У Крыма должен быть еще один орден

Post navigation

У Крыма должен быть еще один орден

Приближается одна почти забытая, но весьма знаменательная дата в истории Крыма советского периода. Она вызывает много интересных ассоциаций и ставит ряд актуальных вопросов, ответы на которые многое могут прояснить.

 

Орден ЛенинаРечь идет о 80-летии со дня награждения довоенной Крымской АССР высшей наградой Советского государства — орденом Ленина. Это случилось 3 января 1934 года.

Орден Ленина был утвержден 6 апреля 1930 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР. Статут этой высшей государственной награды был определён Постановлением Президиума ЦИК от 5 мая 1930 г., в котором, в частности, устанавливалось, что награду могут получить как отдельные граждане, так и целые коллективы за гражданские и военные отличия.

Первое Постановление Президиума ЦИК СССР о награждении орденом Ленина газеты «Комсомольская правда» в связи с её пятилетним юбилеем датировано 23 мая 1930 г. Но сам орден с №1 на оборотной стороне и орденскую книжку №7110 сотрудники «Комсомолки» получили лишь год спустя, 3 июля 1931 г., на заседании Президиума ЦИК СССР.

3 октября 1930 г. орденом Ленина наградили тракторную колонну Симферопольского зерносовхоза Крымской АССР, а также лучших работников сельского хозяйства. Но знаки орденов были выданы им значительно позже, 17 февраля 1932 г., с большими номерами: например, колонне Симферопольского зерносовхоза выдали орден за №296.

 

Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 3 января 1934 г. в числе шести административно-территориальных образований, (что произошло впервые в истории ордена) орденом Ленина была награждена и Крымская АССР (знак ордена № 626 вручен 5 марта 1934 г.),

Высшая государственная награда СССР была присуждена «за выдающиеся успехи проведения основных сельскохозяйственных работ, укрепление колхозов и совхозов и выполнение обязательств перед государством».

Известно, что 5 марта 1934 года на 5-й сессии ЦИК Крымской АССР 7-го созыва Председатель ЦИК СССР М.И. Калинин прикрепил орден Ленина (знак № 626) к знамени республики. В стенограмме сессии записано, что зал встретил «всесоюзного старосту бурными аплодисментами и несмолкаемым «ура». Запись речи Калинина при вручении ордена, к сожалению, не сохранилась.

Вот строки из Постановления ЦИК в отношении к Крымской АССР:

«За выдающиеся успехи проведения основных сельскохозяйственных работ (сев, уборка урожая, засыпка семян), укрепление колхозов и совхозов и выполнение обязательств перед государством наградить орденом Ленина Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику».

 

Крымская АССР, образованная 18 октября 1921 г. и бывшая одной из автономных республик в составе РСФСР (а через неё — и в составе СССР) после завершения серии этнических чисток — насильственных выселений по национальному признаку (в августе 1941 г. — советских немцев, в мае 1944 г. — крымскотатарского народа, в июне 1944 г. — армян, болгар и греков) — 30 июня 1945 г. Указом Президиума ВС СССР была упразднена и преобразована в область в составе РСФСР. Через год это положение было закреплено соответствующим законом.

В феврале 1954 г. Крымскую область передали из состава РСФСР в состав Украинской ССР.

После того, как автономию преобразовали в область, орден со знамени республики был снят. Хотя официально награды Крым никто не лишал — законодательного акта о лишении Крыма награды не обнаружено.

Это означает, что репрессировав крымскотатарский народ и ряд национальных групп Крыма, негласно аннулировали все достижения, заслуги и награды ликвидированной Крымской АССР.

 

Так почему же этого ордена нет на знамени нынешней Автономной Республики Крым?

 

Для ответа на этот вопрос, вспомним события конца 80-х-90-х годов прошлого века.

 

28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял постановление № 845-1 «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымскотатарского народа», согласовавшее выводы и предложения этих комиссий, постановившее поручить Совету Министров СССР образовать государственные комиссии для решения практических вопросов, связанных с восстановлением прав советских немцев и крымскотатарского народа. (см. Ведомости Верховного Совета СССР от 25.11. 1989г. №25 (с.669, № 495).

 

В пункте 4 Выводов и предложений «комиссии Янаева» сказано: «Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР…».

Но партийно-номенклатурное руководство Украинской ССР (Леонид Кравчук и К) и Крымской области (Николай Багров, Леонид Грач и «оргкомитет по статусу Крыма») в сговоре и при молчаливом согласии стремительно слабеющей центральной власти, задумали провести законодательную имитацию реализации решений высшего государственного органа СССР. Действуя на опережение, они инициировали и провели 20 января 1991 г. в Крыму под неоднозначно трактуемой формулировкой референдум о статусе Крыма.

 

Национальное движение крымских татар, характеризуя суть планировавшегося «крымского референдума», отмечало, что его порочность «состояла не в формуле его бюллетеня, а в том, что отметался принцип самоопределения народов, принцип навечной неотчуждаемости компактного ядра нации от её национальной территории. Затея референдума ставила плебисцитарный принцип на законодательное закрепление итогов разгрома 1944 года и всей его идеологии. Формула по сути дела на протяжении трети века борьбы отстаивалась Национальным движением, но в указанной политической схеме приобретала противоположный, зловещий смысл.» (См. Документ: «Политическая смерть НДКТ» или очередной провал имперского мышления?»).

 

Представители Национального движения заранее, в ходе дискуссии по проекту резолюции 42-й партконференции по национальной политике и в документах, направленных в Комиссию ВС СССР по Союзному договору, на заседание Совета национальностей СССР, указали что голосование в пользу неотъемлемости Крыма от Союза и Союзного договора имеет смысл и может быть поддержано, «если бы прямо и недвусмысленно оно было увязано организаторами референдума с Концепцией Выводов и предложений», принятой и утверждённой Верховным Советом СССР.

В документе «Союзный Договор в свете проблемы восстановления национальной целостности и равноправия репрессированных народов и национальных групп» от 06.01.1991г., направленном на имя Президента СССР, в Совет Федерации и председателю Совета Национальностей СССР представителями НДКТ, подчёркивалось, что «Крымская АССР, подлежащая восстановлению с включением её в состав Украинской ССР (в соответствии с «Выводами и предложениями», утверждёнными Верховным Советом СССР 28.11.89г.) на основе специального договора или иного документа, имеющего силу договора, восстанавливает на территории Крыма для крымскотатарского народа и для остального населения… принципы, сформулированные в Декларации прав народов России и других документах революции…».

 

Итоги «демократического волеизъявления» 20 января 1991 г. были закреплены Законом Украинской ССР от 12 февраля 1991 г. «О восстановлении Крымской АССР».

 

Как было сказано в Резолюции НДКТ от 26.03.1991г. «Закон Украинской ССР о восстановлении Крымской АССР и Постановление о порядке его введения не прошли конституционного механизма утверждения в Союзе, нарушают основы Союзного договора.

 

1-я сессия ВС КрАССР проведена с грубейшими нарушениями законности, попранием прав народов, при циничном надругательстве над правами человека и осуществляет грубую, демонстративную национальную дискриминацию. Принятые решения неправомочны ни по процедуре, ни по своему содержанию, созданные структуры являются по сути дела лжевластными, содержат в себе заряд межнациональной вражды и недоверия, являются фиктивными…

 

Встреча представителей НДКТ потребовала «отмены неправовых решений, проведения выборов всего состава Крымоблсовета с участием крымскотатарского народа и соблюдением существовавшей в Крымской АССР квоты 36%.».

 

В письме на имя вице-президента СССР Г.И. Янаева от 10.04.1991г. представители НДКТ Ю. Османов и В. Абдураимов отмечали:

 

«На 5-й сессии депутаты проголосовали против того, чтобы Крымская АССР была гарантом восстановления национальной целостности и равноправия крымскотатарского народа… Сессия, которая вопреки закону даже не дополнена символическим числом депутатов, то есть даже формально, неправомочна и фиктивна…».

 

Обратите внимание, в Постановлении ВС СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» № 2013-1 от 7 марта 1991г. чётко сформулирована необходимость отмены актов высших органов государственной власти СССР, послуживших основой «для противоправного насильственного переселения отдельных народов из мест постоянного проживания, ограничения прав граждан из числа этих народов, а также незаконной ликвидации некоторых национально-государственных образований». В числе отменённых значится Указ ПВС СССР от 30.06. 1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР».

Но это Постановление было принято «с нужным запозданием», после того, как власти Украинской ССР и Крымской области уже сделали своё дело по перехвату инициативы и искажению сути Декларации ВС СССР от 14.11.1989 г. и Постановления ВС СССР от 28.11.1989 г. — через референдум, итоги и замысел которого были закреплены кравчуковским законом от 12.02.1991 г.

Попробуйте ответить на вопрос, что мешало ВС СССР принять Постановление «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» на год раньше — в начале 1990-го?

Это постановление не случайно вышло накануне Всесоюзного референдума от 17 марта 1991 г. — оно призвано было укрепить доверие репрессированных народов к власти и руководству правящей партии, продолжавших двуличничать и лицемерить, увлекая великую страну и её народы к той геополитической катастрофе, которая произошла во второй половине 1991 года.

В 1991 г. почти никто не обратил внимания на замысел и суть одного из документов новоиспечённого Верховного Совета Крымской АССР. Приводим его текст полностью:

 

Постановление Президиума Верховного Совета Крымской АССР
«О сохранении орденов Ленина и Трудового Крымского Знамени за Крымской АССР»

(Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991-1992 г., N 1, ст. 45 )

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1934 году Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика была награждена орденом Ленина, а в 1958 году и в 1970 году Крымская область — орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

 

В связи с восстановлением Крымской Автономной Советской Социалистической Республики Президиум Верховного Совета Крымской АССР постановляет:

 

Войти с представлением к Президенту Союза Советских Социалистических Республик о сохранении орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, которыми была награждена Крымская область, за Крымской АССР.

 

Настоящее Постановление Президиума Верховного Совета Крымской АССР согласовано с Председателем Верховного Совета Украинской ССР Кравчуком Л.М.

 

Председатель Верховного Совета Крымской АССР Н. БАГРОВ

г. Симферополь, 11 июля 1991 г.
N 58-1

 

Как видите, здесь нет никакого упоминания об ордене Ленина, которым была награждена Крымская АССР в 1934 году. Почему? Потому, что по замыслу и сути репрессированная Крымская АССР в январе-феврале 1991 г. не была восстановлена, что ясно показано в документах Национального движения и всей политической практикой «территориальной Крымской автономии» с 1991 по 2013 гг.

Референдум был проведён и Закон Украинской ССР «О восстановлении Крымской АССР» был принят в то время, когда де-юре закон о ликвидации КрАССР от 30.06.1945 г. ещё не был отменён (да, была принята Декларация от 14.11.1989 г., но она не была подтверждена Постановлением ВС СССР).

Н. Багров, Л. Грач и весь депутатский корпус Верховного Совета (недавно бывшего областным советом) в Постановлении от 11.06.1991г. ясно показали преемницей и носительницей каких принципов и какой национальной политики является «их автономия»: ордена Крымской области (1945-1991) — они «наши, родные», а орден довоенной Крымской АССР (1921-1945) — «чуждый, неудобный».

Этот маленький штрих раскрывает истинное нутро этих партийных деятелей, которые будучи в руководстве правящей КПСС, довели Союз ССР до развала. Это и на них тоже, Л. Граче и А. Гиренко, Н. Багрове и Л. Кравчуке наряду с высшим руководством правящей партии лежит ответственность и позор за предательство и дискредитацию принципиальных основ — скреп Союза, а затем и расчленение Государства.

Но восстановление истинного содержания и назначения автономной республики в Крыму непреложно. Задача наша состоит в том, чтобы на фундаментальной основе Наказа народа наполнить нынешний пустотелый кластер автономии её природно-историческим содержанием, благодаря чему никакие поползновения западноукраинского унитаризма на Крымскую Автономную Республику не будут успешны.

И орден Ленина, высшая награда Союзного государства, заслуженный трудящимися Крымской АССР восемьдесят лет назад, будет реабилирован и возвращён на государственное знамя Крыма.

 

Асан Хуршутов,

член Кенеша Миллий Фирка

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня