Функционализм по-азербайджански

Post navigation

Функционализм по-азербайджански

Жизнь в Азербайджане крутится вокруг «трубы»: она вывела из постсоветского столбняка, она и кормит, и поит, и греет. Государство хоть и авторитарное, но эффективное. Правда, только на первый взгляд.

В 2012 году Азербайджан пообещал Европе устроить хорошее шоу — речь идет о Евровидении. Выиграв европейский музыкальный конкурс в 2011 году, закавказская республика заявила о себе с новой стороны. Эта страна вообще способна на многое, считает главный редактор информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа» Алексей Власов.

«Азербайджан — эта молодая в демографическом смысле страна, которая еще не определилась, по какому пути она пойдет в ближайшие десятилетия. У нее — большой потенциал, который заработает в том случае, если деньги от нефти будут вкладываться в человеческий капитал», — считает эксперт.


Самое больное место

Президент Азербайджана Ильхам АлиевНачало новой, независимой жизни выдалось сложным: кровавые события «черного января», когда советские войска стреляли по протестующим демонстрантам; военный конфликт с Арменией и экономический коллапс начала 1990-х. Неразрешенная ситуация вокруг Нагорного Карабаха и сегодня, по мнению Власова, является «одной из самых болезненных точек» страны.

Выступая в июне 2011 года на параде, посвященном годовщине национальной армии, президент Азербайджана Ильхам Алиев с гордостью докладывал о военном потенциале страны: в 2011 году на военные расходы выделена пятая часть госбюджета — 3,3 миллиарда долларов (2,28 миллиарда евро). Эта сумма превышает бюджет Армении, о чем не преминул упомянуть глава государства. Однако непропорционально высокие военные траты — не повод для радости, считает Алексей Власов. «Это огромные деньги, которые могли бы идти на совершенно другие цели», — уверен он.

Нефтяное добро и зло

В Азербайджане приезжему в первую очередь бросается в глаза масштабное и повсеместное строительство — особенно в Баку. Жители столицы порой сами удивляются скорости, с которой их город меняет облик. Часть нефтедолларов, обеспечивающих экономическую стабильность Азербайджана, действительно инвестируются в развитие инфраструктуры и градостроительство. «Такого разбазаривания госсредств, как в некоторых странах, там нет», — считает Алексей Власов.

Поворотным моментом в истории современного Азербайджана стало подписание так называемого «контракта века» с крупными иностранными концернами. Хотя на тот момент государство имело уже трехлетний стаж независимости, именно в 1994 году для Азербайджана началась новая эпоха не только в экономическом, но и в политическом смысле, считает директор бакинского Центра энергетических исследований Ровшан Ибрагимов.

«Этот контракт имел в первую очередь политические цели — привлечение западных компаний в Азербайджан, который был на тот момент сферой влияния России, — говорит эксперт. — Благодаря созданию альтернативных транспортных коридоров нефти и газа на международном рынке, Азербайджан смог вести более или менее независимую энергетическую политику на постсоветском пространстве. Это позволило стране более вольготно и уверенно проводить и свою внешнюю политику».

Доходы от экспорта нефти и газа начали поступать в казну с конца 90-х годов, что позволило республике в двухтысячных быть в списке лидеров по росту экономики среди постсоветских республик, а также безболезненно пережить всемирный финансовый кризис. В 2010 году Азербайджан экспортировал около 32 миллионов тонн сырой нефти на сумму около 13 миллиардов евро.

Но запасы углеводородов играют в жизни страны не только положительную роль. «Нефтедоллары помогают скрывать проблемы, — считает Фархад Мехдиев, доцент кафедры по международному праву в азербайджанском университете «Кавказ». — Непонятно, какой сектор сам может стоять на ногах, а какой нет. Этим самым и эффективность управления уменьшается». Другой крупной проблемой республики эксперт называет недостаток квалифицированных кадров во всех сферах за исключением нефтехимической промышленности. «Есть у нас деньги, а вот человеческий капитал у нас бедный», — добавляет Мехдиев.

Ностальгии по СССР давно нет

26-летняя Валерия работает финансовым менеджером американского проекта по развитию Азербайджана. Она тоже считает, что хорошее образование ценится в стране все больше и «имея голову на плечах» — может, и не сразу, но обязательно — можно хорошо устроиться. «Хорошо устроиться» значит получить работу в нефтяном секторе, финансовом учреждении, международной компании или организации, завести свой бизнес.

Там, по словам Леры, можно «неплохо зарабатывать» — это где-то 1000-2000 манатов (около 900-1800 евро). Минимальная заработная плата в Азербайджане сейчас составляет 85 манатов (приблизительно 75 евро). В столице, где цены традиционно выше средних по стране, литр молока, к примеру, стоит 1,4 маната (1,2 евро), буханка хлеба 0,4 маната (0,35 евро), 1 кг риса 1,7 маната (1,5 евро), литр бензина 0, 54 маната (0,48), билет в кино от 6 манатов (5,3 евро) и выше.

По Советскому Союзу молодое поколение не ностальгирует вовсе. «Я считаю, что наша страна только выиграла. Переходный период был тяжелым, особенно для наших родителей. Но я лично не хотела бы жить в стране, где есть уравниловка», — говорит Валерия. В современном Азербайджане ей нравится наличие выбора: ты сам решаешь, оставаться ли тебе в стране или уехать. А не нравится ей наличие неписаных правил поведения в обществе, против которых ты не можешь пойти и к которым нужно приспосабливаться.

Тоски по СССР нет и у представителя старшего поколения — 51-летнего Марата. Высоко ценя советское образование — бакинец окончил МГУ и отучился в аспирантуре — он, по собственным словам, всегда критически относился к социалистическому режиму. «Я ненавидел «железный занавес» и не воспринимал этого запрета — когда дальше черты нельзя. И когда эта черта рушилась, я радовался», — вспоминает Марат. Однако развитие независимой республики его тоже разочаровало. «Я считаю, что у нее нет будущего при нынешнем политическом раскладе и хозяйствовании. Мы имеем потенциал Кувейта, а наш народ живет в 10 раз хуже, чем в Кувейте», — критикует Марат.

Функционализм по-азербайджански

В Азербайджане работает модель жесткой власти, заложенная Гейдаром Алиевым и продолженная его сыном, нынешним президентом Ильхамом Алиевым. По конституции страны глава государства имеет право переизбираться неограниченное количество раз. В «Индексе демократии — 2010», составляемом аналитическим центром Economist Intelligence Unit, Азербайджан как «авторитарное государство» занял 135 позицию из 167.

Главный редактор агентства «Вестник Кавказа» Алексей Власов считает, что в отношении бывших республик СССР применим скорее другой термин. «Побывав в последнее время почти во всех странах постсоветского пространства, я понимаю, что есть понятия: эффективная и неэффективная система. На данный момент та модель, которую выстроил Азербайджан, эффективная. А модель, которая существует, скажем, в Туркмении, неэффективная, хотя там тоже огромные деньги. Что будет дальше, сложно сказать, — заключает эксперт. — Главная задача Азербайджана — это активировать свой потенциал». Ведь возможностями, которые страна получила благодаря распаду СССР, нужно пользоваться.

Ольга СОСНИЦКАЯ, 
«Deutsche Welle», Германия

Оригинал публикации: Deutsche Welle
Опубликовано: 01/08/2011

Источник: http://www.inosmi.ru/caucasus/20110802/172782486.html

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня