Крымские каникулы

Post navigation

Крымские каникулы

В феврале на столе тогда еще президента Виктора Ющенко оказался документ. Это был проект решения Совета национальной безопасности и обороны Украины о выводе российского Черноморского флота из Севастополя. До второго тура президентских выборов оставалось меньше недели, и Ющенко всерьез собирался подписать этот документ.

Он уже практически взял ручку, когда вмешалась секретарь Совбеза Раиса Богатырева. Она забрала у президента бумагу и сказала, что он подпишет постановление только через ее труп, рассказывает курирующий украинское направление депутат Думы.

Источник Newsweek в украинском МИДе подтверждает: такой документ был, и у Ющенко не хватило духу его подписать. Против были не только Богатырева, но и тогдашний посол в России, нынешний министр иностранных дел Константин Грищенко, а с ними почти все окружение президента. Поддерживал украинского президента только отставной глава МИДа Владимир Огрызко.

21 апреля Дмитрий Медведев и Виктор Янукович подписали в Харькове соглашение о том, что Черноморский флот остается в Севастополе до 2042 года. За все постсоветские годы это, пожалуй, самый решительный прорыв российской внешней политики на украинском направлении. За Севастополь Киев получает скидку на газ — причем не за счет «Газпрома», пребывающего в незавидном финансовом положении, а за счет российского бюджета.

Вишневый сад

Подпиши Ющенко тот документ в феврале, Медведев с Януковичем договориться бы уже не смогли. Договор 1997 года о Черноморском флоте может продлеваться автоматически на пять лет — если одна из сторон не менее чем за сутки до срока его истечения не объявит о своем выходе. Именно это и собирался сделать Ющенко — в последнюю неделю своего президентства он мог уведомить Россию о том, что 28 мая 2017 года будет последним днем пребывания российских моряков в Крыму. «И назад дороги уже не было бы. Это уже не шутки — отменить в два счета, как признание Бандеры героем, не получилось бы», — рассуждает высокопоставленный украинский дипломат.

Ющенко передумал, когда ему объяснили, что Россия ответит — выйдет из «большого договора», главного двустороннего документа, подписанного в том же 1997 году и гарантирующего, в частности, территориальную целостность Украины. У Ющенко было две причины решить вопрос с флотом. Во-первых, он хотел сделать смену внешнеполитического курса Украины необратимой. Во-вторых, что еще более важно, он хотел помешать премьеру Юлии Тимошенко стать президентом. Ей бы пришлось начать выполнять это решение и ссориться либо с Россией, либо со своими избирателями на Западе. Но Ющенко убедили, что идти на риск полного разрыва с Россией только ради того, чтобы в очередной раз пнуть Тимошенко, не стоит.

На прошлой неделе Ющенко кусал себе локти — из-за того, что прислушался к этим доводам. Его сторонники из партии «Наша Украина» заявили, что, подписав соглашения о флоте и газе с Россией, Виктор Янукович пошел на измену родине и теперь заслуживает импичмента. Впрочем, никаких юридических оснований для начала процедуры импичмента нет — Конституционный суд Украины не стал рассматривать заявление.

В окружении Виктора Януковича говорят, что пошли на соглашение с Россией по флоту ради достижения одной цели — пересмотра газовых соглашений, заключенных Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным 19 января прошлого года. Выиграв выборы, Янукович сразу же заговорил о газе — и заявил, что приложит все усилия, чтобы снизить цену и заключить новый контракт.

Однако у России не было никакой мотивации пересматривать контракт, по которому Украина платила самую высокую в Европе цену за российский газ на самых невыгодных условиях, отмечал глава департамента нефти и газа Минтопэнерго Украины Константин Бородин. Действительно, в первом полугодии этого года Польша, Венгрия и Чехия платят «Газпрому» около $300, страны Балтии — $260, а Молдавия — $231. И только цена для Украины с ее самыми низкими транспортными издержками составляла $330 — и это еще со скидкой. Контрактом же предусмотрено и вовсе $450, причем с ежемесячной оплатой. «Цена безумная. И ясно, что Россия никогда не согласится его пересмотреть», — сетует украинский дипломат. По его словам, в последние месяцы украинские переговорщики предложили России все возможные уступки, но сумели только добиться скидки — примерно $230 за тысячу кубометров вместо прежних $330.

Переговоры начались сразу после инаугурации — Виктор Янукович прилетел в Москву 5 марта. 5 апреля он приехал в Россию еще раз — с частным визитом, чтобы крестить внука своего одноклассника и сходить на могилу своего названого отца космонавта Георгия Берегового. Но нашел время для встречи и напряженного разговора с Медведевым. Потом президенты встречались в Вашингтоне, на ядерном саммите, и в Кракове, на похоронах президента Леха Качиньского. Собеседник Newsweek в украинском МИДе уверяет, что они не упускали момента, чтобы поговорить о газе.

Кроме того, глава МИДа Украины Константин Грищенко несколько раз приезжал в Москву, а его российский коллега Сергей Лавров 10 апреля был в Киеве. Наконец, решающей фазой переговоров стала встреча премьер-министра Украины Николая Азарова с Владимиром Путиным. 20 апреля они встретились в Ново-Огареве и просидели всю ночь. В итоге и родилась схема — газ в обмен на флот. «Это не политическая увязка, но техническая точно», — признался позже Дмитрий Медведев.

Мы еще легко отделались, замечает украинский дипломат. По его словам, Черноморский флот — самая незначительная из уступок, которых добивалась Россия: «Черноморский флот для России — это как вишневый сад. Пользы никакой, но дорог как память». Оранжевые украинские политики сразу заявили, что новая договоренность — это предательство национальных интересов. Но в окружении президента Януковича считают иначе. «Из геополитической проблемы мы превратили Черноморский флот в фактор политической стабильности», — говорит украинский мидовец.

По словам мидовца, добиться вывода Черноморского флота на практике было бы невозможно — начались бы волнения в Крыму. Россия активно расшатывала ситуацию в Крыму, говорит он, раздувая проблему крымских татар и русскоязычного населения. Теперь, с подписанием соглашения по флоту, эта опасность позади.

Возвращение Фирташа

Киев спешил с газовыми соглашениями, потому что уже в минувшие выходные в Киев должна была приехать делегация МВФ. Украина давно добивается выделения кредита, однако МВФ выдвигает условие: правительство Украины должно сверстать бюджет с дефицитом не более 6%. При прежних ценах на газ дефицит бюджета был бы вдвое больше, заявил на прошлой неделе первый вице-премьер Украины Андрей Клюев.

Украинская пресса писала, что, помимо газа и флота, обсуждались и другие сферы российско-украинского сотрудничества. Например, Москва хочет включить украинский авиаконцерн «Антонов» в Объединенную авиастроительную корпорацию. Кроме того, добавляет источник в Киеве, у российского бизнеса есть виды на «Укртелеком» и Одесский припортовый завод. Судя по всему, украинцы эти активы не отдали. С «Антоновым», например, все непросто: прежде чем передавать концерн в российскую собственность, его нужно акционировать. Но разговор на эту тему наверняка вскоре будет продолжен — уже 17-19 мая Дмитрий Медведев впервые приедет в Киев с официальным визитом.

Оппоненты Виктора Януковича, впрочем, считают, что проблемы украинского бизнеса в российско-украинских переговорах уже решаются — но только бизнеса близких к президенту предпринимателей. К примеру, «Газпром» и «Нафтогаз» договорились об увеличении поставок газа на Украину. При этом весь прошлый год Украина закупала намного меньше газа, чем предусматривал контракт.

«То количество газа, на которое они подписались, — это переизбыток. Даже крупной промышленности такого объема не нужно. Первый вопрос — а куда этот переизбыток по ценам ниже прежних будет уходить? И второй вопрос — а не возникает ли тут Фирташ?» — размышляет политолог Дмитрий Пономарчук. Еще недавно он возглавлял пресс-службу предвыборного штаба Виктора Януковича, однако не пошел работать в администрацию.

Договоренность, заключенная в Харькове, предполагает, что Украина снова сможет реэкспортировать российский газ в Европу и зарабатывать на этом деньги, объясняет источник, близкий к переговорам. Впрочем, кто именно будет продавать этот газ, еще неясно. Янукович обещал, что его договоренность должна спасти «Нафтогаз» от банкротства — следовательно, всю прибыль от реэкспорта по логике получит именно «Нафтогаз».

Еще год назад право реэкспортировать российский газ в Восточную Европу было у компании «Росукрэнерго», принадлежащей Дмитрию Фирташу, одному из главных спонсоров президентской кампании Виктора Януковича. Фирташ до сих пор очень близок к президенту, а президентскую администрацию возглавляет его правая рука Сергей Левочкин. Из газовой торговли «Росукрэнерго» была изгнана всего год назад, после подписания соглашения Путина-Тимошенко. Со сменой власти в Киеве Фирташ может вернуться в газовую схему.

По материалам: www.runewsweek.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня