Рустем Сулейманов: Нам надо сообща решать общие проблемы

Post navigation

Рустем Сулейманов: Нам надо сообща решать общие проблемы

В прошломгоду безвременно ушел из жизни Цветочненский сельский голова Рустем Усеинов, который пользовался огромным уважением и поддержкой большинства жителей двух сел Цветочное (Бурульча) и Долиновка (Эски Бурульча), расположенных на территории Цветочненского сельсовета Белогорского района. Он был одним из немногих руководителей, кто постоянно думал, в первую очередь, о благополучии общем, и только потом, если оставалось время, о себе и своей семье. Но жизнь не стоит на месте. 15 марта его землякам предстоит сделать выбор, кому после Рустема Усеинова быть головой сельсовета. Среди кандидатов — Рустем Сулейманов, который все эти годы был, можно сказать, не только ближайшим соратником и другом почившего головы, но и его правой рукой во всех добрых начинаниях, которые они вместе успели сделать для сельчан и соотечественников.

С ним сегодня наша беседа.

— Рустем, откуда вы родом и когда вернулись в Крым?

— Родился я в 1951 году в городе Бекабаде Ташкентской области Узбекистана. В 1974 году окончил Ташкентский государственный университет по специальности — инженер-гидролог. Работал в различных экспедициях, затем начальником отдела капитального строительства Производственного объединения железнодорожно-автомобильного транспорта «ПОЖАТ». Занимался строительством и капитальным ремонтом железнодорожных ДЭПО и жилья для сотрудников предприятия. В ноябре 1987 года я переехал в Крым.

Родители мои оба, и отец, и мать, родом из Бахчисарая. Отец — Джафер Сулейманов — инвалид войны, он защищал Крым в составе в 59-ой Приморской армии, освобождал Севастополь… А потом, как всех, его депортировали в Узбекистан. В конце 1992 года он умер в Крыму.

Мать — Зение Амет Рашидова — тоже уже покойная. Она происходит из знатного крымского рода. Ее дед одно время был главой Зынджырлы медресе. А мой дед — мамин отец — Рашид Амет много печатался в довоенный период, был репрессирован в 1937 году. Забрали его и с тех пор о нем ни слуху, ни духу…

— Как шло обустройство на Родине?

— На Родине предков — в Бахчисарае — к сожалению, закрепиться не удалось. Волею судьбы в январе 1988 года поселился в Бурульче (ныне село Цветочное Белогорского района), где и живу с семьей по настоящее время. Нас в семье четверо. Супруга Заиде заведует в селе детским садом, который долгое время не работал, сейчас она его буквально поднимает из пепла. Две группы уже набраны, работают.

У нас двое детей, взрослые уже. Сын Эльдар живет в Симферополе, женат, ему 31 год. Дочь Зера сейчас в Стамбуле работает. Ей 29 лет. Помогаем дочери растить внука, Ридвану 10 лет. Он живет с нами, учится в нашей сельской школе.

— Что представляет собой крымскотатарское сообщество Бурульчи?

— Мне кажется, оно не столь разрозненно, как это наблюдается в других регионах Крыма, в других селах того же Белогорского района. Мы стараемся держаться вместе, и это нам помогает добиваться значительных успехов в деле восстановления своих прав. Например, в 1998 году благодаря нашей сплоченности и умению ладить с соседями нам удалось впервые после депортации избрать головой сельсовета нашего соотечественника Рустема Усеинова. Три созыва жители двух сел, входящих в наш сельсовет, люди разных национальностей оказывали ему доверие, избирая своим председателем. К сожалению, в прошлом году он скоропостижно скончался. По этой печальной причине были назначены выборы нового головы.

В целом наш регион всегда активно участвует в выборах. В свое время мы оказали существенную поддержку Рефату Чубарову, когда он баллотировался в народные депутаты по нашему округу. Поддержали Альберта Кангиева — нашего соотечественника — первого в Крыму главу районной государственной администрации. Сам я уже два срока подряд избираюсь депутатом Белогорского районного совета. До этого избирался депутатом Цветочненского сельсовета.

В Бурульчу — Цветочное люди приехали из разных мест, очень много из Узбекистана, значительное количество из Таджикистана. Есть приехавшие из Абхазии… Но мы все — как единое целое, особой дележки между нами нет, хотя иногда нас пытаются разделить…

— Почему вы решили выдвинуть себя на пост Цветочненского сельского головы?

— Если бы тяжелая болезнь и затем скоропостижная смерть не вырвала из наших рядов моего лучшего друга Рустема Усеинова, у меня и в голову не пришла бы мысль баллотироваться в головы сельсовета. У меня были другие планы, в последние годы я довольно успешно сотрудничал с различными международными программами и работал по контракту в этих программах. У нас с Рустемом сложился неплохой тандем. Я по возможности привлекал в наше село различные международные программы, а Рустем с командой успешно реализовывал их. Например, по программе международного благотворительного фонда Heifer Project International, нашим сельчанам было выделено безвозмездно 50 племенных тельных коров, приплод от которых согласно условию спонсоров затем передавался следующим жителям наших сел. Таким образом у нас существенно выросло поголовье крупного рогатого скота. Этот проект пять лет длится уже. В этом году заканчивается его первая фаза, которая помимо коров, предусматривала регистрацию кооператива и постройку молокоприемного пункта в селе. И мы его построили, получили оборудование для охлаждения молока на 1800 литров, которое уже установлено, осталось только его запустить. В результате наши сельчане получат возможность централизованно сдавать молоко по более выгодным для них закупочным ценам.

Опять же, при поддержке аналогичных программ нам с Рустемом Усеиновым удалось решить проблемные вопросы с водоснабжением на верхних улицах села, организовать молодежный центр. Так мы работали слаженно до самой смерти бывшего головы. Все наши добрые начинания и планы на будущее разве можно оставить на полпути? Поэтому, когда меня попросили, я согласился и решил завершить все запланированные вместе с Рустемом Усеиновым дела, выдвинув свою кандидатуру на пост головы сельсовета.

— Недалек тот день, когда вы свое мороженое будете продавать …

— Да, и не только мороженое, мы бы хотели и брынзу и сыр, а не только сдавать охлажденное молоко. Этот продукт мы могли бы перерабатывать на территории нашего села. Индивидуально, своими силами это довольно сложно сделать, но в принципе можно, люди это делают в небольших количествах каждый у себя дома, и реализуют кто где может. Мы же хотим это сделать на нормальном уровне, чтобы в магазинах торговать собственным товаром, может и свои торговые точки надо будет открыть от кооператива. Получить возможность выращивать и заготавливать корма для нашего молочного стада, засевать пустые площади зерновыми, скашивать, готовить сено и так далее. Все это записано в следующей фазе международного проекта.

— В Крыму одна из острейших проблем — земельная. У вас в сельсовете такая же проблема получить земельный участок?

— В наших селах проблем с землей нет. Почему? У нас есть распределенные земли про запас. Проблема в другом, многие люди до сих пор построиться не могут, потому что нет у них средств, а земля распределена, и участки есть.

В первые годы жизни в Крыму одно время я работал прорабом в местом колхозе «Украина» и был членом правления хозяйства. Уже тогда не без сложностей, но удалось убедить руководство в необходимости резервирования земель для возвращающихся на Родину крымских татар. Были выделены и юридически оформлены четыре массива земли под индивидуальное жилищное строительство. Таким образом проблема была снята. Все, кто хотел земли, получил ее, и сейчас, как могут, строятся.

Тогда же выкроили землю под будущую мечеть. Теперь у нас одна из красивейших в Крыму мечетей.

— Чем люди зарабатывают на хлеб в вашем селе?

— Наше село расположено на полпути к Симферополю и Карасубазару. Многие сельчане работают в этих городах. Есть такие, кто трудится за границей: в России, Италии, Испании, Турции и других странах. Но основная часть трудится на месте, на земле. И довольно неплохо зарабатывают, выращивая и реализовывая зелень. Здесь должен сказать, есть проблемы с реализацией выращенной на приусадебных участках продукции, и каждый решает ее самостоятельно. Но в решении этой проблемы также появился просвет. Мне удалось убедить новую Канадскую программу «МЕДА» начать работу в Крыму с нашего села. Эта программа имеет целью поддержать производителей овощей, фруктов и зелени в реализации своей продукции на месте, а также в строительстве новых теплиц. Встреча с ее представителями в селе назначена на 7 марта. В условиях кризиса это позволит открыть новые рабочие места.

— Кстати, а почему бы в вашем селе не организовать секцию национальной борьбы куреш, которая сейчас возрождается в Крыму?

— И это тоже в планах нашей дружной команды. Причем, в нашем селе и районе борьба культивируется не первый год. У нас есть не только мастера спорта, но и чемпионы. И как только активизировалось движение по возрождению куреша, я предложил начать эту работу в районе с нашего села. Ведь у нас есть база, дело осталось за тренером. С заместителем райгосадминистрации Акимом Чолахаевым этот вопрос в принципе уже обговорен. Как говорится, дело уже на подходе.

— Сами каким видом спорта занимались?

— Легкой атлетикой, баскетболом, немножко единоборствами, но это так, не на профессиональном уровне, для здоровья.

— А как обстоят дела в Долиновке?

— К сожалению, Долиновка несколько отдалена от нас. Но это же тоже наши жители. И мы, будучи депутатами райсовета, по мере сил и возможностей стараемся уделять внимание их проблемам. Дело в том, что село вытянуто вдоль речки Бурульча и детям приходится далеко ходить в школу вдоль дороги, что небезопасно. Сейчас эта проблема решена. Благодаря крымской программе «Школьный автобус» сельский совет получил автобус. На этом транспорте детей из этого села возят в нашу школу.

— Какую помощь получают сельчане от районных властей?

В вопросе выделения школьного автобуса немалую роль сыграл Альберт Кангиев — в то время председатель Белогорской райгосадминистрации. В настоящее время районные власти оказывают помощь в выделении средств на восстановление детского сада. Я являюсь депутатом районного совета в числе четверых депутатов от наших сел. Все мы отстаиваем интересы нашего сельсовета на районном уровне.

— В списке кандидатов на голову совета числится несколько человек. Можете ли вы сказать какой рейтинг у каждого из вас?

— Это не выборы в Верховную Раду. У нас все проще. Каждого из нас сельчане прекрасно знают — кто на что способен. Я надеюсь, что на выборах наши жители не будут делить кандидатов по национальному, партийному или религиозному признакам. Главное, пусть по достоинству оценят жизненный опыт, деловые качества, честность и порядочность кандидатов на голову сельсовета.

Дело в том, что новый голова избирается всего на два года, до следующих выборов. А это — самое сложное время. Нам всем нужно будет пережить кризис. Поэтому любому избранному головой хочу пожелать сил и мужества, чтобы решать самые неожиданные и сложные проблемы, которые могут возникнуть, сохранить то доброе, что объединяет людей разных национальностей и культур.

Беседовал Васви АБДУРАИМОВ

«Полуостров» №9 (313) 6 — 12 марта 2009 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня