Кто такие телеуты

Post navigation

Кто такие телеуты

Кто такие телеутыТелеуты — коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока. Самоназвание — тадар… Телеуты — русское название тенгутов или теленгетов, которые составляли аристократическую прослойку в средневековом южносибирском государстве, именовавшемся в московских канцеляриях как Телеутская Землица. Этноним телеут, равно как и теленгит и тёлёс, восходит к древнетюркскому этнониму «телэ» (Динлин – древний народ Южной Сибири).

Численность и расселение

Всего: около 2700 человек (без учета Китая, где они известны под другим этнонимом). В том числе в РФ по переписи 2010 года 2643 человека. Из них:

— Кемеровская область — 2520 человек,

— Республика Алтай — 37 человек,

— Алтайский край — 19 человек.

Около 2 тысяч телеутов живут на территории Беловского и Гурьевского районов Кемеровской области. Это так называемые «бачатские телеуты» по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби). Также телеуты живут в Новокузнецком районе Кемеровской области и Шебалинском районе Республики Алтай.

Телеутская землица включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении.

Этногенез

Телеуты ведут своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири. Явно прослеживается их культурное и генетико-антропологическое родство с Енисейскими Кургызами и Динли́нами.

Язык

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южноалтайского (собственно алтайского) языка. В последнем случае распространён не только в Кемеровской области, но и в Республике Алтай (Шебалинский район вдоль рек Катунь и её притока реки Сема), Алтайском крае, Новосибирской области.

История

Дошедшие до нас разрозненные и обрывочные сведения о теленгутах позволяют говорить о них, или во всяком случае, об их значительной части, как о европеоидах, носивших «славянские языческие» имена и фамилии на «ов» и «ев». Это факт зафиксирован во множестве отчетов сибирских воевод, датируемых 17 веком.

За характерную внешность русские звали европеоидных теленгутов «белыми калмыками». Владыка «белых калмыков» носил титул каана, что свидетельствует о реликтовой форме государственности, которую застали русские в Южной Сибири 17-го века — Телеутская Землица была каганатом. Но в связи с тем, что Московия вышла на границы этого государства после 16-летней войны с мусульманской Сибирью (современная Тюменская область), новых соседей тоже стали звать ханством.

Интенсивные контакты Московского Государства с каганатом «белых калмыков» начались с начала 17 века. Они носили дипломатический характер, прерываясь короткими войнами, в которых победу всегда одерживали теленгуты.

По этой причине русское движение на Восток сто лет обтекало контуры Телеутской Землицы (Алтайский край с примыкающими к нему кусками Кемеровской, Новосибирской и Томской областей), которая оставалась недоступной для колонизации вплоть до начала второго десятилетия 18 века, когда теленгуты эмигрировали «на четырех тысячах телег» в Зюнгарию (Джунгарию — Восточную Монголию). Исход «белых калмыков» упоминается во многих источниках, но его причины остаются неясными. Известно, что они были великими воинами, возможно, лучшими в свое время, поэтому зюнгарский тайша использовал эмигрантов в качестве личной гвардии, и все они сложили головы в войне с китайцами.

А в это время предоставленные сами себе бывшие подданные теленгутов — ойротские и тюркские племена, безропотно принимали московскую власть, а часть их со временем стала зваться по имени своих канувших в Лету владык, тем самым приняв историческую эстафету хозяев Телеутской Землицы.

С приходом московитов на землях Верхнего Приобья на несколько десятилетий установилась эпидемия «бугрования» — особый вид варварской наживы, когда русские первопоселенцы сбивались в артели, чтобы раскапывать «татарские могилы», полные золотых и серебряных украшений.

По данным современной исторической науки «бугрование» было основным промыслом первых русских поселений в Южной Сибири начала 18 века, так как не запрещалось властями, что полностью уничтожило все культурные следы исторических теленгутов.

Во всяком случае, путешественники и исследователи, которым довелось своими глазами видеть Южную Сибирь в это время, упоминают многочисленные признаки недавней цивилизации: остатки курганов, заброшенные города и большое количество каменных изваяний, которыми была исполнена Телеутская Землица.

Немного позднее, при не выясненном участии первого официального историографа Российской империи Г.Миллера, был уничтожен и Томский архив («Русский вестник», 1881 г.), в котором хранились документы, накопившиеся за сто лет пограничных отношений Московского государства и каганата «белых калмыков».

Таким образом, память о независимом алтайском государстве и его грозных хозяевах к 19 веку оказалась полностью стертой, и в российской исторической науке утвердилась современная точка зрения, опирающаяся, главным образом, на сочинения все того же Г. Миллера, а так же данные зарубежных источников, которые относятся, в основном, к раннему средневековью.

Согласно этой концепции, история теленгутов выглядит следующим образом.

В 391 г. теленгуты были покорены табгачами, в 403 г. — жужанями. В 480-х гг. теленгутам удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана, разорение Юебани) и создать союзное китайцам государство Гаогюй, но вскоре оно распалось, и теленгуты были побеждены эфталитами.

В начале VI в. теленгуты во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского, а позднее Восточно-тюркского каганатов.

С 630 года по 1207 год телеуты не входили ни в какие военно-политические союзы и, по всей видимости, были предоставлены сами себе.

В своей работе «Древние тюрки» Л. Н. Гумилёв, ссылаясь на источник «Юань-чао ми-ши», сообщает, что телеуты «упоминаются в числе суверенных племен, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом». C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов. После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов, телеуты оказались в улусе Угэдея,

В XIV в. теленгуты приняли участие в создании Ойротского союза. И вновь выделились в отдельное государство лишь в XVI в., с ослаблением гегемонии ойратских ханов в Центральной Азии.

Когда Телеуты имели монопольно зависимое от них население — кыштымов не только по всему Алтаю, но и далее.

В XVII в. некоторые их роды переселяются в район Томска. (Эта группа выезжих телеутов была со временем ассимилирована сибирскими татарами и составляет ныне отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков).

В русских письменных источниках телеуты, под именем белых калмыков впервые упоминаются в 1601 году. Это название отличало тюркоязычных степняков от их союзников — монголоязычных ойратов, которых русские обозначали как чёрных калмыков.

Впрочем, необоснованное обозначение ойратов и телеутов одним термином — «калмыки» — вызывал возражения уже у Герхарда Фридриха Миллера.

В своём «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 года» историограф отмечает:

— Это, конечно, верно, что теленгуты гораздо белее и красивее на вид, чем собственно калмыки, только на мой взгляд это как раз является доказательством того, что их не следует считать одним народом. К этому следует добавить, что они как в языке, так и во всем образе жизни и религии отличны от калмыков и сами калмыки не признают их своими родственниками.

С начала XVIII в. основная часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии.

К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение теленгутов окончательно распалось и телеуты оказались рассеянными от Волги до Байкала.

В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других — послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей.

По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев, как северных, так и южных.

Традиционное жилище

Характерными типами жилища в это время были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты, йер у – «земляной дом», кышту – «зимник» – прямоугольная каркасная или срубная полуземлянка с плоской или двускатной крышей.

Стены обкладывали дерном и дополнительно обшивали плетнем, внутри справа от входа, ориентированного на восток, располагалась глинобитная печь (подобные полуземлянки были известны челканцам, кумандинцам, шорцам и др.).

Йайла – «летник» – летнее срубное жилище, квадратное в плане, с размером сторон более четырех метров.

К началу ХХ в. такие строения стали использоваться лишь в качестве хозяйственных построек.

Сооружали также амбары, бани (мылча), загоны для скота, хлевы, курятники и др.

Популярностью пользовались четырех- или пятистенные избы, которые состояли из двух камор, разделявшихся холодными или теплыми сенями, покрытые двух- или четырехскатными крышами.

Внутри жилище делилось на мужскую и женскую части.

Семья

Патриархальная многопоколенная семья. Среди национальных обычаев интересны две формы брака – сговор (сватовство) и умыкание (похищение). Вплоть до 1920-х гг. практиковались браки несовершеннолетних: взрослую девушку выдавали замуж за 10-12-летнего мальчика.

Традиционное хозяйство

У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таежно-степной зоны.

Благодаря влиянию русских с XVII в. стало активно развиваться оседлое земледельческо-скотоводческое хозяйство. Из хлебных злаков сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу, просо.

От мотыг (абыл) и простейших сох (андазын, салда) перешли к сложным сохам. В XIX – начале ХХ вв. на севере Горного Алтая разводили табунных лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз.

В наибольшей степени традиционные черты сохраняло коневодство. Коней метили тавром (меткой типа тамги). Для учета скота пастухи, подобно кумандинцам и хакасам, пользовались специальными счетными деревянными палочками (чербик), сохранялся и широко распространенный у скотоводов счет по табунам. Коней ловили с помощью аркана или укрюка (палки с арканом – чалма). Известно до десяти способов стреноживания коней.

Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей.

Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков – кротов, хорьков, сусликов, хомяков, сурков, барсуков.

Охотились с луком, позднее с копьем (в XVIII – начале XIX в.), в начале XIX в. – с ловчими соколами, в XIX-XX вв. – с ружьем, в XIX-XX вв. – с ружьем.

Расставляли силки, петли, плашки, черканы, ловушки давящего и ущемляющего действия, изгороди, самострелы, сети, рыли ловчие ямы. Рыболовство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Ловили острогой, удочкой, сетью, неводом и др.

Собирали кедровый орех, сарану, черемшу.

Занимались пасечным пчеловодством.

Из домашних ремесел широкое развитие получила обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитье.

Женщины обрабатывали кожи с помощью кожемялки, подставки для скобления мездры, крюка с деревянным или металлическим ножом, пяльцев, которые распространены до сих пор.

Выделывали войлок, в том числе из верблюжьей шерсти, плели корзины, телеги, рыболовные ловушки из лыка и тальника, из ниток и тесьмы изготавливали невода и сети, из сыромятных ремней – плетки, конскую узду (известны образцы плетения из 50 ремней

Религия и обрядность

Пантеизм, основой которого является анимизм, – традиционная религия народа.

По представлениям шаманов (камов) Вселенная состоит из нескольких сфер.

Небо имеет 16 слоев (кат), на которых живут духи-небожители (ульгени). Верховный дух – Бай-Ульгень обитает на верхнем, шестнадцатом, слое неба.

О подземных злых духах (кырык-немези, кара-неме и т.п.) известно мало.

К земным духам (пайана или т`ер-т`ол – «духи земного пути») относились духи-хозяева промыслового культа, среди которых «хозяин воды», «управитель птиц», «управитель волков», «хозяин порога» и др.

Наиболее почитаемых духов символизировали спиленные березки (сом), которые ставили на изгородях у домов.

Особую категорию духов составляли хозяева рек, озер, долин, гор (ыйык пу т`р – «духи этой земли»).

Каждое селение имело своего духа (ыйык), которому весной, когда распускалась зелень, совершалось коллективное жертвоприношение.

 

Бубен (чалу) – шорского типа, колотушка (орбу), специальная шапка были атрибутами шаманов, которыми могли быть мужчины и женщины. Считалось, что шаманский дар передавался по наследству.

Особенностью шаманской традиции был культ эмегендеров – охранительниц рожениц и детей.

Их изображали в виде небольших тряпичных куколок, лишенных конечностей, с нечетким очертанием лица и бисеринками вместо глаз и наследовали по женской линии.

Свадебные церемонии, как правило, включали сватовство (куда), мирение (яраштык) и свадебный пир (той).

Во время сватовства договаривались о калыме, который в конце XIX – начале ХХ в. обычно составлял две-три лошади, по туше кобылы и барана, спиртное и деньги.

Приданое невесты включало платья, шубы, украшения, посуду, хозяйственную утварь, постельные принадлежности.

Свадебная одежда невесты состояла из ситцевого, шерстяного и шелкового длинных платьев, поверх которых надевали кафтан, а затем шелковый праздничный халат; на голову – шелковую шаль или высокую шапку, обшитую собольим мехом (киш-порук).

Свадебный пир длился несколько дней при большом стечении народа. Главные церемонии первого дня проходили в доме жениха после привоза туда приданого невесты и тряпичных куколок – женских семейных покровителей.

Основные ритуалы включали поклонение невесты родовым духам и матери-огню (и от-эне), а также раздачу подарков родственникам жениха (платья, платки, мужские рубахи).

Во дворе же, в закутке из досок (куре) высотой 20-30 см мать жениха надевала гостям подаренное прямо на верхнюю одежду.

В доме жениха после ритуального угощения все участники пира, начиная со старшего дяди, отправлялись по домам жениховой родни.

При этом в каждом доме молись родовым и семейным покровителям и готовили угощение.

Все свадебные ритуалы сопровождались песнями (той-сарын).

Телеуты считают покровительницей детей Май-эне (Май-энези) – молодую, красивую, добрую женщину.

Ритуал укладывания ребенка в колыбель совершался в новолуние в присутствии только старых людей.

Черемуховый куст для изготовления колыбели срубали тоже только в новолуние.

Чтобы уберечь ребенка от заболеваний, ему вешали на шею небольшую раковину каури.

Согласно этнографическим исследованиям, в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения,

Похоронно-поминальный обряд во второй половине XIX – начале ХХ вв. в основном соответствовал православным нормам (кроме телеутов-мусульман).

Православные исповедовались перед смертью, отпевали покойников, умерших хоронили обычно на второй день после смерти или же в день смерти.

Дома, по пути на кладбище и в момент погребения родственники и знакомые оплакивали умершего, исполняя специальные погребальные плачи (сыгыт).

В гроб клали мешочек с гостинцами для умерших родственников, деревянную посуду с надломанными краями, некоторые любимые вещи умершего.

Хоронили в национальной одежде, зимней или летней, в зависимости от времени года.

Особая роль в похоронно-поминальном обряде отводилась лошади умершего, которая везла гроб с телом умершего хозяина на кладбище: ее покрывали коврами, обвивали шалями, в гриву вплетали шелковые ленты. После похорон в течение семи или сорока дней на этой лошади кто-либо из пожилых мужчин объезжал родню умершего или же ее водили во всем прежнем убранстве по домам, пашням и покосам родственников и знакомых покойного, которые были обязаны накормить животное овсом, а вожатого угостить чаем и вином.

На седьмой или сороковой день на поминках лошадь закалывали, мясо съедали, а убранство раздавали бедным.

Иногда вместо этого лошадь отдавали в бедную семью «для пользы умершего».

После похорон в течение года или трех лет соблюдался траур.

Люди, заходившие в дом умершего, прежде чем поздороваться с хозяевами, должны были исполнить обряд оплакивания (сыгыт).

Вдова в течение семи-сорока дней после смерти мужа старалась не показываться на людях, ходила с распущенными волосами, перекинутыми на грудь, и в платье, вывернутом наизнанку, с отпоротым воротничком. Длительное время она не носила украшений украшений.

Как и у некоторых сибирских народов, надмогильные сооружения имели вид деревянных срубов (сруп, струп, кертме).

С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники.

Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.

Фольклор

Существенное место в духовной культуре телеутов занимает фольклор. Одним из наиболее ярких жанров фольклора является героический эпос (сказания «Алтай Куучун», «Козийка И Баян-Слу» и др.), исполняемый сказителями (кайчы) под аккомпанемент струнного инструмента шертме-комыс с резонатором из жеребячьей шкуры.

Распространены также исторические предания и песни, освещающие события времен телеутско-джунгарских войн, принятия телеутами подданства России и пр.

Их популярные герои – богатырь Шюню, князья Мамыт и Балык и др. Ритуальный фольклор включает благопожелания (алкыш), связанные с семейно-бытовыми (свадебными, родильными и др.) обрядами, похоронные плачи (сыгыт), шаманские заклинания.

Известны также плясовые песни под аккомпанемент русской балалайки или гармони, весенние игры с песнями (табыр).

Традиционная одежда

В отличие от женской традиционная мужская одежда к ХХ в. почти не сохранилась, хотя отдельные элементы костюма: кафтан (телен), теплый стеганый халат (сырмал), шубы (телен-тон, каптал и др.), кожаная обувь типа поршней (чарык) бытовали вплоть до 1960-х гг.

Шаровары из ситца или холста (чампар), длинное платье туникообразного покроя (кунек) с накладным праздничным нагрудником (тошток), легкий кафтан (телен) из шерстяной или плотной ситцевой ткани на подкладке, шелковые праздничные халаты (чиймек, очкар) принадлежали к традиционному женскому одеянию, как и теплая верхняя одежда – стеганый халат (сырмал) и шубы (тон, каптал).

Праздничные шубы покрывали атласом или тонкой шерстяной материей и оторачивали мехом выдры.

Непременной принадлежностью костюма были цветные тканые пояса (кур). Женскую обувь (чарык) и сапоги (мынта) изготавливали из овчины или кожи, с высокими голенищами и с вышивкой шерстью или шелком на подъеме.

Головными уборами служили конические шапки из стеганой материи, обшитые бархатом по отвороту и с кистью на макушке, а также шапки из овчины с бобровой или собольей оторочкой и покупные ситцевые и шелковые платки.

Украшения – накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

Национальная кухня

Традиционная пища телеутов включала многие блюда из конского и бараньего мяса, и молока.

Значительное место в рационе занимали также продукты охоты, рыболовства и собирательства.

До настоящего времени распространены традиционные блюда — тутмаш (бараний бульон с отваренным и мелко покрошенным тестом, луком, мясом), колбаса из овечьей или конской крови (кан) с добавлением лука или чеснока, тьёргом — овечьи кишки, начинённые кусочками сердца, печени, лёгкого и сала, бульоны и супы из сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади.

Традиционным блюдом считаются также большие в форме полумесяца пельмени и многие мучные изделия, рецепты приготовления которых заимствованы у русских.

Из молочных продуктов готовились традиционные напитки: айран, чегень, молочная водка — аракы, а также варенец, сыры, сметана и др.

Источник: http://openarctic.info/index.php/atnography/narody-severa/56-teleuty

Похожие материалы

Ретроспектива дня