Кыргызстан: Без покаяния не будет примирения

Post navigation

Кыргызстан: Без покаяния не будет примирения

Споры по поводу причин июньской резни на Юге Киргизии продолжаются. Кто-то обвиняет в ее организации экс-президента Бакиева, кто-то — узбекскую диаспору, а кто-то — местных киргизов. Между тем, эксперты отмечают, что объективное расследование превращается в поиск компромата на политических противников.

После того, как в начале июня в южных областях Киргизии произошли кровопролитные межнациональные столкновения между традиционно проживающими там узбеками и киргизами, международное сообщество потребовало проведения тщательного расследования этих событий, повлекших, только по официальным данным, гибель более чем 250 человек. По информации генпрокуратуры Киргизии, по фактам кровопролитных межэтнических столкновений на юге страны возбуждено почти три тысячи уголовных дел. При этом киргизские власти уже заявили о причастности к организации массовых беспорядков семьи экс-президента Бакиева.

Между тем, международные организации проводят собственные независимые расследования, выводы которых уже подвергаются критике со стороны некоторых киргизских официальных лиц. В частности, «основанным на однобокой информации» назвал омбудсмен Киргизии Турсунбек Акун доклад правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» (HRW), в котором вина за начало резни возложена на узбеков, но главный упор сделан на участие в бойне милиции и армии, а также на зверствах силовиков при подавлении бунта.

В свою очередь начальник управления генеральной прокуратуры Киргизии Сумар Насиза заявил, что не соответствуют действительности данные, отраженные в докладе Верховного комиссара ООН по правам человека о событиях в Оше. Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай заявил, что «военные и милиционеры не скрывают своих предрассудков по отношению к представителям национального меньшинства…, задержанные представители узбекской общины подвергаются пыткам, у них выбивают признательные показания». Однако Насиза полагает, что «те люди, которые работали в Оше и предоставляли информацию Верховному комиссару, мягко говоря, его подставили».

Как сказал в беседе с «Росбалтом» главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов, определенная правота в словах киргизских чиновников есть, поскольку, например, HRW использует не те методики для подготовки докладов, которыми руководствуются органы дознания и следствия. Иными словами, как эксперты, так и следователи опрашивают свидетелей, но если следователь всесторонне проверяет данные, то эксперты их компонуют, оценивают их объективность, но без всесторонней проверки и наличия определенной системы доказательств.

Между тем, в независимых организациях не спешат изменять свои представления о методах работы. «Мы не считают необходимым что-либо пересматривать в методологии и выводах доклада», — подчеркивается, в частности, в заявлении HRW. «Мы встречались с пострадавшими и свидетелями из числа как кыргызов, так и узбеков, должностными лицами местной и центральной администрации, сотрудниками правоохранительных органов и военными, а также с работниками гражданской и военной прокуратуры, представителями НПО, адвокатами и местными активистами. Доклад основан на материалах всех этих интервью, которые проводились нашими сотрудниками в период с 10 июня по 25 июля», — говорится в заявлении правозащитной организации.

Киргизские власти, правда, с некоторым опозданием, но создали свою комиссию по расследованию резни. Кстати, и ОДКБ сформировал группу советников из правоохранительных структур государств Организации для оказания помощи киргизским правоохранительным органам в расследовании обстоятельств недавних беспорядков и преступлений, совершенных на юге страны 10-12 июня.

Работа осуществляется по согласованию с высшим руководством Киргизской Республики. Вместе с тем, как считает Аждар Куртов, комиссия создана киргизской стороной «с целью обелить власть и снять с нее ответственность за произошедшее». Именно поэтому, отметил эксперт, в выводах этой комиссии не подвергаются глубокому анализу действия нынешних киргизских властей в кризисной ситуации.

«Кто взял власть, тот взял и ответственность за происходящее в стране, — продолжает Аждар Куртов. — То, что правоохранительные органы отдавали оружие бандитам, а иногда и сами становились участниками погромов, — это уже обвинение нынешним властями и обвинение куда более серьезное, чем обвинения узбеков в разжигании межнациональных столкновений».

По словам эксперта, в южных регионах именно узбеки составляли костяк государственных и правоохранительных органов, но эти узбеки — граждане Киргизской Республики и фактически это один из народов, образующих государство. Узбеки имели полное право ставить вопрос, например, и о втором государственном языке — узбекском. «Но киргизы этого не хотят признавать, у киргизов есть исторические фобии к узбекам», — считает Куртов. По его мнению, и сейчас «титульная нация в Киргизии заражена национализмом».

Очевидно, что в любом конфликте, в частности в киргизском, основную долю вины за случившееся должны взять на себя государство и власть, какой бы слабой на тот момент последняя ни была. Именно власть отвечает перед всеми гражданами страны за их безопасность, и именно она должна признать свои ошибки. Но, считает Куртов, «значительная часть главных «апрельских» революционеров в Киргизии исповедуют националистические взгляды».

Бесспорно, для того чтобы вытащить страну из политико-экономической ямы, в которой она сейчас находится, недостаточно усилий только мирового сообщества. Населению страны нужно отбросить прочь вековые фобии и разногласия. Народ уже проголосовал за переход к парламентской форме правления в республике. Поэтому, прежде всего, киргизская элита во главе с сильным лидером, каковым, несомненно, является Роза Отунбаева, должна продемонстрировать свою способность к покаянию после кое-как достигнутого видимого национального примирения.

Без покаяния невозможно движение вперед и вытягивание страны из ямы феодальности, клановости, трайбализма и сопутствующей им нищеты, сопряженной с вечной социальной нестабильностью. К сожалению, пока этого не наблюдается. Даже отдельные примеры с комиссиями по расследованию межэтнических столкновений демонстрируют не желание власти взять на себя ответственность, но непременно найти виновного.

Более того, как полагает эксперт Аждар Куртов, «в условиях развернувшейся в преддверии парламентских выборов борьбы за электорат эти доклады могут быть использованы в целях компрометации политических конкурентов».

Дмитрий ПАНОВКИН

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня