Ныне есть шанс исправить былые ошибки

Post navigation

Ныне есть шанс исправить былые ошибки

Раскол в среде крымских татар дошёл до Турции. «Яблоко раздора» — Крым. Это, прежде всего, ставит под сомнение попытки незарегистрированного Меджлиса татар Крыма доминировать на внешнеполитических фронтах.

Раскол в среде крымских татар дошёл до ТурцииНа днях в Симферополе прошла пресс-конференция главы Федерации крымскотатарских обществ Турции Унвера Селя.

 

По сообщению Крыминформ, Сель выразил «согласие с переходом Крыма в состав Российской Федерации», а референдум 16 марта назвал законным.

 

Он добавил, что крымскотатарскому и славянскому населению необходимо преодолеть взаимное недоверие и страхи, так как «у России есть большой опыт в этом, потому что на её территории много лет проживают люди разных национальностей и вероисповеданий».

 

Федерация подготовила ряд предложений по доработке нормативных актов, касающихся крымскотатарского народа.

 

По словам Селя, «необходимо провести работу, направленную на возвращение в Крым крымско-татарского народа, проживающего на территории других стран, а также обеспечить плотное сотрудничество крымско-татарских диаспор с представителями народа, проживающего в Крыму».

Заявления главы Федерации крымскотатарских обществ вызвали острую реакцию промеджлисовского Общества культуры и взаимопомощи крымских татар Турции.

 

В ответном письме они обвинили Россию в том, что она продолжает «строить козни и использовать всяческие безнравственные методы, среди которых — попытки уничтожить или нейтрализовать представительный орган крымских татар; разделить организацию изнутри; погасить авторитет лидеров крымских татар, тем самым сделав их позицию невесомой для всех».

 

Правда, в следующем абзаце «лидеры» сократились до одного человека — Мустафы Джемилева, «примеру которого мы всегда будем следовать». Заодно Общество решило дискредитировать своих конкурентов, назвав их «самозванцами, выдающими себя за законных представителей крымскотатарской диаспоры в Турции».

Единение вокруг личности их крымского соотечественника Джемилева вызывает удивление и вот почему.

 

Ещё в сентябре прошлого года предложение руководителя отдела внешних связей Меджлиса татар Крыма Али Хамзина провести II Всемирный конгресс крымских татар в Румынии вызвало бурные споры в Турции.

 

По сообщению симферопольского информационного агентства QHA, глава Стамбульского филиала Общества Джелял Ичтен заявил, что Стамбульский дернек (организация) не поддерживает эту идею. Он обвинил Хамзина в том, что тот разделяет дернеки «как в случае с Крымскотатарским обществом Северной Европы в Германии».

 

Руководитель отдела внешних связей Меджлиса парировал: «Чтобы попасть в турецкую диаспору, нужно пройти определённые, я бы сказал, проверки, поэтому у нас с диаспорой в Турции так и не сложились нормальные рабочие отношения». В отличие от румынской диаспоры, благодаря работе которой «возникла стратегически правильная позиция болгарской, польской и литовской диаспор».

Вряд ли такое переориентирование с турецкого вектора на европейский происходило без ведома председателя Меджлиса татар Крыма. Почему же тогда спустя несколько месяцев в Джемилеве турецкая община крымских татар «вдруг» увидела лидера «мирового масштаба»?

 

Знатокам известно, что восточные люди склонны искать подступы к сердцам самого, по их мнению, главного начальника, которого стараются окружить почитанием, переходящим в лесть. Таким «начальником» сегодня некоторые крымские татары видят президента США Барака Обаму, который публично покровительствовал экс-главе Меджлиса на церемонии получения последним в Варшаве премии «Награда Солидарности».

 

Однако международное «признание» Джемилева пока что приносит дивиденды лишь ему самому, но не решает проблем обустройства крымских татар в новых реалиях, связанных с воссоединением полуострова с Россией. Более того, дезориентированный Меджлис скатывается постепенно в архаику времён Крымского ханства.

По словам председателя Постоянной комиссии Госсовета Крыма по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Эдипа Гафарова, начались запугивания пророссийски настроенных крымских татар.

 

«Вот, в частности, что произошло в Черноморском районе. Лемара Алиева сообщает: их с мужем пригласили на заседание крымскотатарской общины с участием представителей духовенства и председателя местного меджлиса.

 

Вынесли абсурдное решение: исключить из членов национального общества, не здороваться, не приглашать на свадьбы, не хоронить.

 

И всё потому, что они — за Россию и не скрывают этого. Да ещё на референдуме участвовали в работе избирательной комиссии. Парадокс! Но факт остаётся фактом. Имеется протокол заседания. Аналогичные сигналы поступают из Первомайского, Ленинского районов», — заявил «Крымским известиям» Гафаров.

 

Такое откровенное нарушение прав человека является перебором даже для Турции, не говоря уже о Европейском союзе и США. Сомнительно, что общественное мнение этих стран позитивно воспримет антидемократические действия Меджлиса, от имени которого сейчас на внешнеполитических фронтах выступает Джемилев. А, значит, тень падёт на всех крымских татар. Это, во-первых.

Во-вторых, хотя сегодня крымские татары в Турции хорошо обустроились, имеют возможность сохранять и поддерживать свою культуру, заниматься бизнесом, добиваться успехов в политике (пример чему — министр иностранных дел Ахмет Давутоглу), кто знает, что будет с приютившей их страной в будущем.

 

Существуют прогнозы, по которым усиленное внимание Вашингтона к Анкаре может обернуться большой «турбулентностью» для Турции, которая в настоящее время старается сохранить хорошие отношения с Россией. Если вдруг турецкое общество столкнётся с нестроениями, подобно украинским, идея возвращения на историческую родину для местных крымских татар способна показаться привлекательной.

Благо есть исторический опыт. 10 февраля 1922 года ЦИК и Совнарком Крыма принимает постановление «О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики». 13 января 1925 года в ЦИК СССР направляется «Доклад Крымского ЦИК и СНК о реэмиграции крымских татар из Болгарии и Румынии в Крым и о причинах эмиграции татар».

 

В нём, в частности, указывалось: «Теперь оставшихся в Румынии и Болгарии крымских татар насчитывается приблизительно 400-450 тысяч человек; в Турции, в Европейской её территории и в Малой Азии, количество татар намного больше от указанных цифр Румынии и Болгарии. Из эмигрантов, наиболее желающих вернуться в Крым, являются румынские и болгарские татары».

Станет ли актуальным для турецких крымских татар то, чем воспользовались менее ста лет назад их соотечественники из Румынии и Болгарии? Не исключено.

 

В любом случае, отношение общины к событиям в Крыму далеко не однозначное. Многое будет зависеть от политики Москвы. Как писал о крымских делах в начале XIX века граф Семён Романович Воронцов своему сыну Михаилу Семёновичу, генералу-губернатору Новороссии, «беспорядки, пренебрежения и несправедливости во времена Екатерины и Павла разрушили эту несчастную страну, и бедные татары были вынуждены, вследствие причинённых им обид, покинуть свою родную страну, а только они могли бы сделать её цветущей».

Ныне появляется шанс исправить былые ошибки. Но это требует в ответ протянутой руки со стороны диаспор крымских татар по всему миру.

 

Возможно, первый шаг на этом пути последует со стороны турецкого берега.

Станислав Стремидловский

Источник: http://www.iarex.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня