Крымские татары опять стоят перед выбором

Post navigation

Крымские татары опять стоят перед выбором

Выступление Васви Абдураимова, заместителя председателя Кенеша (Совета) Милли Фирка на научно-практической конференции «Крымские татары в XXI веке» (г. Симферополь, 21 сентября 2013 г.), организованной еженедельником «Голос Крыма» в честь 20-летия издания.

Васви Абдураимов, заместитель председателя Кенеша (Совета) Милли ФиркаВозрождение Крыма и Тюркский мир

Какое будущее ждет нас, крымских татар, в XXI веке? Сможем ли и мы когда-нибудь полной грудью вдохнуть воздух свободы? Сумеем ли в едином консолидированном порыве убедить мир в своей состоятельности как нации и народа и получить право и возможность самостоятельно определять и строить свое будущее и свою судьбу?

 

Или же не справившись с вызовами современного стремительно глобализирующегося мира, крымскотатарский этнос завершит свой цикл жизни и останется лишь фрагментом в истории человечества?

 

На все воля ВСЕВЫШНЕГО. Но многое зависит и от нас самих. И, прежде всего, надо ответить на главные вопросы — кто МЫ в этом мире, чего хотим и на что способны?

Этнос — это сложная динамическая система совокупности индивидов определенного типа. Этносы рождаются и умирают, если изменяется тип индивидов, составляющих ядро нации. Тип задается идентичностью. Причем каждый человек имеет несколько уровней идентичности.

Первый уровень — это Я, что отличает человека от других людей. По традиции, сложившейся в нашем геокультурном пространстве, у каждого из нас есть имя, отчество и фамилия. Это и есть индивидуальный код человека.

Второй и третий уровни — СЕМЬЯ в узком и СЕМЬЯ в широком смыслах. В узком — это три, редко четыре поколения двух индивидов, состоящих в браке, ведущих единое хозяйство и часто живущих под одной крышей. В широком — еще два-три круга их ближайших родственников, с которыми поддерживается прямая и обратная связи.

Четвертый уровень — РОД и союзы РОДОВ. Этот уровень идентичности у крымских татар почти утрачен.

Пятый уровень — ЭТНОС.

Шестой уровень — СУПЕРЭТНОС (СУБЦИВИЛИЗАЦИЯ). Крымскотатарский этнос является субэтносом тюркского суперэтноса (тюркской субцивилизации).

И, наконец, седьмой уровень — ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Тюркский суперэтнос, и его составная часть — крымские татары — являются компонентом МУСУЛЬМАНСКОЙ (ИСЛАМСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ.

Совокупность цивилизаций представляет собой современное ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Эрозия этноса — это процессы изменения уровней идентичности. Необратимые изменения приводят к смерти этноса.

В процессе постоянного взаимодействия цивилизационные границы меняют свои очертания во времени и пространстве. Это не линии. А скорее зоны, в которых взаимодействие цивилизаций происходит на уровне индивидов, семей, этносов и суперэтносов. Отличительной чертой современного мира является наличие порой довольно крупных фрагментов и диаспор одних цивилизаций глубоко внутри других.

Вся история человечества — это стремление цивилизаций к доминированию, расширению своего жизненного пространства, установлению глобального порядка по своему образу и подобию.

Сегодня бесспорно доминирует ЗАПАД. Его границы за последние два десятилетия продвинулись далеко на восток за счет включения в его орбиту стран и народов Восточной Европы и Прибалтики.

 

Наиболее вероятным направлением дальнейшего продвижения ЗАПАДА на восток является Украина. Как быстро произойдет интеграция Украины в ЗАПАДНУЮ цивилизацию, зависит от реакции на этот процесс украинской нации с одной стороны и от способности ПРАВОСЛАВНОЙ цивилизации противодействовать этому.

 

Поскольку крымские татары живут в Украине, их судьба во многом будет определяться именно этими глобальными процессами.

В случае успеха западного проекта, крымскотатарский народ окажется немногочисленным фрагментов МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации в теле цивилизации ЗАПАДНОЙ — с большой вероятностью утраты седьмого, шестого и пятого уровней идентичности за время жизни трех-четырех поколений.

 

Для крымскотатарского этноса это и будет началом конца его существования. Ибо ЗАПАДНЫЙ и ИСЛАМСКИЙ миры взаимонепроникаемы!

 

Нет ни одного примера длительного сосуществования этих миров одного в другом. В отличие от других межцивилизационных границ, представляющих собой взаимопроникающие зоны, граница взаимодействия ЗАПАДНОЙ и ИСЛАМСКОЙ цивилизаций всегда носила и носит четко выраженный разделительный характер.

Примером взаимодействия ЗАПАДОЙ и МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации может служить история Пиренейского полуострова, на котором не осталось и следа от былого присутствия там некогда могущественного Кордовского халифата. Более близкий в исторической перспективе пример — взаимодействие западного анклава в теле мусульманской цивилизации — государства Израиль — с палестинским народом.

 

В этом же ряду кровопролитная длительная вооруженная борьба христианского населения Южного Судана и мусульманского населения юга Филиппин за отделение от мусульманского Судана и христианизированных Филиппин, соответственно.

Совершенно по иному взаимодействуют ПРАВОСЛАВНАЯ и МУСУЛЬМАНСКАЯ цивилизации. Зона их взаимного проникновения практически совпадает с территорией тюркского суперэтноса, протянувшись на тысячи километров от Крыма до Чукотки с запада на восток и от Казани до Кушки по меридиану. Тюрки испокон веков живут на этой земле и вполне обоснованно считают ее своей исконной.

Также широко взаимопроникновение ИСЛАМСКОГО И ИНДУСКОГО миров, МУСУЛЬМАНСКОЙ и ЧЕРНОЙ цивилизаций. В меньшей степени это можно сказать о контактах МУСУЛЬМАН с КИТАЕМ.

У подавляющей части крымских татар седьмой уровень идентичности однозначно мусульманский. И их будущее как этнической системы неразрывно связано с судьбой и положением МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации в глобальной истории.

Сегодня со всей остротой встает вопрос жизни и смерти народов, государств и цивилизаций: кто является субъектом истории, а кто ее объектом, кто материалом, а кто — мастером?

 

Главным вектором современной геополитики является вовсе не экономика, как считают многие, а система мира.

В глобальных процессах основным инструментом является мировая война. Опыт показал, что две мировые войны ХХ столетия были необходимыми этапами политической интеграции мира под руководством ограниченной группы ведущих западных держав.

ХХІ век начался на волне антиисламской истерии, поскольку именно МУСУЛЬМАНСКИЙ мир является последним оплотом противостояния ЗАПАДУ по установлению им безраздельного, безальтернативного мирового порядка. А в качестве консолидирующей идеологической платформы правящими кругами ведущих государств мира взят жупел «международного терроризма» — явления крайне сомнительного свойства и подозрительного происхождения.

 

«Международный терроризм» нужен исключительно для манипуляции мировым общественным мнением, для запугивания населения, подавления способности общества к анализу и сопротивлению, принуждению людей соглашаться на полицейский и военный произвол под видом мер безопасности. Сегодня те, кто так рьяно говорил и провозглашал принципы представительной демократии, фактически приступили к ее сворачиванию в мировом масштабе!

Можно ли противостоять этому?

Исламская идеология, после краха коммунизма, является последним идеологическим ресурсом в оппозиции к «новому мировому порядку». Императивом номер один для ислама является отрицание сложившейся глобальной ситуации с ее тенденцией к антидемократизму, уничтожению человеческих свобод и прав, господству олигархического капитала, бюрократии, попиранию ментальной и психической свободы человека.

 

Поэтому сегодня против ИСЛАМСКОЙ цивилизации развязана очередная мировая война.

Мировая исламская умма имеет огромный человеческий, военный и финансовый ресурс, позволяющий ей в перспективе создать реальную цивилизационную альтернативу ЗАПАДУ, и стать одним из ключевых факторов мировой истории. Но ей не хватает исторического, политического и социального единства.

 

Исламский проект сегодня заключается в реализации этих трех императивов. Реализация этого проекта, преодоление разногласий на основе принятия соглашений, под которыми могли бы подписаться все мусульмане мира, должна стать главной стратегической целью МУСУЛЬМАНСКОЙ цивилизации.

Крымскотатарский этнос как неотъемлемая часть мусульманской цивилизации, должен будет определить свое место и свое участие в едином исламском проекте. Если этого не произойдет (что не исключено!) можно будет констатировать смерть еще одной этнической системы, что вовсе не будет означать рождения новой.

Необходимо раздвинуть наше мышление от узко местечкового — ограниченного исключительно границами Крымского полуострова — по крайней мере до границ ТЮРКСКОГО ЭЛЯ: от Татарского пролива на востоке до Средиземного моря на западе.

 

Необходимо восстановить живую связь эпох, прочувствовать себя и стать неотъемлемой частью этого большого мира. Тогда нас — крымских татар — будет не 300-400 тысяч, как сегодня, но станем мы неотъемлемой частью 300-миллионного ТЮРКСКОГО СУПЕРЭТНОСА в теле полуторамиллиардного МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА.

Исходя из этих соображений, нам необходимо делать свой цивилизационный выбор. Собственно говоря, наши предки давно это сделали. Нам остается только следовать проложенным ими путем. ТЮРКСКИЙ МИР лежит на востоке, в ЕВРАЗИИ, там и надо искать свое настоящее и будущее своих детей и внуков.

Индивидуально каждый может на уровне идентичности Я перевоплотиться и стать западным человеком со всеми его прелестями и пороками. Никто не праве ограничивать свободу выбора человека. Но вырывать весь крымскотатарский народ и его национальную территорию от альма-матер — ТЮРКСКОГО ЭЛЯ — это означает пойти против БОЖЬЕГО промысла. За это неизбежно последует наказание в виде войн, этнических чисток, разорения и разрухи.

Эти вопросы актуальны не только для крымских татар, но и для всех людей, живущих с нами рядом. Усиление крымскотатарского фактора в Крыму не может не беспокоить русскокультурную часть населения полуострова. Ни ЗАПАДНЫЙ, ни МУСУЛЬМАНСКИЙ проекты в чистом виде не вызывают в их среде энтузиазма. Поскольку и тот и другой ставят под вопрос их доминирующее положение в регионе с неясными перспективами будущего. Но утрата лидерства в регионе не означает эрозии этнической системы в целом, которая русским людям не угрожает: ни в глобальном, ни в региональном масштабах.

До сих пор границы МУСУЛЬМАНСКОЙ и ПРАВОСЛАВНОЙ цивилизаций остаются глубоко взаимопроникаемыми. Это означает умение людей ладить и создавать условия для разумной жизни в зонах контакта этих двух миров.

 

Нет никаких оснований полагать, что Крым станет местом, где вековая традиция разумного сосуществования православных и мусульман — русских и крымских татар — будет нарушена, а зоны их взаимодействия в какой-то момент времени схлопнутся до полыхающих огнем демаркационных линий.

Васви Абдураимов,

заместитель председателя
Кенеша (Совета) Милли Фирка

21 сентября 2013 г., г. Симферополь

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня