Очередная страница в российско-украинских отношениях получилась скомканной из-за пренебрежительного отношения хозяина Кремля к своему визави. Трудно припомнить, когда еще дипломатический этикет нарушался российским президентом столь нарочито.
Склонность Владимира Путина к опозданиям вошла в поговорку. Однако на этот раз Владимир Владимирович не спешил на встречу с Виктором Януковичем словно нарочно. Дело даже не в том, что вылет «борта номер 1» авиакомпании «Россия» в Крым из Москвы задержался на несколько часов. После прибытия на Крымский полуостров Путин отправился в лагерь байкеров, и только потом — в Ливадийский дворец на встречу с украинским коллегой.
Подобное пренебрежение не могло не отразиться на атмосфере заседания российско-украинской комиссии под председательством президентов. Поэтому неслучайно главным результатом стало лишь подписание совместного заявления о разделении морского пространства Азовского и Черного морей и Керченского пролива. При этом Путин не преминул подчеркнуть, что речь пока не идет о демаркации, а исключительно о принципах ее осуществления. Очевидно, что переговорный процесс будет зависеть от общего климата двусторонних отношений.
Не стоит абсолютизировать и подписанную в Ялте Декларацию о содержании стратегического партнерства. Наши страны и без нее не устают обмениваться заверениями, что им не жить друг без друга, при этом то и дело предпринимая шаги, которые расцениваются как недружественные не только в экспертных кругах. Взаимное охлаждение отмечают и социологи по обе стороны границы между постсоветскими республиками. Российско-украинские отношения в последнее время погружаются в атмосферу начала 1990-х, когда в Москве многие представители тамошней политической элиты считали Украину «временно потерянной территорией».
Этот подход отчетливо проявился в высказываниях Владимира Путина относительно существующих газовых контрактов. Российский президент не только подчеркнул их «корпоративный характер», но и отметил, что не видит оснований для их пересмотра. Слабым утешением для Киева может стать разве что тот факт, что в команде Януковича уже фактически отказались от стремления пересмотреть благословленные Юлией Тимошенко договоренности в энергетической сфере. Стабильное падение цены нефти на мировом рынке позволяет Украине рассчитывать на небольшую передышку, которая может закончиться в конце года, если в «Газпроме» подсчитают, что украинские партнеры закупили недостаточно «голубого золота».
Поскольку большого прорыва в двусторонних отношениях не произошло, Путин и Янукович предпочли демонстрировать хорошую мину при плохой игре. Российский лидер заверил, что не станет втягивать Украину в Таможенный союз, подчеркнув, что евроинтеграция нашей страны в РФ тревоги не вызывает. Украинский президент дал понять, что будет изучать механизмы функционирования ТС, не забыв пообещать скорую ратификацию соглашения о создании зоны свободной торговли в СНГ. Сдается, Виктор Федорович лукавит: в предвыборной Верховной Раде протолкнуть документ такого характера будет непросто. Но пространства для маневра в двусторонних отношениях немного: отсутствие реального сближения и нежелание отдаляться друг от друга заставляют Киев и Москву согласованно ставить дымовую завесу в формате «светлого будущего» и договариваются договариваться.
Встреча в Ялте уже в который раз оказалась «саммитом несбывшихся надежд». Порой кажется, что Украина и Россия исчерпали не столько повестку двусторонних отношений (это невозможно по определению), сколько подходы к решению существующих проблем. Россия может позволить себе тянуть время (многие факторы в ее пользу), Украине же нужна смена формата и новые инициативы, не за счет уступок в национальных интересах. Масштаб наших стран и взаимная переплетенность их проблем и устремлений позволяет сказать, что в этом постсоветском танго самые захватывающие па еще впереди.
Евгений МАГДА, для «Главреда»
Источник: http://glavred.info