Почему Крым не Прованс?

Post navigation

Почему Крым не Прованс?

Василий Джарты: Киев перестал относиться к полуострову как к «чемодану без ручки»

 Крымчане, которые абсолютным большинством поддержали нынешнюю власть, очевидно ожидали, в первую очередь, быстрого социально-экономического роста региона. Тем более что Совет министров АРК возглавил Василий Джарты — человек, проверенный не одной должностью и близкий к Президенту. Он действительно взялся за решение проблем, но молниеносного их решения получиться и не могло — слишком долго «не доходили руки» Киева до крымского вопроса. В то же время местные политики, привыкшие к «полноте» власти на полуострове, не слишком радушно встретили назначенного Джарты. А недавно бывший спикер Верховной Рады Крыма попал в СИЗО по подозрению в крымских махинациях…

Председатель Совета министров Крыма Василий ДжартыО социально-экономическом климате, перспективах туристической отрасли и других проблемах автономии «День» говорит с председателем Совета министров АРК Василием ДЖАРТЫ.

— Василий Георгиевич, мы рады видеть вас «в строю». Имеем редкую возможность оценить работу команды при временном отсутствии руководителя. Какие выводы можно сделать из этого невольного эксперимента?

— Во-первых, тем, кто говорил, что я уже не вернусь в Крым, я сказал четкое «Не дождетесь!», во-вторых, я поставил пятерку работе Совета Министров без меня, хотя это не совсем так — я ежечасно был на связи, все знал, все видел, во все вникал. Главный вывод: в Крыму сформирована действительно эффективная команда единомышленников, которая получила возможность доказать свою работоспособность. И доказала. Дела 2010 года завершены, Крым по социально-экономическому развитию занял шестое место в рейтинге регионов Украины. Это самый высокий показатель за семь последних лет, что свидетельствует о стабильном социально-экономическом росте. 2011 год начат организованно, теперь главное — организовать выполнение разработанной «Стратегии развития Автономной Республики Крым до 2020 г.» и успешно провести уже начатые социально-экономические реформы…

— Как вы считаете, почему местная крымская элита оказалась неспособной вывести Крым из создавшегося кризиса?

— Дело в том, что если руководство региона сформировано из случайных людей, использующих полномочия в личных интересах, успехов можно не ждать. Местная крымская элита действительно была встревожена моим назначением. Но это не было связано с моими профессиональными качествами. Отдельные люди волновались не за автономию, а за себя. Думаете, они беспокоились, что новая команда не сумеет добиться в Крыму экономического роста? Нет! Они были в этом больше чем уверены! Они боялись потерять свое влияние во власти, в бизнесе, в процессах «прихватизации». За девять месяцев мне удалось доказать, что они не зря тревожились.

— Не секрет, что одним из ваших преимуществ является доверие Президента Украины Виктора Януковича, которым не пользовались прежние руководители Крыма…

— Уже многие годы в рабочем плане мой понедельник начинается в субботу, благодаря чему удавалось достигать поставленных целей. Так было всегда, когда Виктор Федорович доверял мне те или иные ответственные участки — будь то руководство штабом Партии регионов в 2006 году или Министерством экологии в 2007-м. Перед президентскими выборами 2010 года, когда Виктор Федорович закрепил меня за Крымом, здесь была сложная внутрипартийная ситуация. Моей задачей было восстановить доверие людей к Партии регионов — результаты выборов Президента и недавних выборов в местные органы власти показывают, что в этом направлении мы достигли поставленной цели. Доверие Президента для меня — это, в первую очередь, огромная ответственность.

— Кстати, вы недавно встречались с Виктором Януковичем — какие новые задачи по работе в Крыму он вам поставил?

— Главная задача, которую перед нами ставит Президент на этот год — начать реализацию всех проектов развития Крыма, которые были разработаны в течение прошлого года. Глава государства уделил особое внимание вопросам наполнения доходной части бюджета, эффективному использованию средств, которые Крым получит в этом году из бюджета Украины на социальное и экономическое развитие.

— Расскажите, чего достигло правительство Крыма на пути социально-экономического развития за последний год? Каких качественных изменений вам удалось добиться?

— Самое главное изменение: удалось вернуть людям уверенность в собственных силах, уверенность в возможности реальных изменений. Впервые на решение социально-экономических проблем Крыма было привлечено прямых и непрямых государственных инвестиций более 1 миллиарда 300 миллионов гривен — это самая большая сумма за все годы украинской Независимости. В Крыму построены километры новых дорог, отремонтированы школы, больницы, памятники культуры, музеи. В Симферополе появились новые троллейбусы, в сельских школах — новые автобусы.

Конечно, мы не могли за девять месяцев восстановить все то, что разрушалось в течение семи-восьми предыдущих лет. Но на первом этапе нам удалось решить самые острые социальные проблемы и создать в Крыму условия для развития экономики, заложить фундамент экономического роста. Киев впервые за долгие годы перестал относиться к Крыму как к пасынку, как к чемодану без ручки.

— Как относитесь к назначению представителем Президента в Крыму Владимира Яцубы? Как вы вообще расцениваете роль постоянного представительства Президента здесь? Не кажется ли вам, что во многом оно может дублировать функции Совмина?

— Думаю, что настолько компетентного постоянного представителя Президента в Крыму еще не было. Уверен, что опыт и знания Владимира Григорьевича, его влияние и связи в Киеве, в Кабинете Министров и других органах власти, опыт нашей с ним предыдущей работы позволит ему очень профессионально, эффективно и успешно выполнять свои обязанности, отстаивать интересы автономии в принятии таких необходимых законодательных изменений.

— Василий Георгиевич, Партия регионов все время твердила о расширении прав и самостоятельности регионов. В то же время ваши оппоненты утверждают, что на самом деле регионы сегодня стали более зависимыми от центра. Как объяснить этот парадокс?

— Оппозиции по статусу положено критиковать все действия власти.

А уровень зависимости регионов от центра обратно пропорционален, прежде всего, способности и готовности власти в регионах брать на себя ответственность за работу, проводить эффективные экономические преобразования. Не надо перекладывать на центр то, что можно сделать в регионе, и этим прикрывать собственную бездеятельность и безынициативность. На самом деле в регионах сосредоточены громадные резервы и ресурсы, задача власти — их выявить и использовать.

— В 2011 году исполняется 20 лет со времени создания Крымской автономии. Вы тоже утверждаете, что автономию следует укреплять. Как? Что даст эта реформа, с одной стороны, Крыму, с другой — Украине?

— Безусловно, автономию нужно укреплять. Крым — уникальный регион с особым многонациональным составом населения, особой историей и географическим положением, он имеет полное право на особое место в структуре Украинского государства. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность Крыма, Совет Министров разработал и предложил принять законы об экономическом развитии АРК, о Совете Министров Крыма, предложил целый ряд общегосударственных программ. В проектах этих законов, которые мы подготовили вместе с Кабинетом Министров Украины, в частности, прописана возможность устанавливать в Крыму особые, льготные условия для некоторых видов экономической деятельности. Укрепление Крыма выгодно для всего государства: во-первых, это создаст условия для ускоренного экономического развития автономии, во-вторых, крымский опыт можно будет применить и в других регионах страны. Я хочу, чтобы другие регионы Украины равнялись на Крым.

— Насколько удалось продвинуться в этом направлении и как это сказалось на привлечении инвестиций? Как вы видите дальнейшее формирование инвестиционной привлекательности Крыма?

— В Совет Министров обращаются десятки потенциальных инвесторов, мы получаем предложения по строительству ветровых и солнечных электростанций, созданию рекреационных центров и комплексов глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. В экономику Крыма в целом поступило уже около 800 миллионов долларов инвестиций. Укрепление стабильности в Украине будет способствовать активизации этого процесса.

— Почти на весь мир нашумела история, связанная с письмом известного российского инвестора Александра Лебедева Президенту Украины. Крымская пресса писала, что «два уважаемых человека — вы и Александр Лебедев, — просто не поняли друг друга». Тем не менее, вы заявляли, что готовы к диалогу. Готовы ли вы и дальше искать этот компромисс с известным инвестором и сотрудничать на благо Крыма?

— Эта ситуация мною была уже неоднократно прокомментирована, но еще раз хочу подчеркнуть, что мы готовы сотрудничать со всеми предпринимателями, желающими работать в Крыму, соблюдающими законы Украины и приносящими пользу нашему полуострову. Я заверяю вас — если у иностранных инвесторов возникают проблемы, власть Крыма готова опекать и защищать бизнес, но и бизнес тоже должен быть настроен на сотрудничество. Создать конфликт легко, справиться с его последствиями тяжело…

— Многие эксперты сомневаются в том, что Украина и Россия в ближайшем будущем смогут приступить к строительству транспортного перехода через Керченский пролив, ведь как политические, так и технические проблемы этого проекта пока далеки от конкретных решений. Вы, конечно, владеете полной информацией о сложности этого объекта. Верите ли в то, что этот объект уже скоро начнет строиться?

— Это один из перспективных проектов российско-украинского сотрудничества. Его реализация позволила бы нам в полной мере использовать геостратегический потенциал автономии и стать полноправной частью глобальных транспортных и торговых маршрутов. Другое дело, что объект такой сложности требует особой серьезности. И мы находимся в самом начале реализации этого проекта. Специалисты Совета министров Крыма принимают участие в деятельности украинской межведомственной рабочей группы по вопросам подготовки решений по строительству этого перехода и межправительственной украинско-российской рабочей группы по выработке механизма реализации проекта строительства. Уже рассмотрены варианты возможного проекта, схемы его управления, создания хозяйствующего субъекта и другие вопросы. Я уверен, что переход будет построен.

— Одним из приоритетов Стратегии-2020 является развитие курорта как отрасли, основанной на европейских стандартах. Вы бывали за границей и видели европейские курорты. Как вы считаете, что именно для этого надо сделать и когда Крым сможет сравняться по уровню и качеству услуг с курортами стран Причерноморья? Почему сегодня Крым, условно говоря, «еще не Прованс» и «даже не Анталия»?

— Давайте смотреть правде в глаза: скопировать успех Анталии в Крыму не получится. Да и не надо. Наш регион — это не Средиземноморье, где пляжный сезон длится девять месяцев. Повторить путь Анталии не могут даже другие регионы Турции — туристическая сфера там развивается гораздо медленнее. Нам нужно использовать опыт соседей, но искать свой путь развития, учитывая местные особенности. На последней сессии Верховной Рады Крыма мы конкретизировали Стратегию развития АРК до 2020 года и утвердили 11 программ социально-экономического развития, которые в комплексе будут способствовать развитию курорта как главной отрасли. Намечены пути обеспечения отрасли водой, энергией, инфраструктурой. В Крыму превосходные ландшафты, памятники истории, есть высококвалифицированные медицинские кадры — будем наряду с традиционным отдыхом развивать новые виды туризма, рассчитанный на работу круглый год, открывать SPA-центры, другие учреждения, работающие на стыке лечения и туризма…

— Достижение евростандартов — это и реформирование экономического и психологического поведения населения. Крымчане привыкли в условиях советского сервиса принимать «дикарей». А это несопоставимо с развитием курорта европейского типа. Как думаете, постсоветское население может справиться с вызовами времени?

— Понимаете, здесь картина сложнее. Некоторые крымские здравницы — например, тот же «Артек» — даже во времена СССР предлагали клиентам отдых мирового уровня. Были здравницы Четвертого главного управления Минздрава СССР. Другое дело, что 30 лет назад и мировые стандарты были гораздо ниже, чем сейчас. В Крыму уже есть гостиницы, санатории с очень хорошим соотношением цены и уровня услуг. Костяк современного курорта мирового уровня уже сформирован, нужно только расширять эту сеть. Уверен, что она будет расти. Прошлое нашей страны, конечно, не было связано с рыночной экономикой, но это небольшое препятствие — посмотрите на бурное развитие Китая, в том числе и его туристической сферы.

— Сложнейшее направление социального развития Крыма — сфера межнациональных отношений. Не будем лукавить — за последний год ситуация усложнилась, Верховной Раде и правительству Крыма не удалось развязать ряд фундаментальных узлов в крымскотатарской проблеме. Какие реформы вы бы хотели провести в этой сфере? Какие требования вы предъявляете сегодня к работе Рескомнаца при условии, что Госкомнац вообще ликвидирован?

— Абсолютно не согласен с вами в том плане, что ситуация усложнилась. Наоборот, впервые за долгие годы мы вышли на конкретные механизмы решения, как вы говорите, фундаментальных проблем. И это касается в первую очередь выделения земли под строительство для крымских татар и ликвидации так называемых самозахватов. Были проведены переговоры с лидерами крымскотатарского народа, и я убедился, что они настроены на диалог, на сотрудничество.

Мы договорились о том, что Совет Министров Крыма и руководство города Симферополя и района в течение месяца определят земельный массив, соответствующий планам развития города и района, а также техническим требованиям, предъявляемым к территориям, предназначенным для строительства жилых домов. В пределах выделенного массива участки смогут получить те граждане, которые нуждаются в земле для частного строительства, в том числе и участники самозахватов, которые по закону имеют право на ее получение.

— В этом году должен состояться международный форум, как предполагается, в рамках ОБСЕ, для оказания помощи Украине в решении крымскотатарской проблемы. Вы будете принимать в нем участие? Какие идеи и предложения вы бы хотели на нем озвучить? Какие решения вы бы хотели увидеть принятыми? Чего вы ожидаете от него?

— Крым — полиэтничный регион, и в этом заложен огромный потенциал созидания, в то же время в этом состоит сложность решения проблемы, доставшейся нам от прошлого. Здесь переплетены и правовые, и экономические, и социальные, и культурные проблемы. Мы будем прилагать усилия к тому, чтобы решить их своими силами ну и, конечно же, рассчитываем на помощь международного сообщества.

На мой взгляд, главной темой для обсуждения на международном форуме должны стать вопросы расширения возможной международной помощи Украине в решении проблем, связанных, в первую очередь, с обеспечением жильем репатриантов, развитием системы образования на крымскотатарском языке, возрождением национальной культуры. Мне бы хотелось, чтобы проведение Международного форума по восстановлению прав крымскотатарского народа привело к дальнейшей успешной интеграции крымских татар во все сферы жизни страны. В свою очередь это будет убедительным фактом стремления Украины к интеграции в европейское сообщество.

Николай СЕМЕНА

Похожие материалы

Ретроспектива дня