные по всем ведущим западным новостным каналам, дали повод обвинить азербайджанские власти в «нарушении прав человека». Госдепартамент США в своем ежегодном докладе о ситуации в мире с правами человека в 2010 году отметил ограничение свободы слова и собраний, деятельности политических партий и права граждан на мирную смену власти в Азербайджане. В отчете также констатируется сохранение коррупции в органах юстиции и правоохранительных структурах, ужесточение ограничений работы СМИ и политической активности.

8 апреля (накануне заседания «Общественной палаты») представители Бакинских офисов Совета Европы, ОБСЕ и Евросоюза, посольства США и дипмиссий стран ЕС и Норвегии провели встречу в штаб-квартире партии «Мусават» с лидерами оппозиции — главой партии «Мусават» Исой Гамбаром, лидером Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли, руководителем партии Национальной независимости Юсифом Багирзаде и членом координационного совета Общественной палаты Панахом Гусейном.

Запад однозначно осуществляет давление на режим Ильхама Алиева, оказывая такую серьезную моральную поддержку лидерам «Общественной палаты», которые откровенно заявляют о необходимости свержения нынешнего президента Азербайджана.

Всегда крайне острожный в отношении Запада и особенно США, Баку еще накануне встречи выразил свое явное недовольство: заведующий отделом администрации президента Азербайджана Али Гасанов сделал весьма резкое заявление: «что касается позиции представительств США и ОБСЕ в Азербайджане, должен отметить, что мы никогда не выражали отношения к мероприятиям, проводимым различными силами в зарубежных государствах, и всегда считали, что это является внутренним делом этих государств. В таком случае, было бы неплохо, если бы иностранные представительства действовали в рамках своих мандатов и не вмешивались во внутренние дела Азербайджана».

Почему же сейчас США недовольны Ильхамом Алиевым (хотя он пришел к власти во многом благодаря поддержке Вашингтона) и готовы отказаться поддерживать его, как это уже произошло в Египте с Хосни Мубараком?

Дело, прежде всего, в позиции Ильхама Алиева по вопросам газопроводов «Южный поток» и его конкурента NABUCCO. Несмотря на уже почти откровенное давление со стороны Вашингтона и Брюсселя, Баку так и не поддержал проект NABUCCO (без участия Азербайджана этот проект просто невозможен). Вряд ли можно считать простым совпадением, что 7 апреля Европарламент принял резолюцию, подчеркивающие стратегическое значение NABUCCO и призывающую к скорейшему осуществлению этого проекта.

В то же время Азербайджан осторожно, но системно выстраивает сотрудничество в газовой сфере с Россией и допускает возможность присоединения к «Южному потоку». Приход оппозиции к власти несет и еще одну угрозу — возможность размораживания конфликта в Нагорном Карабахе. Оппоненты Алиева обвиняют его в неспособности решить проблему «оккупированных территорий» и для повышения своего рейтинга могут пойти на военную авантюру. Россия как сопредседатель Минской группы по Нагорному Карабаху не сможет остаться в стороне от конфликта.

Аналитики отмечают еще одну крайне важную тенденцию в политической жизни Азербайджана — резкую активизацию исламской оппозиции. В отличие от тех же стран Центральной Азии, ислам никогда не играл серьезной роли в стране, все политические партии (от либералов западного типа до националистов и пантюркистов) носили сугубо светский характер. Большинство приверженцев ислама в Азербайджане-шииты ( в отличие от большинства стран Арабского Востока ) и основные религиозные партии ассоциировались с Ираном, отношения с которым никогда не были простыми. В 1995 году была аннулирована регистрация Исламской партии, которую в Азербайджане некоторые политики называли «проиранской», ее руководство было обвинено в шпионаже в пользу Ирана и подготовке госпереворота в Азербайджане.

 

Однако в последние годы наблюдается рост влияния Исламской партии и близких к ней организаций. Многие мечети стали своеобразными политклубами не только для ревностных приверженцев ислама, но и для всех недовольных действующим режимом. Вопрос о хиджабе и ее ношении в учебных заведениях (министерство образования было против, ссылаясь на светский характер Азербайджана) стал откровенно политическим и привел к митингам протеста во многих городах.

В нынешней ситуации и исламская оппозиция решила прибегнуть, помимо традиционных способов пропаганды, к столь популярным сейчас социальным сетям. В социальной сети Facebook появились призывы к верующим прийти на митинг под девизом «8 апреля — Великая пятница». Основными требованиями участников акции исламской оппозиции являются решение карабахского конфликта и требование отмены запрета на ношение хиджаба в средних школах: «Проведение акции на площади «Азадлыг» имеет символический смысл. Борьба за Карабах началась с этой площади, и это наше основное требование. Но у нас есть и другие требования. 8 апреля мы приглашаем всех верующих к проведению мирных акций после совершения пятничного намаза и поддержке всех выступающих за свободу, независимо от вероисповедания и идеологии, как это было в Египте». Примечательно, что этот призыв дублируется на русском и английском языке.

В то же время, исполняющий обязанности председателя Исламской партии Азербайджана Гаджи Эльчин Манафов (её председатель Мовсум Самедов был арестован в январе этого года) заявил, что его партия не требует отставки Ильхама Алиева и несогласна со многими требованиями «Общественной палаты».

Если светская оппозиция в Азербайджане весьма разрознена и, по большому счету, сейчас не представляет угрозы режиму Ильхама Алиева, то исламская оппозиция может весьма серьезно повлиять на ситуацию внутри Азербайджана. В первый половине 1990-х годов десятки тысяч азербайджанских шиитов прошли обучение в исламских учебных заведениях в Иране. По некоторым данным, деятельность проиранской шиитской оппозиции курируется органами внешней разведки Корпуса Стражей Исламской революции. Организованные выступления исламской оппозиции (по примеру событий в пригороде Баку, Нардаране, летом 2002 года) могут создать серьезную угрозу режиму Ильхама Алиева и сделает Баку зависимым от позиции Тегерана.

Ильхам Алиев явно старается перехватить инициативу у исламской оппозиции, говоря о крайне важности для Азербайджана мусульманских ценностей. Выступая на открытии Всемирного форума по межкультурному диалогу в Баку, президент Азербайджана заявил, что «Ислам — это наша религия, исламские ценности, национальные ценности — очень дороги для нас. Пока Ильхаму Алиеву, несмотря на многие проблемы и явное внешнее вмешательство, удается контролировать ситуацию в Азербайджане. Реальную угрозу его власти может представлять только раскол в правящих элитах, прежде всего из-за контроля над нефтегазовыми доходами.

 

Гейдар Алиев в бытность президентом Азербайджана был вынужден лавировать между нахичеванским кланом и кланом выходцев из Армении. Алиев-старший, имея корни в Армении, родился в Нахичевани, а потому и те и другие считали его своим. После смерти Гейдара Алиева многие аналитики считали, что его сын Ильхам Алиев не сможет так искусно балансировать между двумя крупнейшими политико-экономическим кланами в Азербайджане. Однако Алиеву-младшему удалось дистанцироваться от межклановых противоречий и стать во многом арбитром в их взаимоотношениях.

Реальную угрозу режиму Ильхама Алиева сейчас могут представлять нарастающие противоречия внутри самого нахичеванского клана, между условно говоря, «гейдаровцами» и «ильхамовцами».

Как стоит реагировать России на назревающий внутриполитический конфликт у южного соседа? При Ильхаме Алиеве отношения между Баку и Москвой развивались достаточно успешно. Соответственно Москва не может сейчас поддерживать дестабилизацию власти Ильхама Алиева и, видимо, в ближайшее время продемонстрирует ему поддержку.

Иннокентий АДЯСОВ

Источник: ИА REGNUM

Похожие материалы

Ретроспектива дня