Турецкий капкан для Сирии

Post navigation

Турецкий капкан для Сирии

Не успело международное сообщество как следует присмотреться к очередной инициативе по урегулированию сирийского кризиса в формате т.н. «исламского квартета» (Египет-Турция-Саудовская Аравия-Иран), как над перспективой ее развития нависла серьезная угроза.

 

Турецкий капкан для СирииБолее чем прохладное отношение Саудовской Аравии (КСА) к инициативе президента Египта Мухаммеда Мурси с самого начала вызывало сомнения относительно жизнеспособности «исламского квартета». Приняв участие в подготовительном заседании «квартета» в Каире 10 сентября с.г., КСА осталось в стороне от двух министерских встреч, что, безусловно, сдерживает развитие эффективного диалога в рамках египетской инициативы. Впрочем, дальнейшее течение сирийского кризиса может несколько изменить свою траекторию, вследствие нового витка напряжения между Сирией (САР) и Турцией, поставившего под вопрос возможность мирного урегулирования.

Инцидент с падением трех артиллерийских снарядов в турецкой деревне Акчакале неподалеку от сирийского контрольно-пропускного пункта Телль-Абъяд, выпущенных с территории Сирии 3 октября, в результате которого погибли пять турецких граждан и более десяти получили ранения, грозит перерасти в масштабные военные действия и запустить маховик войны. И хотя, по словам турецких властей, «Турция не намерена объявлять войну Сирии», турецкие войска в тот же день открыли огонь по Сирии в районе города Идлиб на границе с Турцией и продолжили артиллерийский обстрел 4 октября.

Министр информации САР Омран Аз-Зоуби от имени сирийского правительства выступил с заверениями в том, что сирийские компетентные органы расследуют инцидент. Однако, несмотря на попытки сирийской стороны смягчить обстановку, 4 октября состоялось экстренное заседание турецкого парламента, результатом которого стало решение о возможности проведения военных операций за пределами Турции в случае, если правительство посчитает такие меры необходимыми. При этом около 320 депутатов отдали свои голоса в поддержку данного законопроекта, в то время как 129 проголосовали против.

Таким образом, турецкий парламент разрешил своим военным проводить трансграничные рейды на территории Сирии, что при определенных обстоятельствах может привести к санкционированному военному вторжению. Недаром представители оппозиционной «Народно-республиканской партии» и «Партии мира и демократии» отказались голосовать за принятие данного мандата, назвав его «военным мандатом», способным развязать мировую войну. В свою очередь сторонники законопроекта называют подобные заявления оппозиции лишенными объективности и политически ангажированными, утверждая, что законопроект, напротив, следует рассматривать в качестве сдерживающего элемента. Более жесткую позицию занял заместитель председателя парламентской фракции правящей «Партии справедливости и развития» Нуреттин Чаникли, возложив ответственность за инцидент в Акчакале на сирийское правительство и предложив каждому определиться, на чьей он стороне — «на стороне жестокого Асада или на стороне Турции?».

Ухудшение ситуации в отношениях между Турцией и Сирией не могло остаться без внимания со стороны России. В ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Пакистана Хиной Раббани Хар глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров выразил обеспокоенность, что ситуация между Турцией и Сирией «с каждым днем становится все хуже, и этот конфликт загоняют вглубь». Вместе с тем, Лавров подчеркнул, что Россия «как и большинство других стран, осуждает нарушение суверенитета и территориальной целостности государств», отметив, что «конфликт в Сирии уже давно приобрел трансграничное измерение» и имеет «подпитку извне». Глава российского МИД призвал Анкару и Дамаск установить прямой канал связи для разрешения трансграничного кризиса, а также проблемы сирийских беженцев.

Следует отметить, что Россия заблокировала проект заявления Совета Безопасности ООН, осуждающего атаку Сирии по турецкой территории, предложив собственный вариант текста, содержащего призыв к «сдержанности» на границе и расследованию сирийским правительством инцидента без ссылки на нарушения норм международного права. Первоначальный проект заявления был подан на рассмотрение 3 октября в ответ на обращение Турции принять необходимые меры, и самым решительным образом осуждал подобные «нарушения международного права, представляющие собой серьезную угрозу для международного мира и безопасности».

Расхождения в проектах заявлений привели к продлению переговоров относительно согласования окончательного текста заявления и в очередной раз проявили существенные противоречия между Россией и Западом по урегулированию сирийского кризиса.

 

Турецкий капкан для СирииО том, что инцидент в Акчакале может стать фатальным капканом для мирного разрешения сирийского вопроса, свидетельствуют и поддержка жесткой позиции Турции со стороны госсекретаря США Хиллари Клинтон и НАТО, и резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы о ситуации в Сирии от 4 октября.

Примечательно, что пункт 12.1 данной резолюции рекомендует странам-членам СБ ООН «принять меры по созданию зоны без полетов в целях предотвращения бомбардировки гражданского населения в Сирии».

К принятию более решительных резолюций по Сирии Советом Безопасности ООН призвал и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, выступая в Будапеште 4 октября, где он находился в связи с участием в конференции по кибербезопасности.

Не скрывает своей обеспокоенности и Израиль. Так, заместитель премьер-министра Израиля Дан Меридор заявил, что смертельный удар по турецкой территории следует рассматривать не иначе, как нападение на одного из членов НАТО. Столь прозрачный намек на необходимость применения 5-й статьи Вашингтонского договора, предусматривающий коллективный ответ союзников на агрессию против одного из них, вполне понятен, поскольку скорейшее падение режима Асада автоматически означает ослабление Ирана, в отношении которого Израиль имеет отнюдь не миролюбивые планы.

Наблюдая за реакцией международного сообщества на инцидент в Акчакале, становится все более очевидным желание отдельных акторов использовать ухудшение турецко-сирийских отношений в качестве удобного предлога для оказания давления на Россию по вопросу урегулирования сирийского кризиса, который, по мнению многих сильных мира сего, слишком затянулся.

Но, памятуя о том, что предыдущий виток напряженности между Турцией и Сирией из-за сбитого турецкого самолета не стал поводом для сворачивания всех мирных инициатив, остается надежда на то, что и в этот раз конфликтующие стороны при помощи мировых держав найдут в себе силы для возвращения к диалогу ради предотвращения дальнейшей эскалации ситуации на Ближнем Востоке.

Жанна Игошина, Институт социальных наук
Одесского национального университета


Специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

 

Источник: Новое Восточное Обозрение

Похожие материалы

Ретроспектива дня