На кого должны равняться мусульмане России

Post navigation

На кого должны равняться мусульмане России

6 ноября 2013 года в Институте востоковедения РАН прошла международная научная конференция «90-летие Республиканской Турции: эволюция, итоги и новые тренды», организованная Сектором изучения Турции этого научного учреждения.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис СулеймановНесмотря на то, что значительная часть докладов была посвящена больше историческим проблемам этого ближневосточного государства в ХХ веке, наиболее остро стояла проблема всплеска исламизма в этой стране.

Профессор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова Геннадий Старченков заявил, что «определение Партии справедливости и развития Реджепа Эрдогана как умеренно-исламистской объяснимо только в том случае, если умеренность обусловлена внешними и внутренними причинами». По словам ученого, «Эрдоган и его команда начинали выстраивать внешнюю политику по принципу «нет проблем с соседями», однако сейчас со всеми соседями у Турции как раз проблемы».

Профессор Анкарского университета Эрель Телляль рассказал в своем выступлении, что в одном из своих интервью в России он сравнил организацию турецкого религиозного проповедника Фетхуллаха Гюлена (с 1998 года проживает в штате Пенсильвания в США, является идейным вдохновителем сети турецких лицеев по всему миру. — прим. ИА REGNUM) с большевистской партией со своим устройством. Однако против турецкого профессора выступило посольство Турции в Москве, фактически встав на защиту Гюлена. По его словам, сеть турецких лицеев Гюлена в России создавалась неслучайно. «Выпускники этих лицеев есть уже даже в Кремле», — заявил Телляль.

Директор Института Евразии из Стамбула Бекир Гюнай рассказал об инициативе Эрдогана запретить совместное проживание (сожительство) мужчин и женщин, если они не состоят в браке. Это достаточно странная идея была названа многими участниками конференции как «реакционная».

Научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с обстоятельным докладом «Религиозное влияние Турции на мусульман Татарстана в постсоветский период: характер, механизм, последствия».

 

По словам эксперта, религиозное влияние Турция оказывает как на государственном уровне через Министерство по делам религий (Дианат), так и на неправительственном уровне через организации и сообщества: нурсистов, гюленистов, сулейманистов и др. «Ежегодно в Татарстан приезжает на месяц Рамадан до тридцати и более хафизов (чтецов Корана) из Турции, которые разъезжают по районам и городам республики. За деятельностью этих хафизов, видимо, скрывается и более прагматичный интерес: сбор информации на местах о численности активно верующих мусульман, настроениях, идеологических воззрениях.

 

При этом деятельность их носит легальный характер, поскольку они приезжают по приглашению ДУМ Татарстана, у которого имеется договор о сотрудничестве с Министерством по делам религий Турции, т.е. религиозная организация одной страны заключает соглашение с государственным учреждением другой страны», — рассказывает исламовед, добавляя, что нет ответных действий со стороны татарстанского муфтията, который отправил бы, например, в одну из провинций Турции своих проповедников, чтобы они ездили с точно такой же миссией, что в Татарстан приезжают по указанию Анкары, занимаясь сбором информации для соответствующих органов России.

Раис Сулейманов высказал свою точку зрения: «В Казани существует наивное мнение, что, дескать, религиозное влияние Турции лучше, чем влияние Саудовской Аравии, якобы потому, что-де турки и татары — «братья по вере и крови», что нурсисты и гюленисты — это никакие не ваххабиты, теракты совершать не призывают, и вообще у турок ханафитский мазхаб, как и у татар, и тому подобная елейная демагогия раздается громче в Татарстане в защиту сближения с Анкарой.

 

Однако надо понять, что любое зарубежное религиозное влияние на российских мусульман есть изначально опасное, потому что происходит духовно-политическая переориентация на иностранных шейхов и заграничные религиозные центры, что стратегически несет угрозу безопасности Российского государства. Российские мусульмане должны ориентироваться на Казань, Уфу или Грозный, но никак не на Эр-Рияд или Анкару».

Начальник Сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина рассказала о религиозно-политическом и экономическом влиянии Турции на Абхазию и Южную Осетию. «По разным оценкам в Турции проживает от 400 до 800 тысяч абхазов, однако с начала 1990-х годов в независимую Абхазию репатриировалось около 1000 человек, при этом часть из них вернулись в Турцию обратно», — отметила кавказовед, сославшись на то, что не только экономические причины были в этом, но и религиозно-ментальные: турецкие абхазы поголовно мусульмане, в то время как в Абхазии население придерживается православия и элементов язычества.

 

«Два мусульманских молельных дома в этой кавказской республике — вот и все, что в ней мусульманского, мечети нет и, скорее всего, в ближайшем будущем у ислама нет перспектив усилиться в Абхазии», — полагает Яна Амелина. Исследователь также сообщила, что из Сирии в ходе последних событий приехало 120 абхазских семей, однако они не повлияют на изменение религиозной картины республики.

В 1990-е годы был открыт турецкий колледж, входящей в «империю Фетхуллаха Гюлена», целью которого, по словам эксперта, была «подготовка протурецкой элиты Абхазии». Одна в 2010 году он был закрыт под влиянием российского опыта борьбы с гюленистских учебными заведениями. В противовес турецким лицеям в Абхазии стали создавать национально-ориентированные абхазские учебные заведения, поскольку Абхазию, пусть это нигде и не прописано, но создают как национальное государство абхазов, где и русские, и армяне будут на вторых ролях.

Что касается Южной Осетии, то здесь религиозного влияния Турции, конечно же, нет. Однако распространение получило такое явление как «культурный османизм»: «Турецкий сериал «Золотой век», посвященной эпохе турецкого султана Сулеймана Великолепного, пользуется бешеной популярностью в Южной Осетии, причем смотрят его не только женская аудитория, на которую картина и рассчитана, но и мужчины», — делится своими наблюдениями Амелина, добавляя, что под таким влиянием покупаются охотнее различные турецкие товары, книги об Османской империи, изданные в России, сувенирная продукция.

 

«Турция пока безуспешно пытается распространить свое влияние на Абхазию и Южную Осетию, правда, у Анкары это пока не сильно получается, но она присматривается и своих планов в отношении этих республик Южного Кавказа оставлять не собирается», — резюмировала эксперт.

Директор Российско-турецкого культурного центра Государственной библиотеки иностранной литературы Ильшат Саетов рассказал о суфийской общине «Мензиль», базирующейся на востоке Турции, преимущественно в курдских районах и насчитывающая до одного миллиона членов (названа по названию деревни Мензиль, где и находится духовный центр этого братства). Основателем этой группы является Рашид Эрол (в настоящее время возглавляет братство его брат Абдульбаки Эрол). На вопрос «Есть ли в России и конкретно в Татарстане последователи этого джамаата?» Саетов ответил, что есть, но назвать конкретные имена отказался.

В ходе конференции наиболее остро обсуждались именно вопросы с деятельностью исламистов в самой Турции и за ее пределами. Похоже, что 90-летие празднования Турецкой республики проходит под дилеммой угрозы религиозной экспансии турецких исламистов.

Источник: http://www.regnum.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня