Рахмонова грамота

Post navigation

Рахмонова грамота

Таджикистан отказывается от русского языка?

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон внес в парламент проект закона «О государственном языке». Вчера это официально подтвердила пресс-служба парламента. Согласно законопроекту русский в стране теряет свой нынешний статус языка межнационального общения. 22 июля г-н Рахмон, выступая по местному ТВ, призвал принять закон как можно скорее. По его мнению, новые правила будут способствовать повышению национального самосознания. 

По ныне действующему закону о языке и конституции Таджикистана русский является языком межнационального общения. На такой статус бывшего языка метрополии после распада СССР согласились практически все бывшие среднеазиатские советские республики. Между тем в проекте закона, внесенного в парламент главой Таджикистана, упоминание об этом статусе отсутствует. Как сообщил Интерфаксу источник в парламенте, для принятия закона о языке в предложенной президентом редакции осенью в Таджикистане планируется провести референдум по внесению изменений в конституцию. Одним из вопросов референдума станет исключение из текста основного закона нормы о языке межнационального общения.

Кроме того, президентский законопроект обязывает вести правотворческую деятельность, делопроизводство исключительно на таджикском языке. Также это относится к культурным мероприятиям, научным исследованиям, объявлениям и рекламе, официальной переписке с гражданами. Только на государственном языке предлагается именовать все учреждения и организации независимо от формы собственности.

Сейчас закон позволяет вести судебные процессы, писать обращения в органы государственной власти и в официальные учреждения на русском, а в районах, населенных преимущественно этническими узбеками, — на узбекском языке (речь идет прежде всего о Ленинабадской области, где компактно проживает узбекское население).

В тексте нового закона обнаружились и взаимоисключающие понятия. Так, в п. 1 ст. 8 говорится, что «в Республике Таджикистан обучение осуществляется на государственном языке». Однако в п. 3 этой же статьи упоминается, что «в Республике Таджикистан другим нациям и народностям, проживающим в стране, создаются условия для свободного выбора языка обучения».

Население Таджикистана составляет 7,5 млн. человек. Самое большое этническое меньшинство — узбеки, их в стране около 25%. Русских и киргизов в Таджикистане примерно по 1% от общего количества населения республики. В Таджикистане наряду со школами с таджикским языком есть школы с русским, узбекским и киргизским языками обучения. Во всех вузах Таджикистана, кроме Исламского университета, обучение ведется как на таджикском, так и на русском. Причем из-за массовой миграции русскоязычного населения в школах остро не хватает преподавателей русского языка.

За пределами Душанбе сейчас нелегко найти молодых людей, способных свободно говорить по-русски. Однако в городах многие предпочитают, чтобы их ребенок посещал школу с русским языком обучения: считается, что качество преподавания в таких школах лучше. Кроме того, узбеки и киргизы в быту общаются с таджиками на русском языке. Наконец, знание русского важно для работающих в России жителей Таджикистана, тем более что этот доход является единственным источником существования многих таджикских семей.

В России вчера инициативу президента Таджикистана критиковали только депутаты Госдумы. В частности, глава думского комитета по делам СНГ Алексей Островский полагает, что новая языковая политика в Таджикистане может негативно сказаться на положении мигрантов и даже привести к «бунту» в стране. «Как президент будет кормить свой народ, понимает ли он, каким бунтом обернется это решение?» — заявил парламентарий. А глава ЛДПР Владимир Жириновский пригрозил Таджикистану введением визового режима.

Г-н Островский напомнил, что в будущем в России планируется ограничить трудоустройство иностранных граждан, не владеющих русским языком. Соответствующий законопроект рассматривался в Госдуме в январе 2009 года: он обязывал трудовых мигрантов сдавать тесты на знание русского. Однако документ тогда принять не удалось.

Процесс «дерусификации» Таджикистана начался в 2007 году, когда президент, тогда еще носивший фамилию Рахмонов, призвал сограждан «вернуться к культурным корням», и в частности восстановить написание фамилии по отцу, как это было принято до советской власти. Сам он с тех пор стал именоваться Рахмоном. Президент также запретил ЗАГСам регистрировать детей с фамилиями, оканчивающимися на -ов и -ев.

Иван ГОРДЕЕВ

www.vremya.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня