Крымские татары на распутье

Post navigation

Крымские татары на распутье

Новый многообещающий поворот в крымских событиях — визит нардепа Украины, экс-главы Меджлиса крымскотатарского народа Мустафы Джемилева в Москву. Джемилев, как известно, представляет ту часть крымскотатарского народа, которая поддерживает майдан и не одобряет вступления Крыма в состав РФ.

 

Крымские татары за мир в КрымуВ российскую столицу Джемилев вылетел накануне. В Москве он встретится с экс-президентом Республики Татарстан, государственным советником Татарстана Минтимером Шаймиевым, пишут украинские СМИ.

 

Ранее Джемилев сообщил о том, что его пригласили в Кремль для обсуждения ситуации по Крыму. Сам нардеп считает, что его попытаются склонить на сторону России, поскольку приглашение, с его слов, поступило лично от Владимира Путина.

«У нас давно уже с Шаймиевым была договоренность о встрече в Москве. В связи с обстановкой в Крыму, эта встреча и планируемые на ней обсуждения вопросов, касающихся крымских татар, перестали быть актуальными. Но Шаймиев передал мне предложение Владимира Путина, который хочет встретиться со мной как с национальным лидером крымских татар. Для начала мне надо согласовать это с руководством Украины, а также узнать тему предстоящего разговора.

 

Если Путин хочет узнать наше мнение (крымских татар — ред.) о возможном урегулировании сложившейся ситуации это одно, а если речь идет об обещаниях крымских татарам, если мы согласимся на передачу Крыма России, этот вопрос просто не будет обсуждаться», — рассказал Джемилев «КП в Украине».

Между тем, в интервью Financial Times Джемилев заявил, что «в случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов», сообщает «Главред».

По его словам, некоторые татарские экстремисты уже угрожают «оккупирующим полуостров российским войскам» джихадом. «У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты… группы, которые воевали (на стороне оппозиции) в Сирии, — заявил Джемилев. — Они говорят: «На нашу землю вступил враг, и мы готовы».

«Аннексия Крыма углубит этнические и религиозные различия в самом Крыму, повышая риск межобщинной розни и даже вооруженного конфликта. Самая мощная оппозиция России наблюдается именно среди крымских татар, которые при численности около 280 тыс. человек составляют порядка 12% жителей автономии», — говорится в статье.

«Также существует опасность интернационализации кризиса: иностранные джихадисты могут приехать в Крым воевать с Россией, как в начале 2000-х — в Чечню. Связи между крымскими татарами и международной сетью исламистов уже налажены. Местные мусульмане воевали в рядах сирийской оппозиции против войск Башара Асада в Сирии. Один из них совершил в прошлом году самоподрыв в Алеппо», — пишет издание.

По словам Джемилева, новые власти Крыма пытаются убедить татар в том, что им нечего бояться России. Они предложили им пост вице-премьера, три министерства и официальное признание их общественных организаций. Они также обещают помочь с финансированием возвращения депортированных татар и даже согласны на возвращение исконных татарских названий некоторым населенным пунктам.

Однако лидеры общины не спешат подписывать договор с политиками, которых они считают марионетками Москвы. «Это соглашение не стоит даже бумаги, на которой оно написано, — говорит Джемилев. — Завтра все может поменяться»…

Однако, как заявил ранее ИА IslamNews оппонент Джемилева, представитель партии Милли Фирка Васви Абдураимов, в случае присоединения АРК к РФ крымским татарам опасаться нечего — а вот сейчас их положение не самое завидное.

На вопрос о страхах крымских татар перед новой депортацией он ответил: «Наверное, более чем 20-летняя пропаганда и откровенно антироссийская и русофобская политика, которая насаждалась в умы крымских татар, сыграла свою роль, и такие опасения вначале имели бы место у значительной части крымскотатарского населения. Но ведь практика существования аналогичных республик в РФ доказывает, что оснований для таких страхов не существует.

 

Те законы, которые регламентируют в России права, свободы и гарантии ранее репрессированных народов, автоматически заработали бы и в Крыму, дав социальные гарантии и льготы, которых на сегодняшний день в Украине мы как нация, как этническое сообщество лишены.

 

Поскольку в Украине за 22 с лишним года независимости не появилось ни одного закона, который бы каким-то образом признавал существование в Украине такого коренного народа, как крымские татары. И отсюда все проблемы, которые накладывались еще и на то, что наш народ находился в миграционном потоке, возвращался, и этот процесс еще не завершен. И этот процесс законодательством Украины никак не регламентирован и не защищен де-юре.

 

А в России это все уже отрегулировано — и законом о реабилитации репрессированных народов, и законом о реабилитации жертв политических репрессий. Ну и сама мощь государства позволяет решить проблему такого, по российским меркам, малочисленного народа, каковым являются крымские татары».

Что касается ужасного отношения россиян к приезжим, о котором выше писали пользователи Сети, к сожалению, такие факты имеют место. Но не стоит забывать о том, что и на Украине таких фактов не меньше. «В разных регионах России и Украины все по-разному. У нас в Крыму достаточно заметное количество мусульман, более 400 тысяч, конечно же, мы имеем возможность строить свои культовые сооружения, справлять свои духовные нужды. А вот, допустим, мусульмане на западной Украине не всегда могут построить мечеть, находятся несогласные, которые выводят на улицы своих сторонников и добиваются запрета на строительство», — также рассказал Васви Абдураимов.

Безусловно, говорить о том, что жизнь мусульман в РФ — один большой и непрерывный праздник жизни, было бы серьезным преувеличением. Проблемы есть, и ксенофобия на бытовом уровне, увы, тоже присутствует. И далеко не все проблемы решаются так быстро, как хотелось бы мусульманам.

Но есть одно важное уточнение: ситуация на самой Украине. Если о чем и не говорилось на майдане, который так активно защищают сторонники Джемилева, так это об ускоренной миграции «постреволюционной» Украины к исламским ценностям. Ценности там, как известно, были задекларированы прямо противоположные.

 

В этом контексте странно было бы ожидать, что «западенцы» в случае победы на всей территории Украины вдруг проникнутся сочувствием к идеологически чуждым им идеям и нуждам мусульман. Скорее, та ситуация, о которой Васви Абдураимов упоминал в контексте запада Украины, просто распространится на всю страну — и очень быстро.

Сторонники евромайдана из крымскотатарской общины наверняка рассчитывают на то, что их усилия будут щедро вознаграждены так называемой новой властью, но не стоит забывать и о том, что эта самая власть стала таковой именно в результате жесткого нарушения всех предыдущих договоренностей. Причем это далеко не первый и не последний эпизод подобного рода. А кто придет к окончательной власти на Украине в результате намеченных на конец весны президентских выборов (которые сейчас, кстати, под вопросом) — тоже не вполне понятно.

 

Так или иначе, рассчитывать на то, что в новой «еуропейской» Украине, находящейся на грани дефолта и серьезных социальных потрясений, крымским татарам воздастся все то, о чем они мечтали последние 20 лет и так и не дождались, как минимум, наивно.

Россия же действительно может предложить решение многих вопросов крымчан, включая крымскотатарское население, до которых украинские власти за последние десятилетия так и не дозрели. И для этого ей вовсе не придется наступать на старые грабли: в отличие от некоторых украинских коллег, российский политический истеблишмент все же имеет способность учиться на историческом опыте.

Вера Ильина

 

Источник: http://www.islamnews.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня