Украинские перспективы: демотивация, депопуляция на фоне дефрагментации, если…

Post navigation

Украинские перспективы: демотивация, депопуляция на фоне дефрагментации, если…

Сергей ДАЦЮК, философ, г. Киев, для УП, перевод с украинского А.Клименко, «Я». В стране происходит депопуляция. Все продемонстрированные правящим классом попытки помочь являются откровенно непрофессиональными, неловкими и просто лживыми. Какие цели государства требуют роста населения? Для функционирования металлургической и химической промышленности, которая в основном и кормит наш правящий класс, нужно всего где-то около 20 миллионов…

Обобщения, особенно если они касаются целых народов, — дело рискованное и неблагодарное. В то же время, такие обобщения время от времени нужно делать, ибо иначе теряется общий взгляд на настоящее, а следовательно нет и перспективы.

Национальный характер

«Характер — это судьба», — говорил Гераклит. А национальный характер — это историческая судьба.

В 60-е годы ХХ века Япония, выходя из-под контроля западных государств, исследовала японский национальный характер, чтобы лучше понять не только возможное будущее, но лучший способ перехода к желаемому будущему.

В то же время мы до сих пор не имеем основательных исследований о нашем национальном характере.

Считается, что три черты национального характера являются наиболее свойст-венными нам — миролюбие (чтобы только не воевать), трудолюбие (чтобы лучше жить, нужно больше работать) и индивидуализм (знаменитое «моя хата с краю»).

Каждая из этих черт может много сказать о перспективе страны, если эти черты изучать внимательно, сравнивать их с подобными чертами у других наций, видеть не только их преимущества, но и недостатки.

Наше миролюбие связано с исторической памятью о чрезвычайно разруши-тельных последствиях любых войн. Но миролюбие это хорошо в ситуации мира, ибо с такой чертой народ тяжело резко понудить к войне.

Но эта же черта становится чрезвычайно опасной, когда народ пытаются впрячь в рабство, особенно, если это делается постепенно. Нежелание воевать, попытка мирно решить все вопросы, приводит к ужасному рабству, которое углубляется по мере того, как рабы в мирных спорах надевают на себя ярмо все больше и тяжелее.

В то же время миролюбие убивает волю и не позволяет осуществлять любые радикальные социальные изменения, которые уже давно назрели и перезрели.

Наше трудолюбие связано с исторической памятью — заботиться о завтрашнем дне, который может быть хуже, чем сегодняшний. Те же россияне намного лучше работают в ситуации принуждения, чем в ситуации свободы.

В то же время трудолюбие украинцев распространяется исключительно на физический труд, и совсем не касается труда умственного.

Если народ не побуждать к умственному труду (прямым принуждением, страданиями, пережи-ванием рабства), то сам по себе он не способен ни делать научные открытия, ни достигать творческих всплесков в искусстве или литературе. И только длительное принуждение может дать достижения мирового уровня.

Наш индивидуализм порожден необходимостью самостоятельно выживать в продолжительных исторических условиях, когда власть была постоянно чужой и враждебной. Индивидуализм стремится к индивидуальной, а не коллективной свободе. А коллективная несвобода бывает намного страшнее несвободы индивидуальной.

Например, кредитно-банковское рабство не может быть преодолено на индивидуальном уровне, ибо здесь банки и корпорации противостоят разрозненности заемщиков. Банки закабаляют, а корпорации пользуются покорностью наемных работников, которые боятся потерять работу и не оплатить кредит.

Точно так же индивидуализм оборачивается неспособностью к договоренности между индиви- дами, кланами и партиями, когда дело касается государственности.

Следовательно миролюбие, с одной стороны, порождает мир, а с другой стороны — рабство и отсутствие воли к радикальным изменениям. Трудолюбие, с одной стороны, порождает благосостояние, а с другой — неспособность к высоким творческим всплескам и интеллектуальную деградацию.

Индивидуализм, с одной стороны, порождает свободу, а с другой — коллек-тивные формы рабства и недоговороспособность относительно создания государства.

Поэтому черты нашего характера дают как преимущества, так и недостатки. Воспользоваться преимуществами и ограничить недостатки национального характера призвана национальная элита.

Национальная элита

Элита — это представители правящего класса, которые придерживаются чет- ких требований: 1) живут по принципам, а не по интересам; 2) осмысливают будущее, создавая позитивную перспективу для общества; 3) управляют обще- ством концептуально и институционально для достижения позитивной перс- пективы.

Не всякий правящий класс является элитой. В Украине правящий класс так и не смог стать элитой. Мы имеем недоэлиту или псевдоэлиту. Этому есть множес- тво причин, вот самые главные.

Во-первых, протоаристократические роды так и не смогли освоить более сложные мотивации, чем деньги, власть и популярность, не смогли приобрести более сложных мыслительных компетенций, чем воссоздание и интерпретация; то есть такие компетенции как понимание, мышление, рефлексия и так далее оказались им неподвластны.

В результате у нас оказались отсутствующими футурологические исследования, которые поддерживают идеологию длительного будущего, генерирование перспективных идей, процесс стратегирования и усвоения стратегических компетенций молодыми людьми.

Во-вторых, представители правящего класса, не имея для создания государства и стратегирования страны нужных традиций морали, культуры и духовности, отказались осваивать такие традиции.

Правящий класс бросил страну на призвол судьбы в ее перспективе. В представлении о будущем правящий класс оказался очень циничным — наворовать, сдать страну во внешнее управление и получать дивиденды от наворованного.

В-третьих, отсутствие воли к социальным преобразованиям, которая является следст- вием национального характера, не было осмыслено правящим классом как отрицательная черта и не была преодолена.

Слабые цели — слабая воля. Писателям Дъяченкам принадлежит чрезвычайно интересное определение смысла: «проекция воли на область ее применения». Какую бы идеологию не предлагал правящий класс, в конкуренции смыслов побеждает лишь тот, совокупная воля которого более концентрированная, а областей ее применения больше всегог.

Как обессмысливается политическое пространство? Тремя взаимоувязанными путями.

Во-первых, разрушается концентрация воли, волевых позиций становится много.

Во-вторых, между разными волевыми позициями теряется коммуникация.

В-третьих, пространство (количество областей) применения воли постоянно уменьша- ется. Именно такое обессмысливание происходит сейчас и именно оно разрушает перспективу страны.

В-четвертых, подсознательно или сознательно чувствуя свою футурологическую и стратегическую некомпетентность в процессе управления страной, правящий класс прибег к традиционному для истории страны паразитированию.

То есть речь на протяжении всего периода создание государства шла лишь о том, кому сдать страну в управление — Европе или России.

Когда встает выбор — или разукрупнить олигархический бизнес, уничтожить олигополию и создать мощной средний класс, или продать части суверенитета страны для выживания олигополии — правящий класс делает выбор в пользу продажи частей суверенитета и сохранения олигополии.

В-пятых, ротация правящего класса заблокирована их развращенными детьми. Отказ от принципиальной реформы отечественного образования и неэффективная учеба за границей не дают доступа к нужным элитным компетенциям, ибо все это происходит вне процесса социальных изменений, исключительно ради сохранения социального статуса рода.

Правящий класс, который не создает своей позитивной перспективы, пытается паразитировать на чужой перспективе, которая не всегда позитивна, это класс вредный и опасный для страны.

Чтобы получить позитивную перспективу, нам нужно было бы создать национальную элиту. Однако мы уже исторически не успеваем это сделать, ибо мировой кризис бросил нам новые вызовы, к которым мы еще меньше готовы.

Социальная энергия страны

Позитивную перспективу для страны определяет воспроизводимая и растущая социальная энергия ее жителей. Социальная энергетика — интегральное представление о социальной энергии определенного общества и/или опреде-ленного исторического времени.

Достаточный уровень социальной энергии для развития постоянно связан с готовностью выживать наперекор всему и способностью отдать свою жизнь при существовании угрозы цивилизации.

Если внимательно взглянуть на изменение населения Украины на протяжении ХХ века, можно прийти к простому выводу — преимущественно жизнью украинцев расплатилась Россия-СССР за коллективизацию и Вторую мировую войну, именно украинцы были преимущественно уничтожены в ходе голода-33 и репрессий на протяжении всего периода социализма.

Если народ готов отдавать жизнь за собственную позитивную перспективу, он ее в конце концов получает. Если народ паразитирует на чужой перспективе, он всегда должен быть готов, что за наличие такой чужой перспективы распла- тятся жизнями именно его представителей.

То есть жертвы жизнями все равно будут, но в первом случае это жертвы жизнями за свою перспективу, во втором — за чужую.

Наибольшая социальная энергетика создается в государствах, которые обеспечивают следующую организацию системы мотиваций: большинство населения имеет разные простые системы мотиваций, элита имеет сложные системы мотиваций с доминированием духовной мотивации к власти.

Наименьшая социальная энергетика создается в государствах, которые обеспечивают следующую организацию системы мотиваций: большинство населения имеет систему с доминированием простых потребительских мотиваций выживания. Элита имеет такую же простую систему мотивации с доминированием потребления власти, денег и популярности.

Все усилия сегодняшнего правящего класса в действительности направлены на демотивацию население страны. Вот как происходит эта демотивация.

Во-первых, происходит некритическое освоение потребительских мотиваций правящим классом и навязывается избыточное стимулирование этих мотиваций для остальных граждан страны.

Во-вторых, правящий класс поддерживает популистическую демократию, которая обеспечивает приход к власти лишь некомпетентных представителей правящего класса с примитивными мотивациями .

В-третьих, выбор правящим классом структуры экономической мотивации происходит в интересах немногих олигархов, а не в интересах среднего класса, который составляет основу социальной энергии любой развитой страны.

В-четвертых, демонстрация низкой морали и культуры правящим классом уничтожает веру в справедливость, уничтожает культурную идентичность.

Из потребительских мотиваций все, что возможно, уже выжали. Они беспер-спективны для роста социальной энергии.

Позитивную перспективу дают: диверсифицированные системы мотиваций с достаточным развитием творческо-самодеятельных мотиваций общества, разнообразные сложные и стратегически сориентированные мотивации правящего класса, а также его футурологическая и стратегическая компетентность.

Без этого демотивация быстро будет прогрессировать в разных проявлениях: эмиграция (внешняя и внутренняя), социальная апатия, деградация, дезориентация, депрессия, рост количества самоубийств — все это даже при условиях длительного экономического роста.

Снижение социальной энергетики в большинстве стран мира во время кризисов не оправдывает нашей близорукости. У нас нет запаса прочности в виде сильных мотиваций среднего класса, которые есть в развитых странах.

Наша социальная энергия заблокирована, наши собственные кризисы будут повторяться даже независимо от мировых.

Перспективы демографии страны

В стране происходит депопуляция. Все продемонстрированные правящим классом попытки помочь решению проблемы являются откровенно непро-фессиональными, неловкими и просто лживыми.

Прежде всего, какие цели государства требуют роста населения? Для функционирования металлургической и химической промышленности, которая в основном и кормит наш правящий класс, нужно всего где-то возле 20 миллионов населения.

Зачем больше людей? Стоят они дорого, в имеющихся экономических условиях самостоятельно прокормить себя не могут, следовательно госбюджет постоянно проедается.

С позиции государства — дети стоят дорого, а отдача от них очень низкая. Почему низкая? Поиск и поддержка талантов с детства со стороны государства отсутствует, высшее образование самых способных происходит ради их последующей эмиграции, ибо наука и технология в стране фактически уничтожены. Следовательно дети не могут стать эффективными.

С индивидуальной позиции — дети внутри системы потребительских мотиваций являются нежелательными: 1) рождение ребенка мешает получать удовольствие от потребления; 2) дети не выдерживают конкуренции при выборе направлений других инвестиций семьи: квартира, машина, путешествия и отдых; 3) рождение одного ребенка используется ради успокоения совести, а второй ребенок является уже избыточным.

И самое главное — никакие государственные денежные пособия на ребенка не изменяют ситуацию, хотя лет на 5 незначительным образом стимулируют рождение детей в бедных семьях.

Рождение детей происходит из непотребительских мотиваций, которые сегодня блокируются, и внутри представлений о позитивной перспективе, которая в настоящее время отсутствует. Нужно сказать прямо и резко — каждая минута потребительской рекламы и сманипулированного политического ток-шоу увели-чивает количество нерожденных детей.

Если хотите еще резче, то рекламодатели и политические менеджеры современной политики это детоубийцы.

У нашего правящего класса относительно людей есть две цели — получить дешевую рабочую силу для ее эксплуатации внутри олигархического бизнеса,или для сдирания сверхвысоких налогов в бюджеты разных уровней, где они потом разворовываются правящим классом.

Депопуляция страны непреодолима внутри демонстрируемых правящим классом политических целей и способов деятельности.

Перспективы украинства

Главная тайна национализма — ориентация на национальный аспект — порож- дает сильную социальную энергетику народа лишь в очень непродолжительные исторические периоды.

В остальное время нужны ориентации на другие идентификации — профессию, индивидуальное развитие, реализацию творческих представлений и фантазий, освоение новых пространств бытия — космос, нанотехнологогии, другие реальности, и тому подобное.

Национализм становится сильным, будучи направленным не на выживание или мировое господство, а на цивилизационные цели. Лишь цивилизационный национализм имеет позитивную перспективу. В другом случае — национализм ради своей нации — является чрезвычайно вредным.

Нынешнее украинство бесперспективно. Мы не выдерживаем конкуренции с другими культурами. Мы не готовы к цивилизационным сверхусилиям. Мы боимся изменений. Мы не способны заменить правящий класс. Нас ожидает культурная диссимиляция (в данном случае утрата сложности, специфичности — прим. переводчика) в Европе или в России.

Наша перспектива при нынешних трендах — демотивация, депопуляция и диссимиляция на фоне процесса дефрагментации страны. Социальные изме- нения с минимумом человеческих жертв возможны лишь после отстранения правящего класса от власти.

Автор: Сергей ДАЦЮК, философ, корпорация стратегического планирования «Гардарика», г. Киев

www.bigyalta.com.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня