Раз единой не получилось, пусть будет две Украины

Post navigation

Раз единой не получилось, пусть будет две Украины

Вот уже 20 лет как на юго-западных границах Россия имеет своим соседом новое государство — Украину. 24 августа 1991 года, на 5-й день после неудавшегося ГКЧП, Верховная рада УССР провозгласила республику независимой. Сегодня, спустя 20 лет после тех событий, можно попытаться дать ответ на вопрос, состоялась ли Украина как государство.

Территориально и экономически продукт СССР, Украина образца 1991 года пыталась осознать себя в абсолютно новых границах, с подаренным Крымом, возвращенными Черновцами и малоассимилированным в советское время пространством - Галичиной и ЗакарпатьемТерриториально и экономически продукт СССР, Украина образца 1991 года пыталась осознать себя в абсолютно новых границах, с подаренным Крымом, возвращенными Черновцами и малоассимилированным в советское время пространством — Галичиной и Закарпатьем. Вот здесь бы и объявить о федерализации лоскутного государства, но не тут-то было: Кравчук в отличие от Ельцина «брать суверенитета сколько хотите» не предлагал. Новая элита под руководством старых вождей решила «пообкусывать» сепаратистские устремления подозрительных регионов — только Крым удержался в статусе автономной республики, да и тот в 1995 году обезглавили, ликвидировав пост президента полуострова.

Записанная в Конституции унитарность одинаково усердно выполнялась всеми президентами — от Кравчука до Ющенко. И даже Виктор Янукович, лидер Партии регионов, открыто обсуждавшей вопрос самоопределения юго-востока Украины после Майдана-2004, сегодня предпочитает молчать на тему административной реформы с перспективами федерализации.

Тем временем, с момента его прихода на пост президента, ситуация в стране сильно поляризовалась — впервые на День Победы во Львове молодые националисты открыто срывали с ветеранов ордена, медали, георгиевские ленточки, топтали цветы и венки на могилах, жгли красные флаги.

Одной из главных движущих сил возродившегося украинского национализма не без поддержки администрации Януковича (в противовес Тимошенко) стала галицкая партия «Свобода». Руководство этой организации, получившее при Януковиче доступ к главным телеканалам, известно тем, что председатель партии Олег Тягныбок, в прошлом медбрат в урологическом отделении львовской больницы, является неприкрытым сторонником борьбы с «жидами и москалями», а во львовском городском совете партию представляет Ирина Фарион, прославившаяся своими походами по детским садам с «опросами» детей на тему «Если тебя зовут Миша, а не Мыхайлыку, то тебе пора уезжать в Москву».

Незадолго до этого о себе напомнили сторонники идеи галицкой независимости — львовско-мюнхенский писатель Юрий Андрухович, выступивший с серией интервью о необходимости обособления Крыма и Донбасса от остальной Украины. И он не одинок в своих устремлениях. В Галичине (Львове, Тернополе, Ивано-Франковске), Буковине (Черновцы) и даже Закарпатье постепенно растет число сторонников автономизации региона. Идеологическое обоснование западноукраинской независимости дает история — земли, большей частью находившиеся в составе Австро-Венгерской империи и Польши, сегодня видят себя абсолютно органичной частью Европейского союза, без виз на западных границах и даже с возможным переводом на латиницу кириллического украинского языка.

Экономическими основами независимости могли бы быть транзит (в первую очередь нефти и газа), сельское хозяйство и туризм. На территории Ивано-Франковской области расположено самое большое в Европе газовое хранилище «Богородчаны» — соседние страны (Венгрия, Словакия) уже обращались к Украине с предложением закачивать в него дополнительные объемы газа для своих нужд на крайний случай. Один из идеологов западноукраинских автономистов, Олег Хавич, считает, что Западная Украина может пойти по эстонскому пути в восстановлении своей государственности. Он убежден: если бы труба шла по другому маршруту, Галичина давно была бы независимой, ведь реверс системы магистральных газопроводов, работавший 2 недели холодным январем 2009 года, гнал топливо в обратном направлении — из Богородчан в Харьков и Одессу.

С другой стороны, не стоит забывать, что треть населения Западной Украины находится на заработках в Италии, Польше, Португалии, Чехии и России, и эти гастарбайтеры пересылают домой, по разным оценкам, от 5 до 10 миллиардов долларов в год.

«Соборность» как единство украинских земель, проповедуемая Ющенко в бытность его президентом, утеряла свой прежний смысл. После победы Януковича идея экспансии «западенцев» в Киев и Центральную Украину потерпела поражение, поэтому автономизация и самоопределение становятся более популярными в Галичине — «здесь все немного сепаратисты», говорят во Львове.

Галичина — это «остров Крым» наоборот. Если в аксеновском романе временные эвакуанты (врэвакуанты) хотели воссоединиться со своей Большой Родиной, то во Львове хотят подальше убежать от сегодняшней Украины. Однако есть и те, кто своей «Большой Родиной» считает Австро-Венгерскую империю и Габсбургскую монархию. По словам западноукраинских автономистов, от идеи галицкой независимости нельзя отделить поставстрийскую ностальгию — «ведь здесь буквально все пропитано старой доброй Австрией». Поставстрийским ядром считается Галичина, Северная Буковина и Закарпатье, где до сих пор существует культ Габсбургов. В черновицкий ресторан «Габсбург» нужно записываться заранее.

В 2007 году состоялся визит недавно упокоившегося 98-летнего наследного принца Отто фон Габсбурга в Черновцы, Ивано-Франковск и Коломыю. Последний городок известен не только как центр УПА, но и тем, что там был зачат сын последнего австро-венгерского императора — его отец кронпринц Карл I служил по соседству. В 2008 году в Черновцах при помощи бывшего председателя Верховной рады Украины Арсения Яценюка был открыт памятник знаменитому Францу Иосифу I — 70-летнему правителю Австро-Венгерской империи, которая всегда поддерживала сепаратистские настроения на Украине. А уже 4 марта 2010 года сын Отто фон Габсбурга Карл зарегистрировал в Ивано-Франковске «Фонд Габсбургов» — «для восстановления исторической памяти и традиции».

Интересная деталь — после австрийской революции Габсбурги бежали из Вены, и спустя время, чтобы им разрешили въезд в Австрию, Отто фон Габсбург вынужден был отказаться от титула короля Австрии, Венгрии, Богемии и Моравии, но от титула короля Галиции и Ладомерии (Владимир-Волынский) и герцога Северной Буковины наследный принц не отказался. Сейчас, после смерти Отто, эти титулы перешли по наследству его старшему сыну Карлу — новому главе монаршего дома Габсбургов — и как он ими распорядится, можно только догадываться.

Спустя 20 лет независимости Украина в своих нынешних границах не смогла состояться как государство — загнанное в унитарные рамки нежелание жить вместе выражается в том, что половина государственных праздников и дат не только в Донецке и Львове, но даже в Киеве и Львове трактуется диаметрально противоположно: 9 Мая на Украине — День Победы, в Галичине — день траура; 22 июня на Украине — день начала Великой Отечественной войны, в Галичине — день памяти жертв советского террора и так далее…

Галичина похожа на Кавказ, не уживающийся в формате большой страны. Только если Кавказ нам дарит физическую экспансию, то Галичина Украине — духовную, в виде навязывания чуждых остальным ценностей.

Ну а что же Россия? В российских интересах было бы созидание дружественной страны-союзника на юго-западных границах, на которого можно всегда положиться. Государства с понятными правилами игры, надежного транзитера энергоресурсов, открытого для российского бизнеса.

Что этому мешает? Идеологические штампы неприятия родом с Западной Украины.

Сами галичане признают невозможность исторического примирения с собственной столицей и тем более с востоком страны. Для Западной Украины пишутся собственные учебники по истории, и флаг Победы трудно себе представить на 9 Мая на львовской ратуше.

Если новая украинская власть не захочет дать свободу своим регионам (настоящей партии регионов), сделать действительно автономным Крым с русскими и крымскими татарами, полурумынскую Буковину и полувенгерское Закарпатье, она неизбежно столкнется с нарастающим сепаратизмом.

Когда-то Иосиф Сталин подписал сомнительный пакт Молотова-Риббентропа, по которому Западную Украину унаследовал Советский Союз. Сегодня этот пакт подвергается большой критике.

 

Так, может быть, никогда не поздно вернуть ситуацию? Или по крайней мере не противодействовать центробежным тенденциям в противоречивом регионе.

 

В случае усиления таковых мы можем стать свидетелями появления новой республики — кандидата на членство в ЕС с населением более 5 миллионов, сравнимой по размерам со Словакией, легитимизированной незримым присутствием Карла фон Габсбурга, под названием Объединенная республика Галичины и Северной Буковины.

Что-что, а название по-английски звучало бы исключительно красиво. А по-русски — так еще геополитически выгодно.

Источник: http://www.mk.ru/politics/article/2011/08/23/616859-20-let-nezalezhnosti.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня