Мустафа Шентоп: Турция преодолеет беспорядки

Post navigation

Мустафа Шентоп: Турция преодолеет беспорядки

Предлагаем вашему вниманию интервью с профессором права Мустафой Шентопом — заместителем председателя Партии справедливости и развития (ПСР), членом комиссии по подготовке проекта новой Конституции и депутатом от Стамбула Великого национального собрания Турции. Нам удалось встретиться с ним в Стамбуле во время событий вокруг парка Гези, сразу на следующий день после огромного митинга, который собрала ПСР в Казлычешме.

Профессор права Мустафа Шентоп - заместитель председателя Партии справедливости и развития (ПСР)— В чем суть новой Конституции и есть ли договоренность с американцами, что ее примут?

— Сначала необходимо отметить то, что Турция не позволяет вмешиваться в свои внутренние дела какой бы то ни было стране, включая Америку.

 

Никакой речи не может быть о том, что проект новой Конституции обсуждается или идут какие-то консультации с американцами или Европейским союзом. Новая Конституция — необходимость, которая осознается ПСР все время ее правления с 2002 года.

 

27 мая 1960 года в Турции произошел военный переворот, после него был установлен новый конституционный порядок.

 

Этот порядок предполагал, что несмотря на присутствие политиков, основные решения в стране принимались военными и гражданской бюрократией. Они проворачивали свои дела за спиной избранных политиков, которые были витриной. Политики согласились с таким порядком вещей. ПСР с момента прихода к власти в 2002 году, работает над тем, чтобы изменить этот порядок. Если суверенитет принадлежит народу и нации и он передает свои полномочия по осуществлению этого суверенитета путем избрания политиков, то эти политики должны до конца защищать эти полномочия.

ПСР до конца отстаивает национальный суверенитет, поэтому появился проект новой Конституции. С 2002 года по нынешнее время ПСР инициировала целый ряд изменений для усиления политической составляющей. Они фактически позволили изменить тот порядок, который был заложен в 60 году. Очень важный шаг был сделан во время референдума 2010 года, который принял целый ряд поправок к Конституции. Проект новой Конституции был разработан для того, чтобы привести основной закон страны в соотвествие с действительностью и подвести правовой итог всей этой деятельности.

Новый основной закон исходит из того, что если суверенитет принадлежит народу, то все те, кто находится у власти, обязаны опираться на народ. Не может быть властных полномочий, которые исходят исключительно из конституции, без опоры на народ. Те, кто назначается, должны подчиняться тем, кто избран. Это наша цель — чтобы политики управляли чиновниками и бюрократией. Мы считаем, что это настоящая демократия.

— Были ли связаны события на Таксиме с проектом новой Конституции?

— Мы три-четыре месяца назад начали получать сведения о том, что готовятся какие-то события. В разных странах мира была проведена соответствующая подготовка. Некоторые государства, это видно и по стилю освещения в СМИ, замешаны в этом деле, мы это знаем.

 

Например, 16 июня был проведен митинг ПСР на площади Казлычешме — это был один из самых больших митингов в истории человечества, там собралось около полутора миллионов человек. Это был митинг поддержки партии и премьер-министра. CNN же, например, на своем сайте это событие осветило под заголовком «Анти-правительственные протесты в Турции».

 

Точно так же и BBC, Рейтерс, немецкие медиа распространяют лживые сообщения о нашей стране. Большинство этих СМИ мы можем назвать «израильским лобби», то есть опираются соответствующий капитал. Мы видим как они однообразно негативно освещают событий в Турции. Скажем, события в Рейханлы, где умерло 52 человека, CNN отметил лишь одной бегущей строкой.

 

В то же время это СМИ показывало долго, в живом эфире события на Таксиме, поначалу обходившиеся без человеческих жертв. Мы знаем, что это результат изначально сценированных событий.

 

СМИ и революционеры

— Это было сделано для того, чтобы вовлечь Турцию в сирийские дела или есть другая цель?

— Я думаю, другая. Во время правления ПСР во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом Турция усилилась. Только за первый квартал этого года рост ВВП Турции — 3%. Средний рост по Европе, например — в минусе. Турция обладает стабильной экономикой на фоне спада во многих странах.

Второй момент — Турция стала сильным региональным актором в международных отношениях. Поэтому я думаю, что, наоброт, вызвав внутренние беспорядки и нестабильность, попытались ее замкнуться на своих внутренних делах и не дать участвовать в решении сирийской проблемы. Это естественно, что Турция — главный актор, заинтересованный в благополучном решении проблем в Сирии. Это наш сосед, с которым мы имеем самую протяженную границу, которая иногда проходит посередине деревень. Поэтому положение дел и отношения Сирии и Турции сильно отличается от таковых с Америкой, Россией, Германией.

 

Протяженная граница также означает проблемы безопасности. Турция — страна, на которую напрямую влияют проблемы в Сирии и мы больше всех остальных хотим, чтобы они были как можно скорее решены. Если будет собран какое-то международное совещание по сирийской проблеме, то самое большое право голоса должна иметь Турция. Поэтому беспорядки аккурат перед совещаниями ООН, США и РФ в Женеве по Сириии направлены на ослабление позиций Турции.

— Если организаторы беспорядков на Таксиме заинтересованы в том, чтобы Турция была сконцентрирована только на внутренних проблемах, можно ли сказать, что Россия является одним заказчиков этих событий?

— Нет, мы не думаем, что Россия каким-либо образом имеет отношения к событиям на Таксиме.

— Кроме международных акторов, есть ли внутренние организаторы протестов?

— Конечно, в Турции есть филиалы этих внешних сил. Усиление и стабилизация экономики Турции оказало негативное влияние на группы, которые зарабатывали на высоких процентах государственного долга. Финансовые и спекулятивные дельцы потеряли возможность получать баснословные прибыли.

 

В 2002 году Турция брала у них в долг под 63% годовых. Эту цифру удалось постепенно снизить и к маю 2013 года она составила 4,6% годовых. Если бы мы продолжали брать по старым расценкам, мы бы заплатили этому «процентному лобби» лишних 642 миллиарда долларов.

 

Благодаря Реджепу Тайипу Эрдогану Турция не отдала эти деньги для выплаты процентов, а вложила их в инвестиции. Конечно, определенные круги, которые больше не могут зарабатывать как прежде, недовольны политикой ПСР и премьер-министра.

— Почему они решили действовать именно сейчас? 4,6% — это какой-то предел?

— Мы знаем, что впервые непосредственные признаки подготовки событий на Таксиме появились в 2009 году. Каким образом свергнуть ПСР? Партия пришла к власти после выборов в ноябре 2002 года, получив 34% голосов избирателей. И уже с 2003 года начинаются попытки переворота организацией «Эргенекон».

 

В апреле 2007 года парламентское большинство должно было выбрать Президентом Турции Абдуллаха Гюля. 27 апреля военные помешали этому осуществиться, опубликовав на своем сайте «е-предупреждение», после чего Конституционный суд, не имея на то полномочий, вмешался и отменил итоги выборов.

 

ПСР ответила также предупреждением, где говорилось, что армия должна подчиняться выбранному народом парламенту и правительству. Это случилось впервые в политической истории Турции — ранее всегда правительства уходили в отставку после подобных предупреждений. Эта упрямая в хорошем смысле позиция ПСР отличалась от прежнего стиля политических отношений в стране.

Кроме того, мы провели тогда два изменения. Во-первых, были внесены поправки в Конституцию для того, чтобы Президента Турции выбирал народ, а не парламент. И, во-вторых, мы решили провести досрочные выборы в июле этого года, за четыре месяца до полагающихся.

Многие медиа, предприниматели, военные, банкиры думали, что ПСР случайно выиграла выборы и рассчитыввали на ее проигрыш на следующих. Однако летом 2007 года ПСР получила 47% голосов, затем избрали Президента. В 2008 году Конституционный суд пытался запретить ПСР. Шесть человек голосовали за, пять человек — против. Им не хватило всего одного голоса, чтобы свергнуть законно выбранную ПСР. Я хочу всем этим показать, что борьба против нашей партии не останавливалась с самой первой ее победы.

В 2010 году наша партия продолжила двигаться в сторону демократизации Турции и вынесла на референдум поправки в Конституцию. Основным в них было то, что армия и гражданская бюрократия отныне подчинялись народным избранникам. Среди других поправок: ранее всех членов Конституционного суда назначал Президент, теперь четверых из 17 выбирает Великое национальное собрание.

В итоге, сегодняшние события на Таксиме — это попытка тех, кто все эти годы пытался помешать ПСР, незаконным путем свергнуть ее власть. В 2011 году она набрала почти 50% голосов. Противники не могут победить, поддерживая другие политические партии на выборах. Силы внутри государства — армия, бюрократия и другие также потеряли свои были позиции и не могут составить конкуренцию нам. Поэтому было решено использовать другие, революционные технологии. Они на передний план выдвинули группы, которых не поддерживают какие-то политические партии, для того чтобы создать беспорядки, создать видимость нестабильности и помешать ПСР.

Недавно я читал одно исследование, где описывается эксперимент об управлениями группами. Среди 20 совершенно незнакомых людей находятся трое тех, кто друг друга знает и имеет конкретную цель, которую им задали внешние организаторы. В итоге они легко ведут за собой всех остальных через 10 минут. Во время таких акции люди с хорошими, наивными намерениях незаметно для них самих управляются организованными единицами с четкими политическим целями.

После беспорядков на Таксиме

Они решили опробовать на Турции отработанные сценарии «арабской весны» на Ближнем Востоке и «бархатных революций» на постсоветском пространстве. Но в Турции это не пройдет, мы не позволим.

— Можем ли мы сравнить ситуацию в Турции и в арабских странах?

— Нет, у Турции есть очень важное отличие — в этих государствах не было демократии, люди в них не могли изменить власть через избирательные урны. Соотвественно, они вышли на улицы и использовали данные методы из-за отсутствия других средств. В Турции же демократия работает, свободные выборы проводятся постоянно, нет никаких сомнений в их честности с 1950 года. Те, кто недоволен властью, может ее сменить при помощи голосования. Находить сходство с событиями в Египте или Тунисе — абсолютно неправильно.

 

Мы можем акции в парке Гези сравнить лишь с акциями экологов в западных странах. Хотя экология была тем поводом, с которого все началось, это момент спорный. В то же время наша ситуация отличается даже от таких стран как Испания, Греция и другие — в них люди бастуют из-за экономического кризиса, безработицы, у нас нет таких проблем. Нет никаких общих или частных причин, которые бы делали необходимостью выход людей на улице в Турции.

На самом деле, декларируемые цели акции и их реальное наполнение друг другу сильно противоречат — из-за шести деревьев уже причинен вред на 100 миллионов долларов. Вытоптаны зеленые насаждения, цветы, облагороженные территории, сожжены муниципальные автобусы, разгромлены отделения банков, разбиты стекла и так далее. Это не мирные акции — когда в полицию кидают камни, мячики с гвоздями, «коктейли Молотова».

На прошлой неделе протесты прошли, например, в Лондоне против саммита G-8. Полиция там также применила силу, задержали 52 человека, хотя протестующие не имели в руках ни камней, ни «коктелей Молотова».

Таким образом, мы можем понять, что акции организованы теми национальными и международными кругами, кто недоволен политикой ПСР и усилением Турции. У нас имеются на руках соответствующие документы, которые будут переданы в суд.

— Какого типа документами вы располагаете?

— Информацией об отношениях тех, кто провоцировал и организовывал эти акции, тех, кто обеспечивал логистику, финансы и другие ресурсы.

Маленький пример — в газете «Нью-Йорк Таймс» было опубликовано рекламное объявление о протестах. Для его покупки была организована кампания, и 40000 долларов из 100000 оплатила американская фармацевтическая компания с израильскими корнями «Рафаген». Это сюжет из открытых источников, те же документы, которые у нас есть, будут обнародованы в ближайшее время.

Я хочу в заключение сказать, что как Турция преодолела попытки военного переворота, «е-предупреждения» и срыв выборов президента, дело о запрете ПСР, так мы преодолеем и этот этап, Турция в силах это сделать.

Надежда Кеворкова, Ильшат Саетов

Стамбул — Москва

Интервью было взято для канала Russia Today,

на английском языке опубликовано на его сайте

http://rt.com

 

Источник: http://etatar.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня