Садык Берберов: Сорок лет на Родине

Post navigation

Садык Берберов: Сорок лет на Родине

Недавно один из активистов национального движения, ныне глава Наблюдательного комитета Милли Фирка Садык Берберов отметил сорокалетие своего возвращения на Родину. Его жизнь — объективный срез жизни поколения, родившегося на чужбине, тех, кто с молоком матери впитал незабвенную любовь к Крыму…

— Расскажите о себе, откуда ваши корни, где родились, как сложилась ваша жизнь?

— Мои родители — уроженцы деревни Корбекуль (с. Изобильное) Алуштинского района, в 1944 году они разделили участь всего крымскотатарского народа, их выслали в Узбекистан. Родился я в 1953 году в поселке Чигирин Ташкентской области. Семья у нас была большая, семеро детей. Девять классов окончил в Узбекистане. В Крым вернулись в 1969 году, когда мне было 16. И вот уже сорок лет прошло, как моя семья вернулась на Родину.

— Каким вы увидели Крым в первый раз?

— Когда я ехал в Крым, мечтал увидеть море, пальмы, кипарисы… А увидел бескрайние поля и степи Восточного Крыма… Мы поселились в селе Уварово Ленинского района. Село было очень заброшенное, автобусы ходили раз в неделю, не было ни одного тротуара, ни одного кусочка асфальта. Там я прожил двадцать семь лет. После окончания школы пытался поступить в сельхозинститут, но, увы. Крымским татарам тогда было очень сложно пробиваться в люди. Сдал документы в сельхозтехникум в с.Маленькое. После первого курса меня забрали в армию. Техникум закончил, уже когда отслужил. Высшее образование получил в Херсонском сельхозинституте. По специальности я — агроном.

— Как вы пришли в национальное движение?

— Я просто не мог оставаться в стороне, из-за национальной принадлежности многие двери для крымских татар были наглухо закрыты. Они открывались только для тех, кто был готов признать, что государство, которое лишило наш народ Родины, хорошее, доброе, ласковое. Но я видел совершенно другое, и не хотел с этим мириться…

В 1985 почти во всех районах Крыма были созданы инициативные группы, проводились встречи. В первый раз я участвовал во встрече, которая проходила в старокрымском лесу. Позже, когда создали ОКНД, я был членом центрального совета этой организации. В 1991 я был делегатом Курултая, входил в ревизионную комиссию, но вскоре ушел…

— Почему вы ушли из Милли Меджлиса?

— Вскоре после Курултая стало понятно, что избранный состав Меджлиса не справляется со своими обязательствами, и не оправдывает чаяний народа. И тогда, в 1993 году, Ревизионная комиссия выносит вердикт о том, что Милли Меджлис не выполняет решений Курултая, не работает в отношении Декларации о суверенитете, ставит об этом в известность председателя Меджлиса. В ответ, на очередной сессии Курултая без каких-либо объяснений Ревизионную комиссию отправляют в отставку. (В ревизионную комиссию тогда входили Ниязи Селимов, Эльдар Шабанов, Энвер Хайрединов, Энвер Аметов, Ремзи Аблаев, Ильвер Аметов и я).

В 1996 году меня избрали в Милли Меджлис. Почти сразу обнаружилось, что через «Имдат банк» идет бессовестное воровство целевых денег, выделенных на обустройство крымских татар. В декабре 1997 года на внеочередной сессии Курултая мы собирались представить делегатам Курултая документы, разоблачающие воровство целевых денег, но нам не дали высказаться. В знак протеста шестнадцать членов Милли Меджлиса тогда ушли, в их числе и я.

— Как сложилась ваша политическая жизнь после ухода из Меджлиса?

— Уход из Меджлиса совсем не означал, что мы прекратили борьбу за права народа, скорее, наоборот. Мы организовали Координационный Совет общественно-политических сил. В 1998 году прошел съезд Партии Мусульман Украины, я участвовал в ее создании и через какое-то время возглавил ее региональное отделение в Крыму. Мы активно работали над национальными вопросами и продолжаем работать сегодня.

Я много читал и слышал о легендарной партии Милли Фирка, о плеяде замечательных революционеров-патриотов, и дал себе слово, что если эта партия будет возрождаться — обязательно буду в этом участвовать. В 2006 этот процесс пошел, так я стал членом Милли Фирка.

— Раньше боролись за возможность вернуться на свою историческую родину в Крым, а за что вы боретесь сейчас, куда ведете народ?

— Я активно участвовал в Московских событиях 1987 года, на Красной Площади митинговал, тогда целый год на наших домах висели плакаты с требованием — «Восстановить Крымскую АССР» — в это мы вкладывали государственность крымских татар. И сейчас мы должны бороться за то, чтобы восстановить свой государственный статус. Многие сегодня не верят в то, что это возможно. Но без восстановления государственности мы, даже проживая на родной земле, свой народ не сбережем.

— Как вы думаете, что может разбудить народ?

— Очень часто народ объединяется перед лицом внешних и внутренних угроз, когда наступают какие-то трудности для их преодоления. Раньше власть не скрывала своего отношения к крымским татарам, нас открыто пытались унизить, не брали на работу, и это было поводом для сопротивления с нашей стороны. Но сегодня власть избрала другой путь, она всячески старается найти из числа крымских татар лояльных людей, одарить их чем-то, ордена дать, медали. Хочу спросить у этих орденоносцев, что они будут с этими наградами делать, когда народа не будет? Заигрывания власти направлены на то, чтобы оттянуть время до точки, когда процесс деградации станет необратимым.

Но как бы они не старались, всячески потакая и прислуживая нынешней власти, уверен, народ воспрянет. Работа многих организаций, в том числе и Милли Фирка, направлена на то, чтобы разбудить в сознании соотечественников необходимость продолжать борьбу за свои исконные права. Надо отметить, что динамика в положительную сторону уже видна.

— Над чем вы сегодня работаете, есть ли успехи в борьбе за восстановление справедливости в Крыму?

— Работы на этом поприще — непочатый край. Одним из последних достижений стало то, что Алуштинский городской совет принял решение об обустройстве Аллеи памяти жертвам депортации на месте бывшего мусульманского кладбища в районе автовокзала.

Еще в 1993 году там был заложен памятный камень, но проблема долгое время не решалась…

В этом году этот вопрос опять встал очень остро. Часть кладбища сейчас занимает автовокзал, а часть находится в аренде ООО «Реверс», где функционирует продовольственный рынок. Срок аренды заканчивается в этом году, предприятие неоднократно направляло в горисполком просьбы о продлении срока аренды и изменении целевого назначения арендуемых земель, планируя возвести на этой территории торгово-развлекательный комплекс. На протяжении нескольких лет ООО «Реверс» пыталось «протолкнуть» свой вопрос, они искали поддержки у ряда крымскотатарских организаций, в том числе у Алуштинского регионального меджлиса и даже в Милли Меджлисе.

Благо, нашлась группа людей, которая выступила против осуществления какой-либо деятельности на месте захоронений крымских татар. В сентябре этого года был создан общественный совет, который продолжил работу по предотвращению кощунственных действий на бывшем мусульманском кладбище в районе автовокзала. В него вошли депутат городского совета, бывший председатель регионального меджлиса, заведующий Отделом межнациональных отношений Умер Чабанов, член исполкома Алуштинского горсовета Ремзи Абдурефиев, председатель Совета старейшин Рустем Шерфединов, экс-председатель Алуштинского регионального меджлиса Сеитхалил Джаксим, председатель молодежной общественной организации «Яны хувет» Энвер Арпатлы, председатель мусульманской общины «Алушта» Юсуф Аширов, председатель общественной организации «Чатырдаг» Сеитягъя Казаков и я, председатель Наблюдательного комитета Милли Фирка.

Мы работали над тем, чтобы не допустить строительство развлекательного комплекса на святом месте. Когда надо, протестуя, когда надо, проводя разъяснительную работу с депутатами. Мы приводили доказательства очевидцев, что на территории, где планирует осуществлять свою деятельность ООО «Реверс», до 1944 года находилось мусульманское кладбище, но так как заинтересованные люди старались игнорировать этот момент, мы добились проведения археологических исследований. А когда результаты исследований подтвердили, что на этой территории находилось мусульманское кладбище, вопрос был снят. Сессия городского совета от 8 сентября 2009 года разрешила подготовку проекта землеотвода под Аллею памяти жертвам депортации.

Городской голова, выступая на сессии, подчеркнул, что обустройство Аллеи памяти — дело не только крымских татар, но и дело всего города и все депутаты, все службы должны содействовать обустройству памятника.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в своей работе?

— Мы научились преодолевать сопротивление недоброжелателей из числа чиновников и шовинистически настроенных слоев, прежде всего, своей сплоченностью, справедливостью требований и участием в деле национального возрождения широких слоев народа. Но в последнее время помощь недоброжелателям стали оказывать «свои», в частности, Алуштинский региональный меджлис и даже Милли Меджлис. Доказательств этому немало, приведу лишь два примера.

Для строительства торгово-развлекательного комплекса одной фирме понадобилось 0,6 га земли в районе автовокзала города Алушты. В то время как активисты национального движения долгое время препятствовали принятию решения о выделении земли на территории бывшего мусульманского кладбища для строительства торгово-развлекательного, члены исполкома регионального меджлиса Ремзи Военный и Ибраим Караметов пришли на заседание земельной комиссии Алуштинского горисполкома и заявили, что региональный меджлис не возражает против выделения части кладбища под застройку и заверили комиссию, что протестных акций со стороны крымских татар не будет. С большим трудом и привлечением большого количества людей удалось убедить городской совет Алушты не принимать такого позорного решения.

Другой пример, долгие годы власти Алушты не выполняли свое обещание по возвращению территории, на которой некогда располагалась мечеть «Аша-Джами». Тогда наши соотечественники организовали пикет и через некоторое время приступили к строительству. Но тут вмешались Муфтият и Милли Меджлис. С целью, якобы, оказания помощи в разрешении этого вопроса, они составили соглашение от 20 апреля 2007 года «О урегулировании проблемы, связанной с восстановлением мусульманской мечети «Аша-Джами» (Нижняя мечеть) в г.Алуште». Соглашение предусматривало взамен прекращения акции протеста разрешить Муфтияту в течение полутора лет с 23.05.07 г. составление проекта отвода земельного участка 0,05 га под строительство мечети «Аша-Джами». В числе подписавших это соглашение фигурируют Мустафа Джемилев, Арсен Альчиков, председатель регионального меджлиса Алушты Ибраим Умеров и др.

Совет старейшин крымских татар города Алушты пытался контролировать выполнение этого соглашения, но и в Муфтияте, и в Милли Меджлисе, и в региональном меджлисе наталкивались на полное безразличие. Тем временем, рядом с указанной территорией уже высятся здания гостиниц, а строительство мечети стало почти невозможным.

Таким образом, почти решенный с помощью пикета, вопрос строительства мечети, после вмешательства высшего представительного органа крымских татар (а прошло уже два с половиной года) оказался просто загубленным.

Как это объяснить, понять пусть рассудит каждый сам, но принять такое нельзя. Значит, будем бороться и с такими явлениями.

Беседовала Лиля КАМИЛОВА, МФ-информ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня