Не ошибка, а преступление

Post navigation

Не ошибка, а преступление

Не ошибка, а преступлениеСначала на сборы давали 10 дней, потом только сутки. Люди не знали, за что и куда их везут в товарных вагонах. Прошли десятилетия, и государство повинилось перед своими гражданами. 26 апреля 1991 года в РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов».

Под репрессии попали два десятка народов. Их насильственно перемещали по стране как можно дальше от мест традиционного проживания. Этновыселения прокатились двумя волнами: в 1930-е и во время Великой Отечественной войны. Пострадали более шести миллионов человек.

Пункт назначения неизвестен

Первые чистки начались в Ленинградской области и Карелии. В 1935-м решено было убрать подальше от границы финнов как «некоренной» народ. Их отправили в Таджикистан. Тогда же занялись поляками, выселяя из приграничных зон: там возводились стратегические объекты, и «иностранцы» казались неблагонадежными соседями. К концу 1930-х «очистили» Кавказ от курдов, Дальний Восток – от местных корейцев и китайцев, с границ Азербайджана перекинули в Казахстан иранцев. О «переезде» людей предупреждали заранее, и многие еще успевали сбежать. В 1940-е такой возможности уже не было. Выселение проводилось как спецоперация с применением оружия против тех, кто не хотел грузиться в теплушки. Ни едой, ни лечением в пути не обеспечивали. Как и на «новом месте», где приехавшим, как правило, не радовались. Целые народы объявлялись потенциально опасными или прямо враждебными.

Возвращайтесь, вы больше не враги

Во время войны первыми по списку шли советские немцы, компактно проживавшие в Поволжье. Уже в 1941-м так же «компактно» они проживали в Казахстане и Узбекистане. В 1944-м их соседями стали крымские татары. Вместе с немцами их всех записали в коллаборационисты. Это был год проведения Ялтинской конференции. В Крыму ждали лидеров СССР, США и Великобритании: следовало освободить полуостров от «нежелательных элементов». Логику депортации во время войны можно понять. Но зачем она была нужна в 1930-е годы?..

После смерти Сталина «переселенческие проекты» уже не возникали. Их оценка появилась в середине 1980-х годов. За два года до закона «О реабилитации» Верховный Совет СССР признал репрессивные акты против народов не ошибочной политикой, а преступлением.

Ольга Бугрова

Источник: https://radiosputnik.ria.ru/20200426/1570514734.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня