Украина на игле МВФ

Post navigation

Украина на игле МВФ

Получив первый транш кредита Международного валютного фонда (МВФ), Украина поставила под угрозу выделение ей второго. Причина — невыполнение требования по сокращению дефицита бюджета на 2009 год, который сейчас составляет 2,96%.

Решение о предоставлении Украине стабилизационного кредита «стэнд-бай» в размере 16,4 млрд. долларов было принято на заседании совета директоров Фонда 5 ноября 2008 года, а 10 ноября уже поступил первый транш в размере 4,5 млрд. долларов. Соглашение рассчитано на два года и направлено на восстановление финансовой стабильности и увеличение степени доверия к экономике страны. Это подразумевает реализацию антикризисного плана, изменение кредитно-денежной и валютной политики, изменение структуры капитала банков, а также корректировку таможенной политики и политики регулирования доходов.

Требования, выполнение которых необходимо для получения и использования средств, вызвали неоднозначную реакцию. Основное обязательство, принимаемое страной-заемщиком — проведение жесткой монетарной политики, то есть использование гибкого валютного курса, ограничение прироста денежной массы, сведение до минимума бюджетного и торгового дефицита, сокращение социальных программ, упразднение налоговых льгот и т.д. — непопулярные меры, идущие вразрез с теми реформами, что когда-то помогли США выйти из Великой депрессии. А если вспомнить, что США в нынешнем году ожидают бюджетный дефицит в размере 1,75 трлн. долларов (12,3% ВВП страны), то возникает вполне естественный вопрос. Отчего же страна, по сути дела, основавшая эту организацию и занимающая в ней гегемонистское положение, сама не использует эти методы в ситуации кризиса? В результате, политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение стабильности и развитие национальной экономики. Многие экономисты видят в МВФ не благотворительную организацию, готовую в случае необходимости помочь нуждающимся странам, а структуру, позволяющую крупнейшим ТНК (90% из которых являются американскими) продвигать свои интересы. Крушения экономик Югославии, Руанды, Сомали, Индонезии, Аргентины, к которым в свое время привели выполнения рекомендаций МВФ, подтверждают, что эти обвинения не так уж и голословны.

Как бы то ни было, в условиях острой нехватки финансовых ресурсов, и такие деньги могут послужить хорошую службу при их правильном использовании. Между тем, до сих пор неясно, на что пошли деньги первого транша. Поскольку кредиты МВФ выдаются, в первую очередь, не для реального, а для финансового сектора, можно было бы ожидать каких-либо положительных тенденций хотя бы в денежно-кредитной сфере. Но нет. Курс доллара непрогнозируемо скачет, а ситуация с банками и их заемщиками — удручающая. Более того, 12 февраля международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте с В+ до В, подтвердив краткосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне В. Двумя неделями позже Standard&Poor’s снизило суверенные кредитные рейтинги Украины в иностранной валюте с B/B до преддефолтного уровня ССС+/С, определив прогноз по ним негативным. Рейтинги обязательств в гривне также понижены с B+/B до B-/C, прогноз негативный. Свою ложку дегтя добавляет и такой показатель, как кредитный дефолтный своп (CDS), означающий соглашение между двумя сторонами, по которому одна из них берет на себя обязательство в случае дефолта третьей стороны погасить ее обязательства перед другой стороной. Чем выше индекс CDS страны, тем выше вероятность дефолта. В настоящее время этот показатель для Украины составляет 3850 пунктов, в то время как для России — 760, Турции — 472, Великобритании — 164, Франции — 94.

Такое изменение рейтингов и такая величина CDS определяют возрастающие риски неисполнения условий соглашения между Украиной и МВФ и обусловливают увеличение опасений касательно дефолта украинской экономики. В отношении невыполнения Украиной своих международных обязательств (суверенного дефолта) это, конечно, преувеличение, и в ближайшие год-два вряд ли стоит этим спекулировать, но вот внутри страны невыполнение обязательств юридическими и физическими лицами уже стало обычным явлением.

Следовательно, если Украина не получит второй транш от МВФ, то ее положение значительно ухудшится. И совсем не потому, что эти деньги могут помочь стабилизировать ситуацию на валютном рынке, улучшить бюджет или преодолеть финансово-экономический кризис. Огромную роль здесь играет психологический фактор: поддержка МВФ означает, что страна еще платежеспособна, а значит, небезнадежна для других потенциальных кредиторов. Однако украинское правительство не учло, что если МВФ выделяет средства, то он требует своего активного участия в экономической жизни страны. Это привело к тому, что государственный бюджет на 2009 год был составлен с дефицитом около 3%, в то время как МВФ требовал сбалансированности, а рост ВВП был заложен на уровне 0,4%, тогда как МВФ прогнозировало падение ВВП на 6%. «Лебедь, рак и щука» украинских ветвей власти также не добавили оптимизма, и 7 февраля, после провала переговоров о необходимости секвестра бюджета и пересмотра процедуры рефинансирования банков, миссия МВФ во главе с Джейлой Пазарбашиоглу покинула Украину.

Первое время после инцидента Секретариат Президента и Кабинет Министров обменивались обвинениями в срыве соглашения. Затем стало ясно, что ситуацию это не исправит, и правительство предложило подписать совместную декларацию в МВФ о дальнейшем сотрудничестве. Президент отказался подписывать документ, содержащий «только лозунги», но в ходе антикризисного совещания все-таки предложил выработать совместные действия для возобновления диалога с МВФ. Тогда же было решено, что до 2 марта специально созданная рабочая группа должна выработать документ, который будет демонстрировать общую политическую волю всех ветвей власти в обеспечении реализации конкретных экономических вопросов. Еще одна рабочая группа должна разработать совместный антикризисный план (МВФ требует жесткого антикризисного менеджмента).

Со своей стороны, МВФ также пошел на некоторые уступки. Так, МВФ готов изменить условия кредитной программы для Украины с учетом более высокого дефицита государственного бюджета, если получит подтверждение реальности безинфляционных источников покрытия этого дефицита. Такими источниками могут стать, например, дополнительное финансирование от Всемирного банка или кредиты других стран. Получается как бы заколдованный круг: для того, чтобы получить второй транш от МВФ, нужны средства других кредиторов, которые, со своей стороны, без поддержки МВФ эти средства не очень спешат выделять.

И все же МВФ к Украине настроен пока еще достаточно благожелательно. Джейла Пазарбашиоглу утверждает, что, если украинские власти достигнут согласия относительно стратегии преодоления финансового кризиса и будут четко ее придерживаться, кризис сможет быть управляемым. Таким образом, нужно не так уж и много: отбросить политические амбиции (хотя бы на время), засучить рукава и наконец-то начать работать.

Сейдали КУРТМОЛЛАЕВ

Украина направила в МВФ свои намерения

По информации пресс-службы президента Украины, во вторник, 3 марта, Международному валютному фонду официально был отправлен проект письма о намерениях, которое является согласованной позицией украинской власти.

«Это — результат договоренностей двух совещаний, которые состоялись в Секретариате Президента под руководством Виктора Ющенко», — отметила пресс-секретарь главы государства Ирина Ванникова.

Ющенко подчеркнул, что подписание и отправка письма о намерениях в МВФ выводит Украину на финишную прямую в получении второго транша кредита от МВФ. По его словам, согласованная позиция высших государственных должностных лиц позволяет Украине оптимистично оценивать дальнейшие перспективы сотрудничества с международными финансовыми институциями.

Ванникова также отметила, что участники круглых столов в составе Президента Украины, премьер-министра, председателя Нацбанка и представителя оппозиции договорились продолжить системное сотрудничество в определенном формате. В частности, на заседании 9 марта договорено рассмотреть особенности политики приватизации в Украине на этот год.

Накануне отправки письма в МВФ, 2 марта, президент Украины, информируя об итогах совещания по координации действий всех органов власти и политических сил в кризисных условиях развития экономики, отметил, что он договорился с Юлией Тимошенко и Владимиром Литвиным о внесении изменений в государственный бюджет на 2009 год в апреле-мае. Тимошенко также 2 марта заявила, что Украина несомненно получит второй транш МВФ.

В МВФ в тот же день отметили, что письмо о намерениях повышает шанс Украины на получение второго транша.

«Полуостров» №9 (313) 6 — 12 марта 2009 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня