Столкновение или диалог? Отношение Запада к Исламу в условиях глобализации

Post navigation

Столкновение или диалог? Отношение Запада к Исламу в условиях глобализации

В условиях глобализации религия и межцивилизационные вопросы становятся определяющими факторами в политике, экономике, науке, военной технологии, культуре и других сферах деятельности человечества. Вслед за учением Фридриха Ницше о «сверхчеловеке», составлявшим основу идеологии фашистской Германии, в 1993 году появилась новая философская концепция американского профессора Гарвардского Университета С.Хатингтона под названием «Столкновение цивилизаций».

Сегодня доктрина С.Хантингтона становится неофициальной идеологией США по экспансии Азиатского континента преимущественно исламских стран, обладающих основными запасами энергоресурсов, пресной водой, потенциалом, для строительства гидро- и атомных станций. Философская концепция С.Хатингтона, призывающая к насаждению в границах других цивилизаций западной культуры и ценностей «богоизбранной Америки», подталкивает страны 21-го века к новой глобальной катастрофе, которая может оказаться более зловещей учения Ф.Ницше в 30 и 40-е годы 20-го столетия, приведшей многие страны третьей мировой войне.

Первым идеологом этой практики был З.Бжезинский с «Великой шахматной доской», назвавший Россию «большой черной дырой на карте мира». Доктор С.Хатингтон отнес Россию к православной цивилизации, списав ее на пассивную форму сотрудничества.

Запад в лице США игнорирует тот факт, что в мире живут духовно разобщенные народы с многообразными культурами, ценностями и религиями. Американцам нужно не духовное единение планеты, а материальное превосходство над другими государствами и народами. Философия после определенного затишья вновь идет на служение большой политике и построения театра военных действий. В этом новом мире локальная политика является политикой этнической или расовой принадлежности. Глобальная политика — это политика цивилизаций. Взамен соперничеству сверхдержав после «холодной войны» пришла идея «столкновение цивилизаций», где доминирующая роль отведена религии. Хотя авторство «Столкновения цивилизаций» принадлежит С.Хатингтону, но о «столкновении» впервые заговорил в 30-е годы прошлого столетия англичанин Арнольд Тойнби. Одна из его работ так и называется «Столкновение цивилизаций». В отличие от С.Хатингтона, столкновение цивилизаций трактуется Тойнби иначе: у него различные цивилизации, а не классовая борьба, есть движущая сила истории. Духовное единство, братство людей, а не материальное единство — вот основа будущего всемирного общества.

Еще в 30-е годы Тойнби предсказал эскалацию энергии будущего ислама: «Панисламизм пассивно дремлет, но мы должны считаться с возможностью того, что спящий проснется, стоит только космополитическому пролетариату вестернизированного мира восстать против засилья Запада и призвать на помощь антизападных лидеров. Этот призыв может разбудить воинственный дух ислама, даже если он дремал дольше чем «Семеро Спящих». Ибо он может пробудить отзвуки легендарной героической эпохи.

Насильственная глобализация действительно может привести к «войне рас» и тогда ислам мог бы опять попытаться сыграть свою историческую роль. Материальной глобализации должно предшествовать духовное сближение народов и «четыре высшие религии несут всемирную миссию- христианство, ислам, индуизм и махаянисткая форма буддизма (Китай)».

Согласно Тойнби, «глобализация или смешение может постепенно и мирно преобразоваться в некую гармоничную синтетическую субстанцию, из которой столь же постепенно и мирно, столетия спустя, возникнут новые творческие, созидательные возможности. Смешение может завершиться синтезом, но с таким же успехом и взрывом».

Глобализация, которая превратилась в ускоренную насильственную американизацию и строительство всемирной империи, может, если ее не остановить, привести мир к взрыву, катастрофе. К сожалению, Тойнби забыли, объявив его старомодным, а концепцию С.Хатингтона стали настойчиво внедрять в американское общественное сознание и во внешнюю политику. Доктрина С.Хантингтона стала признанным стратегическим ориентиром, применяя ее в качестве оправдания актам агрессии и интервенций, аргументом в пользу американской глобализации.

«Без верховенства США, — пишет С.Хантингтон, — мир столкнется с большим насилием, с большим беспорядком, в нем будет меньше демократии и экономического роста». Очевидный призыв покориться самозваному жандарму! Предупреждение, что сопротивление будет сломлено силой, оправдание ускоренной насильственной глобализации. Знакомые изречения из «Великого инквизитора» — «Братья Карамазовых» у Достоевского; «покоритесь — и я вам дам маленькое счастье слабых существ». И американцы ждут от народов этих цивилизаций слова того же «Великого инквизитора»: «Лучше поработите нас, но накормите нас».

Политика в мире после «холодной войны» впервые в истории стала и многополюсной и полицивилизационной. Наиболее важные различия между людьми уже не носят идеологический (коммунизм и капитализм), а политический, экономический и культурный характер. Народы и нации пытаются дать ответ на вопрос, с которым может столкнуться человек « Кто мы есть?». Для этого используют такие понятия как происхождение, религия, язык, история, ценности, обычаи, идентифицируя себя с культурными группами — племенами, этническими группами, религиозными общинами, нациями и, на самом широком уровне, цивилизациями.

С.Хатингтон классифицирует в основном пять(5) цивилизаций:

1.Синская цивилизация. Она возникла по крайней две тысячи лет тому назад и не ограничивается Китаем как политической целостностью. Термин «синской» описывает общую культуру Китая и китайских сообществ Юго-восточной Азии (Тайвань, Сингапур, Корея, Вьетнам) и т.д.

2. Японская цивилизация — многие выделяют Японию в отдельную цивилизацию, которая отделилась от китайской более чем 500 лет назад.

3. Индуистская цивилизация, которая охватывает полуостров Индостана, Непал и Бирму.

4. Исламская цивилизация. Начиная с седьмого века, она стремительно распространилась на Северную Африку, Испанию, Балканы, Центральную и Юго-Восточную Азию и Индию. В результате этого внутри ислама существует множество отдельных культур и субцивилизаций (арабская, тюркская, персидская и малайская).

5. Западная цивилизация. Зарождение западной цивилизации обычно относят к 700-800 годам нашей эры. Ученные обычно подразделяют три основных составляющих: Европа, Северная Америка, Австралия и Латинская Америка, которые были заселены иммигрантами из Европы, в основном за счет уголовных элементов (убийц, воров, бандитов и отдельных передовых представителей протестантов, и поэтому США никак нельзя относить к отдельной цивилизации).

С.Хатингтон наряду с этими основными цивилизациями рассматривает возможность прибавления к ним православную, латиноамериканскую и африканскую цивилизации. В итоге в мире существует 8 цивилизаций.

Американский ученный целенаправленно принижает историческую роль русской культуры, как представителя православной цивилизации. С.Хатингтон выделяет отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине ее византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе.
Возникает вопрос по иудейской цивилизации, античной цивилизации, по оценке значения первого носителя монотеистической религии, где все пророки, посланные Богом, за исключением Мухаммада (иудаизм, христианство, ислам) имеют божественное же происхождение. Между тем, религия считается главной составляющей цивилизации. С.Хатингтон вводит понятие «универсальной цивилизации», подразумевающее культурное объединение человечества на основе общих ценностей, верований, порядков, традиций и институтов (на примере западной цивилизации, давшей миру такие политические ценности, как западное христианство, демократия, плюрализм, индивидуализм, верховенство закона и свободу во всех ее проявлениях). Эти ценности позволили Западу создать современный мир, осуществить мировую экспансию и превратиться в объект зависти других стран.

«Европа, — как говорил Артур Шлезингер-младший, — является уникальным источником представлений об индивидуальной свободе, политической демократии, господстве закона, правах человека и свободы в культуре. Это — европейские идеи, не азиатские, не африканские, не ближневосточные, не православные — за исключением случаев заимствования».

С.Хатингтон настаивает на необходимости культурной перестройки глобальной политики, чтобы можно было создать новый мировой порядок. По его прогнозам, доминирующую роль в Азии будет играть Китай с ее динамично развивающейся экономикой. Сфера влияния в Азии будет поделена между Синской и Исламской цивилизациями, которые поставят Европу и США в глубочайший энергетический кризис, полностью зависящие от ресурсов Азии.

Для сохранения культурной идентичности и стабильности в Центральной Азии в условиях глобализации привлекательным выглядит идея С.Хатингтона о роли стержневого государства в регионах, где цивилизация одна, но с разными культурными традициями. В Центральной Азии, чтобы упреждать конфликты, происходящие на этнической основе (в частности в приграничных районах Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана), необходимо определятся с выбором регионального лидера, т.е. стержневого государства, которое объединит регион в экономический или политический союз, и берет на себя ответственность не допускать эскалации в регионе. Эту роль смогли бы в Центральной Азии выполнять Казахстан или Узбекистан, однако по всем параметрам, ныне, шансы Казахстана предпочтительнее.

В начале марта 2005г. президент Н.Назарбаев на совместном заседании палат парламента выдвинул идею образование Союза Центральной Азии: «В настоящее время, в Центрально-азиатском регионе наблюдается соперничество великих держав за экономическое доминирование и нам важно занять правильную позицию. У нас общий экономический интерес, культурно-исторические корни, язык, религия, экономические проблемы и внешние угрозы. Перед нами стоит выбор оставаться вечным сырьевым придатком с сырьевой экономикой, или пойти на серьезную интеграцию ЦА. Это путь к стабильности, прогрессу, экономической, военной и политической независимости региона. Такое объединение отвечает интересам простых людей, живущих в регионе» (газета «Дело» от 9.03.05г.).

Н.Назарбаев свою позицию подтвердил также в ходе встречи с президентом Кыргызстана К.Бакиевым, состоявшейся в апреле прошлого года в Астане: «Создание Союза позволить нам стать уважаемым регионом для всех государств мира. Поскольку Европа будет нуждаться в Азии, именно в ее природных ресурсах и человеческом капитале. Азия будет нуждаться в высоких технологиях Европы. В Центральной Азии проживает 55-млн. человек. Сам Бог велел нам объединяться. Регион может обеспечить себя всем необходимым: нефтью, газом, водно-энергетическим ресурсами и продовольствием. Союз будет способствовать открытию границ и развитию бизнеса», отметил президент Казахстана.

По инициативе Казахстана в 2009 году будет проведен специальный международный форум, посвященный созданию Экономического союза стран региона. В условиях глобализации, мирового продовольственного, особенно финансового и экономического кризиса, идея Н. Назарбаева является весьма актуальной. Она может стать дополнительным рычагом профилактики «западной универсализации» экономических, культурных и морально-нравственных сфер. Одним из консолидирующих факторов объединения стран региона в Союз могут стать религиозные ценности Ислама, которые исключают национализм во всех ее формах и проявлениях, а наоборот, пропагандируют идеи равенства и братства народов.

Согласно С.Хатингтону, ценности Ислама и размах экономики Китая — наиболее опасны, они представляют угрозу могуществу и «универсализации Запада». Особенно он подчеркивает возрастающую роль исламского возрождения. Сущность ее прогресса заключается в том, что из всех мировых религий Ислам кроме нравственной, является исключительно политической, научной и интеллектуальной. В Коране и суннах Пророка есть установки демократических устоев управления государством, политических, экономических, военных принципов, морально- нравственного поведения правителей и поданных. В отличие от других религий, Ислам вводит на один уровень земную и небесную жизнь, но исключительно по нравственным ценностям. Эти принципы дают возможность исламским государствам на объединение, модернизацию, приобретение новейших научных, военных, информационных технологий с целью укрепления военно-экономического потенциала.

Новая философская идеология Ислама «Мы можем модернизироваться на Западные современные технологии, но никак не вестернизироваться на ее ценности». С большим сожалением С.Хатингтон лавры победы в цивилизационной войне отдает Исламу и говорит: «По большому счету, однако побеждает Магомет». Христианство распространяется в первую очередь путем обращения приверженцев других религий, но население Европы стремительно снижается, а Ислам расширяется за счет как обращения, так и воспроизводства, т.е. размножения, иммиграции в стареющую Европу и модернизации к новым реалиям жизни, к 2025 году приверженцев Ислама на земле будет более 30 процентов».

В противовес экспансии западной культуры президент Сингапура выдвинул четыре основные критерии ценностей Азиатских цивилизаций, основанных на конфуцианстве, исламе и индуизме. Это:

1. ставить общество выше своего «Я» (в Европе свобода личности стоит выше общества);

2. поддерживать семью как главный структурный элемент общества (на Западе семья постепенно отходит на второстепенный план, приветствуются гражданские браки, ничем не обязывающие);

3. разрешать основные вопросы посредством консенсуса, а не споров (США и Запад используют силу);

4. соблюдать расовую, религиозную терпимость и гармонию.

В свою очередь доктор философии, бывший президент Ирана Саид Мухаммад Хатами разработал концепцию, называющуюся «Диалог цивилизаций: путь к взаимопониманию» и основанную на принципах «В человеке сосредоточена душа Востока (терпимость, великодушие) и разум Запада)». С.М.Хатами говорит следующее; «Европа стала жертвой того, что слишком полагалось на рационализм, и сегодня в лице своих мыслителей и философов занимается тем, что окончательно дискредитирует свой рационализм. Пришло время, когда Европа должна сделать еще один шаг вперед и посмотреть на себя другими глазами — так как видят ее другие.

Для того чтобы действительно состоялся настоящий диалог между цивилизациями, совершенно необходимо, чтобы Восток стал подлинным участником обсуждения, а не оставался просто объектом изучения. Чтобы мы и европейцы пошли навстречу друг другу, нам потребуется та черта характера, которые впервые в Европе признали и оценили итальянцы. Терпимости, которые они переняли от Востока со времен Крестовых походов. К сожалению, эту мусульманскую терпимость, европейцы ныне предлагают мусульманам в качестве этической и политической рекомендации. Ни одна нация не имеет права присваивать чужие достижения, не признавая тот вклад в их собственную цивилизацию, который внесли другие и отрицать роль любой другой цивилизации в истории человеческой культуры.

Диалог основывается на свободе и свободном волеизъявлении, а в ходе диалога ни одну идею нельзя навязывать другой стороне. Необходимо уважать независимость и самобытность другой стороны, неприкосновенность и целостность идеологии и культуры.
Люди должны говорит, уметь слушать и понять друг друга. Идя навстречу друг другу, мы должны испытать взаимное благотворное воздействие положительных аспектов наших цивилизаций и культур. Это означает, что мы сможем перенять лучшее друг у друга, а умение перенимать — это искусство, доступное только человеку».

К сожалению, революционные философские идеи С.М.Хатами после 53-й Генеральной Ассамблеи ООН не получили дальнейшего воплощения в жизнь только по той причине, что представлены ученным из исламского мира, тем более из Ирана. Более того, в западных странах год от года усиливается антиисламская компания. Начиная с 2005 года, в Дании и других странах Запада начали публиковать карикатуры на Пророка Мухаммада, вызвавшие волну протестов в исламском мире. В феврале 2008 г. мотивируя угрозы со стороны исламистов на автора карикатуры, датские газеты вновь перепечатали карикатуры на Пророка Ислама. Тогда глава МВД Германии Вольфанг Шойнбли призывал всех европейских газет в знак солидарности с датскими журналистами и защиты европейских ценностей, перепечатать карикатуры на Пророка Ислама.

Лидер партии «Свободы» из Голландии Герт Вильдерс, имеющей в парламенте этой страны 9 мест, через Интернет показывал короткометражный фильм под названием «Фитна», где назвал Священный Коран фашистским. Все это делалось с расчетом на то, чтобы провоцировать мусульман на совершение жестких действий, а затем, благодаря своим могущественным СМИ преподнести мировому сообществу Ислам как не толерантную религию. Более того, в ноябре 2006 года Папа Римский Бенедикт XVI в ходе научного доклада в г. Регенсбурге довольно негативно оценил разницу между мекканскими и мединскими сурами, отмечая, что первые были наиболее миролюбивыми. В декабре 2006г. 38 ученых исламского мира направили Бенедикту XVI письмо под названием «Давайте поговорим», а в феврале 2007 г., вторично более 138 мусульманских ученных обратились к Папе Римскому с другим письмом: «Общее между вами и нами». Бенедикт XVI пока оставил без ответа оба письменные обращения. США и Запад в условиях глобализации осуществляют политику «двойных стандартов» по отношению к Исламу, оправдывая геноцид Израиля на палестинских территориях, военные интервенции своих коалиционных войск, сопровождаемые убийствами невинных граждан в мусульманских странах, таких как Ирак и Афганистан. В апреле 2008 года министр внутренних дел Германии предлагал Евросоюзу беженцам христианского вероисповедания из стран Ближнего Востока (Ливана, Ирака, Палестины), предоставить приоритетные права и льготы для получения статуса, а в отношении мусульман, ужесточить режим благоприятствования.

Пока существует разногласия между суннитами и шиитами и пока происходит национальное противоборство между арабами, персами и турками за лидерство в исламском мире, США и Запад не будут начинать диалога. Более того, хулиганские нападки на религиозные ценности Ислама будут возрастать. Путь к диалогу лежит через устранение упомянутых разногласий и противоречий в исламском мире и его единство. Только диалог служит спасением мусульманского Востока и Запада.

Мухамади САЛИМЗОДА

Easttime.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня