Махмуд меж двух огней

Post navigation

Махмуд меж двух огней

Саудовская Аравия пригласила иранского президента на переговоры в Мекку. Для арабской дипломатии это одновременно нонсенс и возможность создать новую систему отношений на Ближнем Востоке после арабских революций, гражданских войн в Ливии и Сирии, ухода американцев из Ирака.

 

Махмуд меж двух огнейВ момент, когда Сирия Башара Асада переживает самые трудные в военном и дипломатическом плане дни, Саудовская Аравия пытается найти взаимопонимание с ближайшим и мощнейшим в регионе союзником сирийского президента. В случае если режим Асада падет, Иран попытается обезопасить себя, дестабилизировав ситуацию в регионе за счет своих союзников в Ираке, Ливане и Палестине, что прибавит проблем слабой центральной иракской власти, произраильскому Бейруту и самому Израилю. Дальнейшее развитие событий по эскалации может спровоцировать большую региональную войну на Ближнем Востоке, на которую пока не готова ни сама Саудовская Аравия, ни ее союзники в Персидском заливе, ни союзные ей США и Западная Европа.

Однако и для самого Ирана такое развитие событий станет гибельным. Страна окажется в полной изоляции, что немедленно обрушит ее экономику. И если иностранное вторжение не уничтожит режим аятолл, то правительство сметет собственный народ.

Поэтому попытка найти взаимопонимание у иранского президента — это не жест милости, а скорее просьба не создавать лишних проблем ни себе, ни соседям.

Примечательно, что приглашение было послано не Совету аятолл, которые отличаются консерватизмом и считают ваххабитских правителей Аравии вероотступниками, а светскому президенту, который при необходимости проявляет изрядную дипломатическую гибкость, как это не раз бывало в деле с иранской ядерной программой. Очевидно, расчет Эр-Рияда заключается в том, чтобы убедить Ахмадинеджада на создание коалиционного правительства или (что более реально) на признание в будущем нового — постасадовского — правительства Сирии и отказ от мести за своего военного союзника странам Персидского залива, которые активно вооружали повстанцев. За это Ахмадинеджаду может быть предложена помощь в преодолении изоляции Ирана со стороны Запада, которая сильно сказалась на его экономике. Кроме того, саудиты как давние друзья и партнеры по нефтяному бизнесу республиканцев США могли бы поспособствовать налаживанию диалога между Ираном и американской администрацией после выборов президента в ноябре этого года. Если главой американского государства станет республиканец, то Запад начнет с новой силой закручивать Ирану «гайки». Саудовская Аравия имеет рычаги, чтобы не допустить такой исход.

Однако если Ахмадинеджад пойдет на эту сделку, то рискует столкнуться дома с большим непониманием в первую очередь со стороны духовного руководства страны — аятолл. Окончательное решение принимается ими, а они не намерены идти на соглашательство с Саудовской Аравией — конкурентом Ирана в борьбе за первенство в мусульманском мире. Любая сделка с Эр-Риядом будет воспринята как измена союзникам и собственному народу. На фоне кризиса в отношениях президента и аятолл, который длится вот уже более полугода, это может вбить последний гвоздь в крышку гроба внутриполитической стабильности в Иране. Что же выберет иранский президент? Внешнеполитическую стабильность? Или внутренний мир и собственные безоблачные политические перспективы?

Однако выбор не такой уж большой, как это могло показаться на первый взгляд. Иран с его ядерной программой и угрозами перекрыть Ормузский пролив, через который идет ближневосточная нефть на Запад — следующий на очереди потенциально «революционно опасных» мусульманских стран региона. И если сейчас Тегеран не сумеет договориться с глобальными игроками, пока имеет хоть какие-то козыри, то его вполне может постичь судьба союзника.

Олег ГОРБУНОВ

Источник: http://www.politcom.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня