Насвай в законе

Post navigation

Насвай в законе

Менее чем через два месяца, 26 декабря, вступает в силу Технический регламент на табачную продукцию, и в нашем законодательном поле впервые появится азиатская смесь махорки, извести и куриного помета под названием «насвай». 

В России у него есть постоянные потребители — это школьники и гастарбайтеры. Насвай уже запретили в Туркмении, где его, собственно, производят. От всех смесей, кроме классических, давно отказались в Евросоюзе. «Известия» решили выяснить, кто и почему решил легализовать в России кустарный и почти неисследованный насвай.

Скотный двор

Официально насвай — не наркотик, он не входит ни в один список запрещенных веществ. Поэтому его даже ребенок свободно может держать в кармане, на глазах у всех закидывать в рот, а главное — купить на любом рынке, где торгуют наши друзья из Средней Азии.

— Каждый пакетик по 15 рублей, — сообщила мне на Преображенском рынке торговка, которая продает вроде как зелень, но по первому запросу достает из-под полы насвай, от которого пахнет скотным двором, — берете горсточку — и под язык…

Добрая женщина. Пусть Уго Чавес жует листья коки, индийцы — листья бетеля, а узбеки — насвай. Но для нас он по сути наркотик, вызывающий пусть кратковременное (длится 5-10 минут), но помутнение в голове.

— Насвай вызывает наркотический эффект, — подтвердил «Известиям» глава Госнаркоконтроля Виктор Иванов, — но если героин — тяжелый наркотик, то насвай — легкий.

По его словам, Госнаркоконтроль в настоящее время изучает масштабы распространения насвая в России. Тем временем Госдума еще в начале года приняла федеральный закон (тот самый — «О техническом регламенте на табачную продукцию»), который в декабре вступит в силу, и с тех пор насвай будет считаться в России нормальной табачной продукцией.

— Ранее нигде, ни в одном нормативном документе, не присутствовали дикие формы потребления табака, — разводит руками профессор Московской медицинской академии им. Сеченова Андрей Демин. — Теперь насвай прописан в законе наравне с сигаретами, а значит, фактически вводится в оборот. Население получает вот эту дрянь в качестве варианта выбора потребления табака.

Хорошая перспектива. Но может насвай вовсе не «дрянь»?

Яйца власоглава и другие

Лабораторных исследований содержимого пакетиков с насваем в России немного. Подобного рода экспертизу точно делали на Алтае, где обнаружили, цитирую постановление главы управления Роспотребнадзора республики, «яйца власоглава, токсичные элементы (свинец, кадмий), пестицид — гексахлорциклогексан, т.е. компоненты, представляющие угрозу жизни и здоровью населения».

— Года три назад среди молодежи стало модно его жевать, — говорит главный санитарный врач Республики Алтай Леонид Щучинов. — Когда мы с ребятами беседовали, они говорили, что он дает им одурманивающий эффект: пробуешь — хочется снова. Мы провели исследование, а потом по ТВ доходчиво объяснили: «Ребята, вы жуете куриный помет!» Вроде подействовало. И мы перекрестились.

И еще одну экспертизу провели в Кургане. Эксперты Курганского центра гигиены и эпидемиологии, равно как и их коллеги на Алтае, признали насвай опасным для здоровья, поскольку содержание свинца и кадмия превышало допустимые нормы в несколько раз. После чего перевозчика, гражданина Таджикистана, приговорили к 12 годам тюрьмы по совокупности ценного груза (у него изъяли 12 коробок насвая, а также 6 кг героина).

— Есть мнение, что насвай помогает избавиться от никотиновой зависимости, но оно абсолютно неверно, — считает замдиректора НИИ пульмонологии Федерального медико-биологического агентства России Галина Сахарова. — Наоборот, насвай — продукт для развития никотиновой зависимости. Ведь человек постоянно жует: вынимает одну порцию, другую кладет в рот. А значит, получает никотин в больших дозах. Плюс здесь много агрессивных веществ, которые используются для того, чтобы экстрагировать никотин из табачного листа, — известь и прочие, до конца-то никто не знает, что там…

По ее словам, никотин изменяет поведение: «конечно, не так, как наркотики, но влияет и на гормональные, и на обменные процессы». Но это еще цветочки — кроме табака «там содержится масса других неприятных ингредиентов, которые вызывают рак полости рта и пищевода», добавляет руководитель отделения детской наркологии Института клинической наркологии Алексей Надеждин.

— К сведению, в Узбекистане, где насвай очень распространен, 90% случаев рака полости рта и пищевода обусловлено жеванием этого вещества, — говорит Надеждин. — Иными словами, тот, кто потребляет насвай, гарантированно обречен на то, что у него возникнет злокачественное новообразование. Понятно, что не сегодня, не завтра, но через какое-то время.

Насвай можно рассматривать как наркотическое вещество, там есть элемент наркотического воздействия на организм, считает главный детский и подростковый нарколог Москвы Олег Зыков. А теперь факт, зафиксированный во время работы «горячей линии» комитета по транспорту Петербурга: водители маршруток из числа гастарбайтеров «кидают» насвай -перед тем как везти пассажиров…

— Такой водитель опасен так же, как пьяный водитель, — говорит руководитель отделения НИИ наркологии Минздрава России Евгения Кошкина. — В целом же, на мой взгляд, насвай — препарат, который требует анализа и контроля поведения, связанного с его употреблением. Пока вокруг него все идет на уровне разговоров, но каких-то серьезных исследований — на что действует и что вызывает, кому можно, кому нельзя, а может быть, нельзя всем — не было.

— И Минздрав исследований не проводил?

— К сожалению, нет.

Школьники без головы

Насвай уже около 15 лет постепенно, как оползень, идет по России, однако официальной позиции нет — Минздрав и Госнаркоконтроль лишь разводят руками (не входит в список наркотических средств, и все). Подробности и внятные комментарии можно услышать только от директоров тех школ, где ученики сидят или сидели на этой «дерьмовой игле».

— Один из признаков — плевки характерного зеленого цвета, — вздыхает директор школы N 5 города Бердска Новосибирской области Ольга Гареева, — плюс частые выходы с урока для того, чтобы воды попить, поскольку наступает сухость во рту. Среди учеников 8-9-х классов как поползло… Но мы приняли меры, с ребятами поговорили, с родителями, правоохранительные органы провели рейды по рынкам, и сейчас, слава Богу, затишье.

Справедливости ради надо сказать, что «кидают» насвай не во всех регионах. А вот в Магаданской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областях, Якутии и Башкирии он стал серьезной проблемой. «Жалобы поступают, проблема существует во многих школах Уфы и республики», — признает руководитель группы информации управления Госнаркоконтроля по Республике Башкортостан Константин Максимов.

— Вот положит голову на парту, глаза какие-то стеклянные, а потом, если не сплюнул вовремя, у него возникает тошнотворный рефлекс, поэтому и следы в раковинах в туалетах, — с болью в голосе рассказывает про своих учеников, сосавших насвай, директор гимназии N 13 Магадана Ангелина Бирюкова. — В целом наблюдалась какая-то неадекватность в глазах, вялость, рассредоточенность…

Учителя биологии и химии получили задание рассказывать на уроках про насвай — состав, воздействие. Убеждали, самая большая ценность — жизнь и здоровье. Родителей взяли в союзники. Милиция дала рейд по рынкам, прищучила гастарбайтеров, но опять же — только после звонка из школы. «С 1 сентября, тьфу-тьфу, нет ни следов, ни разговоров на эту тему», — говорит директор.

— Это зелье значительно опаснее, чем табак, — уверена Ангелина Бирюкова. — Кто там где его произвел, где верблюды… Если это снадобье, которое у них там (в Средней Азии насвай сосали веками. — «Известия») достаточно давно, пусть у них там и будет. Не надо его везти к нам!

Жизнь или насвай

Интересно, что крест на насвае поставила Туркмения, став первой страной в Средней Азии, где его полностью (изготовление, приобретение, потребление и завоз) запретили. В России же, как гласит техрегламент, насвай является видом «некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания». Если понимать буквально — создан для потребления! При этом не совсем ясно, как принимали техрегламент. В Минздравсоцразвития нам сообщили, что из-за расхождений с Минсельхозом не согласовали его проект, а в Госдуме… Звоню Татьяне Яковлевой из комитета Госдумы по охране здоровья.

— Ваш комитет техрегламентом занимался?

— Да, конечно.

— А на насвай не обратили внимание?

— Если честно, нет. А там есть такая табачная смесь? Хорошо, я сейчас посмотрю.

Созваниваемся на следующий день.

— Мы сделали большое дело, — сообщила Яковлева. — Мы его приравняли к табачной продукции, дали ему жесткие параметры, раньше-то считали, что это просто жевательная резинка. Хотя… будь моя воля, я бы как врач его полностью запретила. Потому что там карциногенов много и привыкание развивается быстрее, чем от сигарет.

Почти безупречная логика. Если не считать того, что депутат несколько раз упомянула Швецию, стало быть, имела в виду шведский снюс — в принципе аналог насвая, только, знаете, без помета… О’кей, звоню первому зампреду комитета Госдумы по охране здоровья Николаю Герасименко.

— Продукт понятен, — говорит он, — сосательный табак, изготовленный из табака, махорочной пыли, клея, извести, помета и так далее. Вы же понимаете, кустарное производство, ни фабрик, ничего…

— А какой смысл включать насвай в техрегламент, если он кустарного производства?

— Не я включал, — отрекся Герасименко. — На мой взгляд, насвай лучше запретить. Он идет контрабандой. Детям его нельзя продавать. А вы чего, собственно, хотите?

— Выяснить, понимали ли депутаты, что они включают в техрегламент, когда его принимали.

— Техрегламент готовили другие люди.

Отличная новость. Основным разработчиком (и лоббистом) выступила ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром». Самое парадоксальное, что даже она фактически выступает за запрет насвая в России. «Табачный техрегламент — первый документ, который хоть что-то регламентирует в части насвая. Раньше он ничем не регулировался, теперь производители ежегодно должны подавать список ингредиентов», — отмечает гендиректор ассоциации Вадим Желнин.

Благая цель. Но, во-первых, не очень понятно, с кого требовать список ингредиентов. Желнин ведь сам признает: «рынок темный», «не знаю ни одной фабрики». Все равно, что под ГОСТ подвести производство самогонки или марихуаны. «Все техрегламенты подводятся под продукцию промышленного производства, а насвай — кустарного производства, с ним можно бороться только как мы — через колено!» — считает Леонид Щучинов.

Во-вторых, пресекать оборот насвая и существующая правовая база вполне позволяет: привлекать распространителей можно хоть за продажу «товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил», хоть за торговлю без специального разрешения (статья 14 КоАП). Ну а если в лабораторию отнести, то вообще можно привлечь по уголовной статье за продажу товара, который вред здоровью наносит.

— Табачная индустрия все время пытается нормировать свое присутствие, — считает Андрей Демин. — Больше того, они даже могут сказать в дальнейшем: смотрите, мы-то ведь делаем хороший цивилизованный продукт — сигареты! Он, конечно, вредный, но не настолько, как насвай! Организовать такую игру на глазах у общества.

Тем временем на форумах в интернете школьник из России делится опытом: «Кидаю» насвай четыре года… палит губы, бывало, даже до крови палило…» А гражданин из Киргизии предупреждает его: «Насвай приведет вас к большим наркотикам».

Александра БЕЛУЗА

www.izvestia.ru

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня