Украина: Банкрот на обочине

Post navigation

Украина: Банкрот на обочине

В начале июня ЕС отказался требовать с Украины денежный залог за бесперебойные поставки российского газа. Почему — «Росбалту» рассказал автор книги «Природный газ в Азии», директор программы газовых исследований при Оксфордском институте энергетических исследований, профессор Джонатан СТЕРН.

— Как бы вы объяснили решение Брюсселя не требовать от Украины денежный депозит за бесперебойные поставки газа?

Автор книги «Природный газ в Азии», директор программы газовых исследований при Оксфордском институте энергетических исследований, профессор Джонатан СТЕРН— Честным ответом будет «я не знаю». Однако я могу предположить, что у этого шага есть три возможных объяснения.

 

Во-первых, причина может быть в том, что сегодняшняя Украина сильно зависит от финансирования Международного валютного фонда, и если бы Украина внесла залог, то это точно были бы не ее деньги, а деньги МВФ. В связи с чем, Европейский союз решил, что использование денег МВФ в качестве гарантии бесперебойных поставок было не совсем корректным.

 

Во-вторых, в ближайшие месяцы начинает работать «Северный поток», а значит, зависимость от газа, который будет идти через Украину, будет значительно меньше. И срывы в транзите газа через Украину не будут иметь такого значение, как раньше.

 

В-третьих, поскольку Украина ратифицировала европейский Договор энергетического сообщества и стала его полноценным членом, то риск, что страна, примкнувшая к договору, решит прервать транзит газа, становиться меньше.

— Брюссель заявил, что устных гарантий со стороны Киева будет достаточно. Не рискованный ли это шаг?

— Видите ли, речь идет о договоре между государствами, а не между компаниями. Это скорее дипломатический вопрос, нежели торговый. Например, представим, что Украина, действительно, прерывает поставки газа из-за конфликта с Москвой. Что будет делать Европейский союз? Вы правда думаете, что Брюссель заберет себе депозит, если поставки газа будут прерваны?

 

В отношениях ЕС и Украины есть много других аспектов, которые могут быть поставлены под угрозу в результате такого хода. Кроме того, я лично считаю, что Брюссель в курсе: у Украины нет денег, она держится на плаву благодаря финансированию от Международного валютного фонда. И в результате ЕС пришлось бы брать деньги МВФ, чтобы обеспечить себе поставки газа. Ситуация отличается от того, что было несколько лет назад.

— Каким образом поменялась ситуация? Можно сказать, что шанс новой газовой войны минимален? Киев и Москва опять ссорятся из-за цены на газ…

— Сегодня Украина и Россия ведут серьезные переговоры о цене на газ: Украина хочет снизить ее, у Москвы на этот счет свое мнение. Но не у всех серьезных переговоров бывают серьезные последствия. Более того, даже если Украина решит закрыть трубы, как это было в прошлом, совсем скоро начнет работать Северный поток и, в результате украинские трубы могут остаться закрытыми на очень долгое время.

Беседовала Юлия НЕТЕСОВА

Источник: http://www.rosbalt.ru/ukraina/2011/06/20/860718.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня