Кыргызстан и Таджикистан: Ждем обострения?

Post navigation

Кыргызстан и Таджикистан: Ждем обострения?

«Тон» для неспокойного 2010 года в Центральной Азии, безусловно, задали самые экономически слабые страны региона — Кыргызстан и Таджикистан. Они же, скорее всего, станут возможным детонатором для центральноазиатского обострения, которое, по многим оценкам, ожидается к нынешней весне.

Хотя опрометчивая политика властей в этих республиках проявилась по-разному. Если в случае с Кыргызстаном она привела к апрельской «революции Розы» и кровавым событиям на юге республики в июне прошедшего года, то в Таджикистане стала четко прослеживаться после побега особо опасных преступников из Душанбинского СИЗО, который повлек за собой теракты во втором по величине таджикском городе Худжанде. Вот уже который месяц силовые структуры Таджикистана воюют то в Раштском районе, то еще где-то с мелкими вооруженными формированиями во главе с Муллой Абдуллой и другими экстремистами, неся несопоставимые потери.

Возможно, в случае с Таджикистаном есть еще негативное влияние из соседних Афганистана и Пакистана. Но все же не оно определяет военно-политическую обстановку в республике. Это понимает официальный Душанбе. Поэтому власти особо делают упор на образе внешнего врага и ищут его в других направлениях тоже. В побеге из СИЗО ГКНБ, в проникновении террористов ИДУ в районы Согдийской области ищут, к примеру, «узбекский след». Вообще, отношения между Ташкентом и Душанбе накалялись давно.

Разумеется, в таких условиях не может чувствовать себя в полной безопасности и весьма стабильный Казахстан, ведь любые политические потрясения на территории ближайших географических соседей не просто нежелательны, но и крайне опасны — жизнь и связи в этом регионе чрезвычайно переплетены и потому чувствительны для каждого народа.

На этом фоне манипуляция общественным сознанием выглядит недальновидным и даже безответственным трюком, который вряд ли останется без последствий.

Так, в Таджикистане наряду с попытками обвинить в своих упущениях пресловутые «внешние силы», внутри страны начато закручивание гаек с целью наведения порядка в области религии. Вроде бы цель оправдана — не допустить дальнейшей исламизации страны. И, к слову сказать, окружение Рахмона вело политику выдавливания исламистов из властных структур не один год, назначая на их место своих людей. Но тотальное наступление на религию вызывает ответную реакцию. Родители отправляют своих детей в зарубежные медресе, где в большинстве случаев они попадают под влияние экстремистских организаций и возвращаются домой, вооружившись идеями, нетрадиционными для этих мест. На очевидную исламизацию страны, несмотря на противодействие властей, указывает ряд международных экспертов.

Иначе как запудриванием мозгов не назовешь и отчет в киргизском парламенте омбудсмена Турсунбека Акунова о работе комиссии по расследованию причин прошлогоднего межэтнического конфликта в Ошской и Джалал-Абадской областях, переложившего ответственность за межнациональный конфликт на этнических узбеков, тогда как он по долгу службы должен защищать их права, как граждан Кыргызстана. Между тем в обнародованных на прошлой неделе выводах Национальной комиссии фигурируют даже члены временного правительства, которые, несмотря на доклады спецслужб, фактически не предприняли никаких действий для предотвращения столкновений.

Парадоксально, но факт: многие фигуранты доклада Нацкомиссии занимают важные государственные посты. Есть и те, кто успел стать депутатом и имеет неприкосновенность. Вряд ли возглавляемые ими политические партии допустят их уголовное преследование. В итоге трудно себе представить, что хоть кто-нибудь понесет наказание за содеянное. А это способно спровоцировать новые волны протеста. Внешние силы в лице религиозно-экстремистских организаций могут попытаться использовать протесты, прежде всего из радикально настроенной молодежи, для достижения своих политических целей.

В последнее время активная исламизация не обходит стороной Кыргызстан. Были даже попытки убрать из Конституции статьи о светском статусе этого государства. Депутаты нового созыва приняли решение о двухчасовом перерыве для совершения пятничного намаза и оборудовали для этой цели специальную комнату в здании парламента.

По данным пресс-службы Госкомиссии по делам религии Кыргызской Республики, сегодня в этой стране зарегистрировано 2 тыс. 270 религиозных организаций. На этот крен указывает известный политолог из Бишкека Александр Князев. По его словам, учитывая болезненность темы «исламизма» для руководства России и, добавляет он, Китая, появляются новые основания «повыпрашивать помощь, включая и ту самую военную». Есть вполне обоснованные версии, что цель неких заокеанских сил является не привлечение России в Центральную Азию как экономического инвестора, а втягивание ее в конфликты.

Сенсационные публикации сайта Wikileaks, появившиеся в конце прошлого года, прояснили приемы, механизмы и многие интересные детали американской политики в Центральной Азии. Документы по Кыргызстану, например, показывают, что между Россией и США действительно существовала конфронтация по поводу присутствия авиабазы в Манасе. Не менее сенсационными выглядели данные о контактах официальных представителей США с бывшим послом Таджикистана в этой стране и нынешним министром иностранных дел республики Хамрохоном Зарифи.

Внерегиональные геополитические игроки ведут активную борьбу с конкурентами за место в Центральной Азии. Под видом противодействия международному терроризму они милитаризуют регион, открывая военные базы и тренировочные центры для военнослужащих национальных армий.

В ходе декабрьского визита в Бишкек госсекретарь США Клинтон заявила о том, что база США в Манасе будет существовать до 2014 года. К этому времени американцы планируют оставить Афганистан. Ранее, правда, президент США Барак Обама в качестве даты вывода войск из Афганистана называл 2011 год. Так что новая дата, вполне возможно, тоже окажется не последней.

«Киргизы, узбеки, все остальные — это рабочий материал процесса передела мировых границ, сценарии которого пишутся в американских мозговых центрах», — резюмирует Александр Князев, и с ним трудно не согласиться.

Атмосфера в Центральной Азии характеризуется крайней непредсказуемостью. Как видно, причин для беспокойства предостаточно уже сейчас. Если к весне начнутся разного рода парламентские и правительственные кризисы и синхронно — протесты на социально-экономической почве, что вполне вероятно, вот тогда любое выступление джихадистов, других радикальных террористических организаций способно превратить регион в обширный очаг напряженности.

Представляется, что в этой ситуации чрезвычайно важно рационально использовать роль Шанхайской организации сотрудничества. Ведь регион Центральной Азии входит в зону ответственности ШОС, и центральноазиатские страны — члены ШОС заинтересованы в собственной безопасности. Смогут ли они противостоять опасным тенденциям в ближайшие месяцы — станет тестом на стабильное существование региона вообще.

Динара БРОНЕВИЦКАЯ, политолог,

заместитель директора Группы компаний PR-СНГ

www.rian.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня