Что день 18 мая нам готовит?

Post navigation

Что день 18 мая нам готовит?

Уже совсем скоро в Крыму отметят очередную, 67-ю, годовщину насильственного переселения крымских татар за пределы Крыма. В силу множества различных факторов эта дата давно стала едва ли не ключевой в календаре социально-политической жизни автономии, а для крымских татар она, без сомнения, является главной.

 

В данном материале мы поразмышляем о том, каким будет нынешнее 18 мая в свете особенностей сложившейся на сегодняшний день политической ситуации в Крыму?

Rаким будет нынешнее 18 мая в свете особенностей сложившейся на сегодняшний день политической ситуации в Крыму?

В первую очередь следует отметить, что эта дата давно стала своеобразным годовым отчетом для лидеров национального крымскотатарского движения перед своими соотечественниками. При этом отчет руководителей меджлиса о проделанной за год работе, прежде всего — его бессменного лидера Мустафы Джемилева, уже давно стал основным элементом программы траурных мероприятий. Хотя, безусловно, зачастую речь председателя меджлиса сводится к критике официальных властей за их нежелание решать проблемы татар Крыма. Судя по всему, не обойдется без таковой и на этот раз.

 

Главным в «рейтинге обид» Мустафы Джемилева и компании на нынешнюю власть за истекший год является, пожалуй, переформатирование Совета представителей крымскотатарского народа при президенте, который после соответствующего указа, подписанного Виктором Януковичем в августе минувшего года, так ни разу и не собрался, во многом из-за бойкота меджлиса. Более того, со времени восхождения на президентский трон Виктора Федоровича между ним и руководителями меджлиса так и не состоялось ни одной встречи, несмотря на неоднократные попытки Мустафы Джемилева эту встречу все-таки устроить.

 

Хоть и очень осторожно, но в адрес главы государства и его администрации в текущем году из уст руководства меджлиса также звучала критика и за бездействие в вопросе принятия закона о статусе депортированных (одно из постоянно звучащих на траурных митингах требований). Аналогичная ситуация — и с претензиями по поводу сокращения финансирования государственной программы по обустройству возвращающихся в Крым татар. Можно предположить, что эти упреки будут высказаны и на митинге этого года. Тем более что, по словам Мустафы Джемилева в интервью газете «События», из восьми пунктов прошлогоднего указа Виктора Януковича по решению актуальных вопросов обустройства татар Крыма, выполнено всего лишь два. Кроме того, не стоит забывать и о других, ставших уже дежурными, требованиях: предоставление крымско-татарскому языку статуса государственного в Крыму, восстановление «исторической топонимии» Крыма, признание насильственного выселения татар актом геноцида, борьба с ксенофобией, расизмом и распространением влияния мусульманских сект в Украине и Крыму и т.д.

 

Впрочем, меджлису и его лидерам есть чем похвалиться перед своими соотечественниками. В первую очередь, это решение по выделению земельного участка на улице Ялтинской в Симферополе под строительство Соборной мечети, а также — определенные «подвижки» в земельном вопросе, достигнутые во многом благодаря позиции главы правительства автономии Василия Джарты. Надо полагать, крымского премьера на грядущем траурном митинге будут принимать как «своего» не только в силу вышеупомянутых решений, но и в целом за демонстрируемое им желание сотрудничать с меджлисом и решать проблемы татар Крыма. К тому же Совмин выделил 120 тыс. грн на проведение траурных мероприятий в нынешнем году, за что удостоился отдельной благодарности от руководства меджлиса.

К слову, ровно год назад таким «своим» усиленно пытался стать тогдашний постоянный представитель президента Украины в автономии Сергей Куницын, который стремился заручиться поддержкой меджлиса и остаться на плаву в крымском политическом море. Поговаривали, что именно с 18 мая начался конфликт между постпредом и премьером. По слухам, ходившим в СМИ, первому очень не понравилось, что на траурном митинге 18 мая 2010 года президентское обращение к участникам мероприятия зачитал глава правительства. Да и сам Василий Джарты, надо полагать, вовсе не был заинтересован в пиаре Сергея Куницына в татарской среде и возможном усилении его позиций.

 

Как бы там ни было, на сегодняшний день Партия регионов в Крыму является основным союзником меджлиса, и присутствие первых лиц автономии на траурном митинге рядом с руководителями этой этнической организации как никогда будет отвечать сложившейся политической ситуации. Мало кто мог предположить, что после теснейшего сотрудничества с главными конкурентами Партии регионов на последних президентских выборах — «Блоком Юлии Тимошенко», а также знаменитого «брюссельского демарша» Джемилева к нынешнему 18 мая меджлис разовьет активное сотрудничество с правящей партией в Крыму и даже добьется некоторых своих целей.

 

Безусловно, ключевым аспектом своеобразного отчета лидеров меджлиса станет подготовка к Международному форуму по проблемам татар Крыма — вопрос, который активно поднимается руководством данной нелегальной структуры вот уже третий год. Это подтвердил и сам Джемилев, признавший, что решение «проблем» крымских татар не возможно без организованного давления различных европейских и всемирных структур на руководство Украины. С этой целью, собственно, и проводятся многочисленные встречи лидеров меджлиса с дипломатами и еврочиновниками.

 

«Поскольку нерешенных проблем довольно много, а готовности украинского руководства решать эти проблемы особо мы не видим, и возможностей особо мы не видим, поэтому упор будет делаться на актуальности и необходимости ускорения того, что говорилось в прошлом году на митинге 18 мая о созыве международного форума по проблеме крымско-татарского народа. Это будет одним из ключевых моментов», — сказал не так давно Мустафа Джемилев на одной из пресс-конференций. Примечательно, что его первый заместитель, депутат Верховного Совета Крыма Рефат Чубаров на той же пресс-конференции заявил: «Я надеюсь, что те шаги, которые мы предпринимаем сейчас в ближайшие недели, месяцы, в итоге завершатся тем, что и украинское государство, и политики других государств, международные институты, осознают, что крымско-татарская проблема — это та проблема, в решение которой должны быть вовлечены все. Иначе через несколько лет не по вине Украины или вине крымских татар, а может быть, по стечению иных обстоятельств, которые могут сложиться в этом большом геополитическом пространстве, возможности решения этой проблемы могут быть совершенно усложнены, или каким-то образом найдены какие-то другие форматирования».

 

Стоит ли воспринимать данное заявление Рефата Чубарова как угрозу в адрес властей Украины, как возможное повторение в Крыму пресловутого «Косовского сценария»? Но как бы там ни было, деятельность меджлиса в плане его взаимодействия с международными структурами направлена именно на подрыв позиций нынешней украинской власти. В Киеве не могут об этом не знать, тем не менее продолжают молча глотать обвинения в дискриминации, молча поощрять регулярные «дипломатические визиты» в меджлис, при этом идя на грандиозные уступки, как в ситуации с Соборной мечетью.

 

На траурный митинг 18 мая по традиции ожидается прибытие и давних партнеров меджлиса из националистически настроенных украинских партий: не за горами выборы в парламент страны, а меджлис в новых политических условиях пока еще не обзавелся новым крепким союзником, способным обеспечить меджлисовцам пару-тройку мест в будущем созыве Верховной Рады. В свою очередь, не прочь заручиться поддержкой татар Крыма и некоторые националистически настроенные партии, с которыми меджлис традиционно сотрудничает. В частности, свое желание присутствовать на траурном митинге 18 мая не так давно высказал председатель политсовета «Нашей Украины», экс-глава СБУ Валентин Наливайченко, который в марте текущего года приезжал в Крым на встречу с Джемилевым. Во время этой встречи «нашеукраинец» напомнил своему собеседнику, что именно при нем в СБУ было создано специальное следственное подразделение с целью расследования «преступлений» против татар Крыма в годы их насильственного переселения за пределы полуострова. А ликвидация этого отдела новым руководством страны, по его словам, говорит о политике «двойных стандартов» новой власти относительно татар Крыма. Однако политические банкроты из «Нашей Украины» вряд ли интересны прагматикам из меджлиса, поэтому присутствие Валентина Наливайченко на траурном митинге (если оно все-таки состоится) будет восприниматься скорее как визит вежливости. И как ностальгическое воспоминание о прошедших годах славного политического сотрудничества, нежели как намек на будущее объединение и совместное участие в парламентских выборах.

 

Вполне вероятно, что отметятся своим присутствием на траурном митинге более реальные политические союзники меджлиса — представители партии Арсения Яценюка «Фронт перемен». Здесь стоит вспомнить присутствие советника Яценюка Виктора Еленского на площади Ленина в Симферополе 18 мая минувшего года и прошлогоднее заявление самого лидера «Фронта перемен», раскритиковавшего Виктора Януковича за переформатирование Совета представителей. Также в феврале нынешнего года между Яценюком и Джемилевым состоялась встреча, что позволяет предположить стремление этих двух политических организаций найти точки соприкосновения, чтобы наладить активного сотрудничества.

 

Однако главной «интригой» будущего мероприятия для многих будет то, сколько же своих сторонников сможет вывести меджлис на площадь Ленина 18 мая. Для самих меджлисовцев этот вопрос является принципиальным, поскольку давно считается, что количество выведенных на главную площадь столицы автономии крымских татар является своеобразным индикатором поддержки этой структуры соплеменниками.

 

В данном аспекте следует отметить в целом сложившуюся не очень хорошую для меджлиса тенденцию. Если взглянуть на количество участников майских траурных мероприятий, то здесь прослеживается заметное снижение общего числа митингующих в сравнении с аналогичными мероприятиями в 90-х годах. Если в те времена меджлис мог собрать 18 мая в Симферополе до 20 тысяч людей, то в последние годы эта цифра упала в разы. Исключением в этой тенденции было 18 мая 2009 года, когда на центральную площадь крымской столицы, по некоторым данным, вышло от 10 до 15 тысяч татар. Однако данное исключение объясняется проведением Всемирного конгресса татар Крыма, который стартовал на следующий день, 19 мая. На это мероприятие съехалось очень много гостей из-за рубежа — стратегических партнеров меджлиса, поэтому, несомненно, Джемилев и его окружение не могли ударить в грязь лицом перед высокими гостями и попытались собрать максимально большой митинг накануне открытия Всемирного конгресса.

 

В остальном же — налицо пересыхание потока страждущих оказаться в Симферополе в этот день. Так, в 2005 году — первом году президентского правления «верного союзника» татар и меджлиса Виктора Ющенко — 18 мая на площади Ленина в Симферополе собралось около 7 тысяч человек. Тогдашний траурный митинг, «подогреваемый» трагическими событиями в «Коттон-клубе», запомнился срывом выступления «заезжего» проющенковского главы правительства автономии Анатолия Матвиенко, который вдруг стал произносить свою речь на украинском языке, непонятном для подавляющего большинства присутствующих на мероприятии татар, которые, скандируя «Азатлык!» («Свободу!»), то есть требуя освобождения осужденных по делу о резне в «Коттоне», демонстративно отвернулись от премьера во время его речи.

 

Не многим более (около 10 тыс. татар Крыма) меджлису удалось собрать в 2006 году. Тогда траурный митинг был «подогрет» массовыми татарскими акциями протеста, участники которых требовали предоставления им всей южнобережной земли. Напомним, что незадолго до 18 мая 2006 года произошли массовые волнения возле поселка Партенит (Большая Алушта). В то время местные жители не пустили колонну из 600 автомобилей «автопробега-реквиема», после чего татары перекрыли трассу Симферополь — Ялта, из-за этого многие отдыхавшие в Крыму опоздали на поезда и самолеты.

 

18 мая 2007 года на центральной площади крымской столицы вновь собралось около 7 тыс. татар. Тогда своеобразной «изюминкой» траурных мероприятий явилось «торжественное» перезахоронение останков известного пособника фашистских оккупантов Эдиге Кырымала на территории Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Причем данная церемония была произведена без согласования с соответствующими государственными структурами.

 

В свою очередь траурный митинг 2008 года стал для меджлиса своеобразным антирекордом — около 4 тыс. человек. Более малочисленного митинга новейшая крымская история еще не знала, что стало причиной активного обсуждения в политических и экспертных кругах автономии вопроса о неуклонно снижающихся популярности и авторитета меджлиса в среде татар Крыма. По сути, именно с этого митинга меджлис практически перестал выдвигать в своих резолюциях требования к властям Украины, объявив, что концентрирует свое основное внимание на контакты с международными структурами, которые могли бы путем давления на Киев пролоббировать наиболее важные для меджлиса вопросы.

 

После всплеска активности татар на митинге 2009-го года, обусловленного, как было отмечено выше, исключительно проведением Всемирного конгресса татар Крыма, в 2010 году антирекорд 2008 года повторился. Так, центральной площади столицы автономии собралось не более 4 тыс. человек, что фактически подтвердило мнения о неуклонном снижении влияния меджлиса на соотечественников. Помимо описанных ранее моментов, данное мероприятие отличилось тем, что в итоговой резолюции присутствовал единственный пункт — о необходимости созыва международного форума по проблемам татар Крыма, над которым меджлис активно работал последний год и который, как уже сказал сам Мустафа Джемилев, станет главным на будущем траурном митинге.

 

Исходя из сложившейся тенденции, вряд ли стоит ожидать большого количества митингующих в нынешнем году, как и не стоит ожидать новых заявлений и требований руководства меджлиса. Судя по всему, митинг пройдет по стандартному сценарию, без каких-либо новшеств. Участники митинга, как всегда, пройдут колоннами по центру Симферополя, держа в руках все те же транспаранты. А первые лица автономии будут так же стоять рядом с руководителями меджлиса, молча соглашаясь с написанными на плакатах упреками и обвинениями в адрес официальной власти в дискриминации татар Крыма, нежелании решать их проблемы и прочих нелицеприятных вещах, которые, на самом деле, далеки от объективной действительности. Но ничего не поделаешь — «политическая целесообразность»…

Василий Жемчугов-Макеевский

Источник: novoross.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня