Что происходит со средним классом?

Post navigation

Что происходит со средним классом?

Последние годы общим местом стали рассуждения о «гибели среднего класса» в мире в результате экономического кризиса, начавшегося в 2008. Как же это совмещается с продолжающимся глобальным ростом мировой экономики?

Последние годы общим местом стали рассуждения о «гибели среднего класса» в миреЧтобы понять, что происходит со средним классом в мире, полезно обратиться к термину «золотой миллиард».

 

Этот термин возник в советской публицистике в конце 70-х годов прошлого века, и имел вполне четкое определение — население экономически развитых стран (практически совпадавшее с Организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР — Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), т.е. США, Канады, Западной Европы, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Все эти страны характеризовались высоким уровнем жизни, ростом благосостояния, быстро растущим в количественном отношении средним классом и также стремительно сокращающимся процентом малоимущих.

 

Механизм роста этих стран был запущен после Второй мировой войны и выглядел так: «рост производства — рост доходов населения — рост потребления — рост производства». При этом в него оказалась включена большая часть населения стран «золотого миллиарда». «Золотой миллиард» обеспечивал на тот период времени свыше 60 процентов мирового потребления. Было понятно, что термин «золотой миллиард» соответствовал реально сложившейся ситуации в мире.

Самым доступным способом попасть в зону среднего класса у всего остального населения земного шара была миграция в страны ОЭСР, которая для многих была почти единственным способом попасть в общество с высоким уровнем жизни. В случае с выдающимися специалистами можно было сразу попасть в область доходов среднего класса, для остальных была возможность попасть в нижний уровень, а потом увеличивать благосостояние или обеспечить возможность детям попасть в средний класс в стране проживания. Средний класс в то время стремительно разрастался и достиг от 50 до 70 процентов в различных странах ОЭСР.

С началом глобализации в 80-х годах ситуация изменилась, и цепочка развития экономики разорвалась. Для повышения эффективности бизнеса международные транснациональные корпорация (ТНК) начали переносить производство в развивающиеся страны, где издержки производства были ниже, и доходы от роста производства стали делиться между владельцами и менеджерами ТНК с одной стороны и развивающимися странами с другой, перестав подпитывать средний класс развитых стран.

Вывод новых производств и технологий в страны с дешевой рабочей силой (и налоговыми льготами для иностранных инвесторов) оказал давление на уровень заработной платы и доходов в странах Запада. В итоге средний уровень реальных доходов среднего класса в странах ОЭСР перестал расти с конца 1980-х годов.

Чтобы поддержать спрос, во всех странах ОЭСР включили механизмы кредитования, которые впоследствии привели к финансовому кризису в ведущих экономических державах.

Новый механизм заработал так: «рост производства (в развивающихся странах) — рост кредитов населению (в странах ОЭСР) — рост потребления (везде) — рост производства (в развивающихся странах)». В итоге в 1990-х в соревнование за вхождение в «золотой миллиард» включилось население стран общей численностью в несколько миллиардов человек — вся Восточная Европа и республики бывшего СССР, Китай, Индия, Турция, Южная Корея, Мексика, Бразилия и многие другие страны Латинской Америки, густонаселенные страны Юго-Восточной Азии.

 

Однако, оказалось, что «золотой миллиард», хоть и растет количественно, но только в абсолютных цифрах, а не в процентах от численности населения земного шара (выросшего с 4 миллиардов в 1974 году до 7 миллиардов человек в 2013).

 

По оценкам Всемирного банка численность среднего класса к 2009 достигла 1,8 миллиарда человек (из которых как раз около 800 миллионов живет за пределами стран «золотого миллиарда»), но и население Земли выросло с 1974 на 75%.

Уже необязательно ехать в Европу из Китая или России. Можно и в своей стране добиться повышения доходов до уровня среднего класса. Конечно, переехать можно, но уже нет гарантированного улучшения условий жизни. Ситуация настолько изменилась, что намного быстрее и проще стало попасть в средний класс внутри развивающихся стран, а уже потом с накопленным капиталом перемещаться в более благополучные для проживания государства.

Идет процесс остановки роста или даже сокращения удельного веса среднего класса в развитых странах и вместе с этим его быстрый рост в развивающихся. То есть общая численность его в мире растет, но уже за счет его увеличения в развивающихся странах в первую очередь.

Европейцы и американцы видят, что средний класс в их странах беднеет и сокращается, откуда и появляется тезис о «гибели среднего класса».

«В ближайшие десять лет мы станем свидетелями обеднения среднего класса стран Запада, представители которого пополнят ряды «обиженных», — говорит американский преподаватель и писатель Роберт Кийосаки(Robert Toru Kiyosaki). — Средний класс станет динозавром на современной стадии процесса эволюции. Последствия глобализации и технического прогресса станут своего рода наказанием для тех, кому недостает ума, фортуны или дерзости использовать перемены в свою пользу».

Однако, средний класс развитых стран — это только видимая часть айсберга. Его подводная часть — средний класс развивающихся стран — стремительно растет.

Растет и конкуренция за получение доступа к определенному уровню потребления. Сегодня в известных дорогих европейских бутиках основными покупатели стали жители Азии, а не Европы. Можно суверенностью сказать, что большая часть населения земного шара включилась в соревнование за место в среднем классе. За место, обеспечивающее высокий уровень и стабильно хорошее качество жизни.

Такие демографические гиганты, как Китай, Индия и Бразилия демонстрируют высокие абсолютные и относительные темпы роста среднего класса.

Существует несколько основных подходов к определению самого понятия среднего класса. Основным критерием считается уровень дохода, но существуют и другие критерии и определения, такие как наличие автомобилей в домохозяйствах. Это сама по себе отдельная тема, заслуживающая отдельной статьи.

В целом нижняя граница уровня доходов для среднего класса определяется разными методиками от 2-х до 10-ти USD(с учетом покупательной способности в разных странах), а верхняя — от 20-ти до 100 USD. Для целей нашей статьи больший интерес представляет динамика численности среднего класса.

 

В исследовании AsianDevelopmentBank (сентябрь 2010 года) приводятся такие данные: с 1990 по 2008 процент населения в Юго-Восточной (Китай и Индокитай), Южной (Индия и Бангладеш) и Центральной Азии (Пакистан и Средняя Азия), с доходами более 2-х долларов в день вырос почти втрое (!) с 21% до 57%. Тем не менее, даже в 2009 году, по данным OECD DEVELOPMENT CENTRE, Европа и Северная Америка обеспечивали 64% мирового потребления.

Наиболее стремительно растет средний класс в Китае. По оценкам того же OECD DEVELOPMENT CENTRE, доля населения с доходами свыше 10$/день (по покупательной способности) в 2009 году превысила 10%, а с доходами свыше 5$/день превысила 35% (!). Уже в 2009 численность среднего класса в Азиатско-Тихоокеанском регионе превысила численность среднего класса в Северной Америке (а по объему потребления достигла 90% от североамериканского). К 2020 доля азиатско-тихоокеанского среднего класса достигнет 54% от мирового по численности и 42% по покупательной способности, обойдя и североамериканский и европейский.

 

Главную роль в этом росте среднего класса сегодня обеспечивает Китай. Если в 2009 китайский средний класс обеспечивал 4% от мирового потребления, занимая 7-е место в мире, то к 2020 по тем же прогнозам он выйдет на 1-е место с 13%, обойдя США.

Эти цифры доказывают, что речь идет не об исчезновении среднего класса, а о его перераспределении по миру.

Глобализация среднего класса — это новое явление в мировой истории, которое требует повышенного внимания, так как уже начало сильно влиять на политические процессы в разных странах и на мировую экономику. Все это следствие глобализации мировой экономики, которая приводит к перераспределения ресурсов.Для глобальной экономики и международных корпораций очень важен подъем среднего класса, поскольку он представляет собой главный источник новых потребителей и нового спроса.

Усиление конкуренции за место в среднем классе в мире привело Европу и США к возрастанию экономической напряженности: увеличился уровень доходов в развитых странах, но выросли и цены на все сырьевые ресурсы и базовые продукты, также как и цены на недвижимость во всем мире. Стремительно растет плата за образование, особенно за высшее. В тех странах, где оно было бесплатным (как в Германии), оно становится постепенно платным, в тех, где и так было платным (как в Великобритании) — значительно дорожает.

Растет стоимость здорового образа жизни, включающая цены на органические продукты, стоимость медицинских услуг, а также проживания в благополучных районах. До начала кризиса в 2008 году население развитых стран справлялось с ростом этих цен за счет взятия все большего объема кредитов при низких процентных ставках, однако с 2008 года этот процесс остановился и наступило отрезвление — жить в кредит бесконечно нельзя, а за счет чего повышать реальные доходы — решительно непонятно.

 

Зарплаты в частном секторе не растут (мировая конкуренция!), в госсекторе везде сокращения (госдолг везде зашкалил за все пределы). Возрастает тревожность населения и падает уверенность в завтрашнем дне, так необходимая для развития кредитования и роста совокупного спроса.

Все это связано с объективными экономическими факторами. Работавший после Второй мировой войнымногие десятилетия механизм постоянного повышения уровня жизни, социального статуса и благосостояния населения перестал функционировать. Конечно, социальные лифты в развитых странах продолжают эффективно работать, но они обеспечивают успешность только состоятельным или же очень одаренным людям. Для основной массы граждан уровень реального благосостояния снижается.

Шесть десятилетий уверенного роста каждый социализированный гражданин Западной Европы и США твердо знал на собственном опыте, что «завтра будет лучше, чем вчера». Сегодня ситуация изменилась, и население этих стран чувствует, что «завтра будет лучше, чем вчера» далеко не для всех. Стало непонятно, как простому гражданину обеспечить привычный качественный образ жизни.

 

Неуверенность вызывает негативные настроения.Но подчеркнем еще раз — это результат возрастающей глобальной конкуренции, а вовсе не «гибели среднего класса».

 

Отныне гражданство в развитой стране само по себе перестало служить гарантией благополучия.

Михаил Баранов

Источник: http://polit.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня