Кто плетет интриги в Ханском дворце?

Post navigation

Кто плетет интриги в Ханском дворце?

Скандальная смена руководства Бахчисарайского заповедника обернулась массовым увольнением сотрудников и недостачей музейных экспонатов.

Бахчисарайский историко-культурный заповедник (БИКЗ) — один из наиболее посещаемых музеев полуострова, на территории которого находится 150 археологических памятников и исторических объектов: пещерные города, монастыри, крепости, художественный музей. Несмотря на протесты и предостережения научного сообщества Крыма премьер республики Сергей Аксенов поддержал идею смены руководства. Как итог — за несколько месяцев атмосфера в коллективе накалилась до предела.

Назначение Эльмиры Аблялимовой (на снимке слева) лично поддержал крымский премьер Сергей Аксенов

По словам сотрудников БИКЗ, массово увольняются специалисты, кадровая политика строится по национальному признаку, а сам заповедник теряет туристов, прибыль и даже музейные экспонаты. Вернуться к этой теме нас подтолкнуло предложение крымского премьера вместе с коллективом проверить результаты работы новой администрации уже этой осенью.

А у нас переворот. Вот!

…В начале апреля у здания Совмина Крыма собрались видные крымские ученые, археологи и историки, протестующие против смены гендиректора Бахчисарайского заповедника Валерия Науменко. Уходить добровольно он не собирался.

 

По словам сотрудников заповедника, сначала в его кабинете побывали Ленур Ислямов (бизнесмен, на тот момент и.о. вице-премьера Крыма) и Ильми Умеров (глава Бахчисарайской РГА). После беседы с визитерами, гендиректор вышел из кабинета «с лицом зеленого цвета», а затем последовал разговор с Аксеновым, который «лично попросил написать заявление».

Вопреки мнению трудового коллектива премьер решил назначить гендиректором БИКЗ Эльмиру Аблялимову, заместителя главы Бахчисарайской РГА.

 

Ее представление коллективу проходило в весьма напряженной обстановке: на территорию Ханского дворца меджлис подтянул молодых крымских татар в спортивных костюмах, которые своим видом давали понять, что готовы к различным поворотам событий. К счастью, бои были лишь словесными.

 

Работники БИКЗ высказывали сомнения в профессиональных способностях Аблялимовой и недоумевали почему на важную должность должна занять, как утверждают они, гражданская жена лидера местного меджлиса Ахтема Чийгоза. Аксенов в свою очередь открыто защищал нового руководителя и говорил, что не видит в назначении межнационального подтекста.

Вопреки протестам общественности руководство Крыма пошло на уступки Бахчисарайскому меджлису. Фото Сергея Ильченко.

— Председатель Совмина Крыма поставил передо мной основные задачи -ликвидировать теневые схемы и коррупцию в заповеднике, организовать эффективную работу коллектива, сохранить все объекты на балансе предприятия. Я думаю, вскоре мы снимем конфликтность в коллективе и будем работать, — прокомментировала тогда свое назначение Эльмира Аблялимова, уходя от вопросов о личных связях с Чийгозом.

Последствия представления

Нынешнее положение дел в заповеднике сотрудники характеризуют как довольно напряженное.

— С апреля идет истребление коллектива, — говорит главный хранитель фондов и лидер профсоюза БИКЗ Оксана Алпашкина. — Сейчас на руководящих постах в заповеднике работает пять членов меджлиса.

 

Сотрудники, преимущественно славяне, увольняются: за прошедшее время заявления об уходе написали около 25 человек. С формальной точки зрения люди пишут заявления по собственному желанию, но по сути люди делают это под давлением.

 

От нас уволился опытный главный бухгалтер, немного недоработав до пенсии, причем без материальной выплаты, почти полностью ушел Музей археологии, уволился инспектор кадров и другие ключевые специалисты. Ротации происходят и в отделе сторожевой охраны. Про ухищрения с начислениями зарплат и премий я вообще молчу.

— Из-за внутренних раздоров страдает заповедник?

— А вы как думаете? В этом году из-за того, что мы потеряли специалистов, не состоялось открытие туристического сезона — ежегодное мероприятие с привлечением туроператоров и открытием новых интересных проектов, — продолжает Алпашкина. — Деньгами нам очень помог Татарстан как куратор Бахчисарайского района: когда Украина арестовала счета заповедника, Татарстан дал два миллиона рублей помощи на выплату зарплаты и шесть миллионов рублей на ремонт электросетей и прокладку нового дорогостоящего кабеля в Ханском дворце. Хотя госпожа Аблялимова утверждает, что налаживание мостов с Татарстаном — ее непосредственная заслуга.

В течение полугода из Бахчисарайского заповедника уволилось порядка 25 сотрудников. В коллективе говорят: люди ушли под давлением, администрация БИКЗ это отрицает. Фото Константина Михальчевского.

Нарушений в заповеднике, по словам главы профкома, хватает с лихвой. Одна только история с недостачей музейных ценностей чего стоит.

— С 19 по 31 июля этого года без объяснения причин гендиректор вместе с заместителем Вадимом Мартынюком и несколькими «особо приближенными» сотрудниками опечатали фондохранилище и запретили мне входить туда, несмотря на то, что я — материально-ответственное лицо. Вольно или невольно, но была создана ситуация, благоприятствующая утере или хищению музейных ценностей.

 

Недавно была обнаружена недостача музейных экспонатов, среди которых — предметы из золота, — говорит Алпашкина. — Недостача всплыла после увольнения сотрудника, у которого на хранении находились экспонаты. Он хотел провести прием-передачу ценностей, но ее не провели, сам он уволился в сжатые сроки, а после него в выставочный зал заходили и другие лица. Виновного в пропаже экспонатов уже не найти.

— Своих денег, кроме выделенных Татарстаном, у заповедника нет, — считает бывший сотрудник БИКЗ, уволившийся после угроз в свой адрес и пожелавший не называть себя. — Сезон был плохой. Понимая, что в новых условиях туристов будет меньше, мы заранее готовили программы взаимодействия с турбизнесом, направленные на привоз экскурсий из курортных городов к нам, но по ним никто не работал. Кстати, на представлении Аблялимовой коллективу Аксенов говорил, что все заведения общепита с территории заповедника будут убраны до конца года, хотя знаменитое кафе «Ашлама» работало все лето.

По одной из версий скандал в заповеднике разгорелся именно из-за «Ашламы»- кафе, расположенного у подножья горы Чуфут-Кале, неподалеку от погребений первых крымских ханов. Примерно десять лет назад землю под заведением и расположенной рядом гостиницей отдал предпринимателям экс-директор БИКЗ Евгений Петров. (По документам владельцем ресторана стал предприниматель Таир Таиров, которого неофициально называют главным спонсором бахчисарайского меджлиса). В конце 2014 года истекает срок договора аренды на эту землю и постройки, а продлевать его Науменко не хотел.

— Кафе и расположенный рядом отель «Ашлама Сарай» — это огромный денежный поток. Науменко видел на этом месте музей археологии юго-западного Крыма. В наших фондах хранится 120 тысяч предметов археологии, но большую часть из них нам просто негде показывать. Науменко хотел сделать ремонт в двух зданиях, перевести туда администрацию заповедника, переместить фонды, а Ханский дворец отдать под выставочные залы, но меджлису такой поворот не понравился, — полагают научные сотрудники.

«Намеренно я никого не увольняла»

Генеральный директор БИКЗ Эльмира Аблялимова поделилась с нами своим видением ситуации.

— Как бы вы оценили свою работу в должности гендиректора заповедника?

— Оценивать мою работу самой было бы не совсем корректно, но сказать, что сделано за минувшие полгода, могу. Заповедник в апреле этого года был в очень сложном финансовом положении: на расчетном счету находилось около 30 тысяч гривен, счета, открытые в Госказначействе, были полностью обнулены, существовала угроза невыплаты зарплаты и кредиторская задолженность.

 

Состояние некоторых объектов (в части их сохранности) было неудовлетворительное и требовало принятия срочных мер. При этом с 2011 года заповедник был на полной самоокупаемости, без бюджетного финансирования. На сегодняшний день задолженности по выплате зарплаты, коммунальным платежам у нас нет, стараемся рассчитываться с кредиторами.

— Много людей сменилось в коллективе после вашего прихода?

— В количественном выражении не скажу, но текущее движение кадров — это естественный процесс в любом коллективе. Да, оно имеет место, но увольнения происходили либо по соглашению сторон, либо по собственному желанию. Намеренно я никого не увольняла. Наверное, кто-то нашел работу лучше, кто-то интересней.

— Удалось ли снять напряженность в коллективе?

— У меня конфликтов с подчиненными нет. Был надуманный конфликт, построенный на моей национальной принадлежности, в его основе лежало желание бывшего руководителя (заповедника — авт.) остаться на своем месте. В процессе работы мы все хорошо друг друга узнали, и продолжаем работать во благо Крыма и заповедника.

— Хоть по объективным причинам сезон в этом году был непростой, удалось ли заповеднику получить прибыль?

— Музеи в принципе не могут быть прибыльными. Но на сегодняшний день мы не брали для текущего потребления ни одной ссуды, ни одного кредита и справляемся заработанными средствами. Кроме этого, получено 10 миллионов рублей дополнительных средств на нужды заповедника.

— Но это же помощь Татарстана!

— Да, но чтобы ее получить, нужно было создать соответствующие условия и иметь хорошие взаимоотношения.

— В апреле вы не захотели комментировать ситуацию с кафе «Ашлама». Что можете сказать по этому объекту сейчас?

— Почему вы мне задаете этот вопрос? Как руководитель Бахчисарайского историко-культурного заповедника я не имею отношения к кафе «Ашлама» — оно находится на землях Бахчисарайского горсовета, это не земли заповедника. Аренда заключена между физлицом и Фондом имущества Крыма. Заповедник только получает арендную плату. У меня нет полномочий, чтобы его закрыть или открыть.

*  *  *

По одной из версий, сыр-бор вокруг смены администрации БИКЗ разгорелся из-за кафе «Ашлама-Сарай». По словам очевидцев, оно успешно проработало все лето. 

Отметим, что минувшим летом прокуратура РК провела проверку законности использования земель БИКЗ, в ходе которой выявила факт незаконного строительства кафе. По сообщению ведомства, кафе на участке площадью 0,18 га построили без разрешений уполномоченных органов в сфере охраны культурного наследия в охранной зоне памятника археологии «Пещерный город Чуфут-Кале».

— В результате незаконного строительства произошло разрушение археологического культурного слоя, чем причинен ущерб на сумму свыше 10 млн. рублей, — рассказали в прокуратуре, добавив, что возбуждено соответствующее уголовное дело.

По неофициальным данным, речь идет об «Ашламе». Понес ли кто-то наказание или расследование еще продолжается, нам пока неизвестно.

 

Сдержит ли крымская власть слово и уберет точки общепита из заповедника? Собирается ли Сергей Аксенов вникать в проблемы ученых, которые добровольно увольняются, зная, что в Бахчисарае с работой очень туго?

 

Видимо, время покажет. Хотя сами научные работники БИКЗ уже мало во что верят.

Максим Головань

Фото Константина Михальчевского.

 

http://crimea.mk.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня