Турция и «большая игра» вокруг Ливии

Post navigation

Турция и «большая игра» вокруг Ливии

Великое Национальное собрание Турции (ВНСТ) утвердило мандат на участие вооруженных сил этой страны в «международной операции по соблюдению эмбарго на поставки оружия в Ливию». Согласно турецкому законодательству, именно парламент принимает решения по вопросу участия вооруженных сил Турции в операциях за пределами страны.

Великое Национальное собрание Турции (ВНСТ) утвердило мандат на участие вооруженных сил этой страны в "международной операции по соблюдению эмбарго на поставки оружия в Ливию"Ранее Анкара выделила шесть кораблей ВМФ для участия в военной блокаде Ливии. Теперь она в дополнение к этому приняла решение направить в распоряжение НАТО от 6 до 12 боевых самолетов F-16 для патрулирования, наблюдения, перехвата и сопровождения самолетов дальнего радиолокационного управления «Авакс». Таким образом, Турция присоединилась к силам международной военной коалиции, сколоченной против режима полковника Каддафи. Но весьма своеобразно.

Этому событию предшествовали интенсивные телефонные переговоры между министрами обороны США, Франции, Великобритании и Турции. По сообщению американского посла в Турции Френсиса Рикардоне, турецкие и американские представители имели закрытые контакты в Брюсселе. Информагентство «Анадолы Ажансы» сообщало, что в намерение американцев входило подключить Турцию к «многоаспектной и сложной операции в Ливии в соответствии с уже принятой резолюцией СБ ООН». Анкару с визитом посетил Верховный главнокомандующего силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис. Он провел переговоры с начальником турецкого генштаба Йшыком Кошанером. Турецкая газета «Сабах» сообщила, что командный пункт НАТО, с которого натовские генералы намерены осуществлять руководство военной операцией, будет находиться в Измире.

 

Выходит, что туркам все же «вывернули руки», и они вместе с другими западными странами готовы принимать участие в боевых налетах на военные и гражданские объекты в Ливии. Так ли это?

Момент, когда в турецком парламенте принималось решение о выдаче мандата правительству на участие вооруженных сил этой страны в операции в Ливии, автор находился в Турции. На первых полосах почти всех турецких газет было помещено измученное и встревоженное лицо премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Заголовки пестрели его заявлениями о том, что Турция никогда не направит оружия против ливийского народа. «Позиция Турции, члена НАТО, выражалась в том, — негодовал Эрдоган, — чтобы ограничиться только введением санкций против Ливии. Но она так и не была услышана Западом». В то же время, как рассказывали автору его коллеги из газеты «Заман», в закрытом обращении к парламенту Эрдоган якобы намекнул на то, что Турция должна присоединиться к военной операции в Ливии по следующим причинам.

 

Во-первых, добиться передачи командования над операцией в руки только НАТО, во-вторых, в самом блоке использовать свое право вето, чтобы военная операция перестала осуществляться по парижскому сценарию. Выходит, что для продавливания решения парламента по получению мандата на участие в международных военных операциях Эрдоган активно разыгрывал французскую «карту». Позже он признался журналистам: «Единственное, что я могу сказать: мы не дали Франции самостоятельно осуществлять операции в Ливии». Как считает дипломатический корреспондент газеты Milliyet Семих Идыз, Эрдоган пытается убедить турок в том, что ему по плечу выступить в роли «троянского коня» в НАТО, чтобы активно влиять на ход операции в Ливии. И не только. Поэтому президент Франции Николя Саркози не пригласил Турцию на парижский саммит, предшествовавший нанесению воздушных ударов по Ливии. Это -во- первых.

Во-вторых, Анкара, как считают некоторые турецкие собеседники автора, в душе рассчитывает на то, что может быть принята новая резолюция СБ ООН по Ливии. При этом они ссылаются на негативные заявления по Ливии, сделанные главой правительства РФ Владимиром Путиным во время его визитов в Словению и Сербию, и на наличие какого-то плана «Путин — Эрдоган». Но тут не вяжутся концы с концами. Ранее глава турецкого МИДа Ахмед Давутоглу заявил буквально следующее: «Турецкие корабли не будут задействованы в боевых действиях, но будут контролировать около тысячи километров прибрежной зоны, чтобы блокировать нелегальные поставки оружия Каддафи».

В то же время в резолюции СБ ООН по Ливии — среди прочего — говорится о необходимости исключить поставки оружия всем сторонам конфликта. Кстати, такой позиции придерживается премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон: «Я думаю, что я прав, когда говорю, что резолюция предельно ясна. Это эмбарго на поставку оружия и оно распространяется на всю Ливию». Тем не менее, как сообщает британский телеканал Sky news,США заняты поиском «законных лазеек», чтобы получить возможность для ограниченных поставок оружия ливийской оппозиции. Выходит, что и они заинтересованы в новой редакции резолюции СБ ООН. Представитель постпреда США в ООН Марк Конрблау уже указал на недостатки резолюции 1970 — о запрете поставок оружия и резолюции 1973 — блокада воздушного пространства.

 

По мнению турецкого международного эксперта Хикмета Четинкая, в последние годы многие страны, включая и Россию, поставляли Ливии современные вооружения на сотни миллионов евро. Каддафи сейчас не нуждается в поставках вооружения и может вести наземные операции достаточно длительное время. Тогда в чем смысл так называемой бесполетной зоны, которую, по заявлению начальника французского генштаба Эдуарда Гийо, уже давно контролируют силы международной коалиции, и почему турецкое руководство пошло на такой шаг. На наш взгляд, за сложными отношениями между Парижем и Анкарой скрывается разное представление относительно конечных целей военной операции в Ливии. Турция, почуяв недоброе, продавливала решение действовать в рамках НАТО и вместе с НАТО. Однако, как заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, «теперь параллельно будут разворачиваться две операции: сил международной коалиции без Турции — и НАТО с участием Турции. Тогда против кого «играют» американцы, затягивая Турцию в состав международной военной коалиции — но только по линии НАТО?

Очевидно только то, что Анкара подключена к «большой игре» на Ближнем Востоке. Ее последствия, прежде всего, для самой Турции не очевидны: саботировать действия союзников по НАТО — означало ставить себя под общий удар, а «игра» против Франции при каких-то условных гарантиях США — тоже опасна. Так что режим полковника Каддафи становится только фоном, на котором разворачиваются серьезные геополитические процессы на Ближнем Востоке.

Станислав ТАРАСОВ,

Стамбул

Источник: ИА REGNUM

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня