Гроссмейстер

Post navigation

Гроссмейстер

Фарид Мухаметшин объявил, что в Госсовете Татарстана создается рабочая группа по изменениям в Конституции Татарстана. Изменения планируются фундаментальные, Мухаметшин сообщил, что группа предполагает работать полтора года, и изменения будут внесены только после президентских выборов в России весной 2012 года. 

То есть наш председатель Госсовета РТ еще не знает, кто из дуумвиров будет баллотироваться в президенты России и какие изменения нужно вносить, творчески видоизменяя их к прилагаемым политическим обстоятельствам, по жесткому путинскому варианту или более мягкому медведевскому. Татарстану и председателю Госсовета РТ явно милее медведевский вариант, он скорее всего не так примитивно унитарен по сути. Но решения Конституционного суда РФ о том, что республики в составе России не могут обладать суверенитетом, никто не отменял.

Второй пакет важных изменений касается ликвидации названия «президент республики». В Государственной думе уже состоялось первое чтение законопроекта о запрете главе региона называться «президент республики». Инициирован этот законопроект был в основном нерусскими депутатами от республик, данный факт красноречив и неслучаен. Радует, что депутатов от Татарстана в числе инициаторов «антипрезидентского» законопроекта не было. Конечно, речь идет не просто о смене названия. Сейчас президент РТ по Конституции — глава государства, стоит над исполнительной и законодательной властью, он, например, может не подписать закон, принятый Госсоветом РТ, и отправить его на доработку. Перестав быть президентом, он становится только главой исполнительной власти, низводится до премьера и лишается права на контроль над законодательством и парламентом. Его делом становится исполнять принятые Госсоветом законы.

Конечно, формально можно ссылаться на Договор о разграничении полномочий РТ и РФ и даже поднять вновь вопрос о возвращении к системе прямых выборов главы республики. Система назначений глав регионов была в свое время введена временно в ответ на рост терроризма. Но сейчас отказываться от нее федеральная власть не собирается, считая, что без системы назначения в России начинают проявляться элементы хаоса и смуты. Кроме того, все более возможным, особенно после переписи населения, становится факт присоединения к Татарстану Ульяновской и Кировской областей. Вероятное название при этом — Казанский край, население края составит примерно 6 миллионов человек, доля татар составит, вероятна 35%. Федеральные власти неизбежно все более свыкаются с мыслью о необходимости как-то мягко реформировать сталинскую систему административно-национального деления, оставшуюся в наследство от СССР. Почему этот процесс будет ускоряться, и если к власти в 2012 году придет вновь Владимир Путин (то есть будет избран президентом России на два срока до 2024 года), он практически неизбежен? Административно-национальное деление, считают в Москве, провоцирует сепаратизм и чисто административное деление, аналогичное североамериканскому или немецкому, объективно будет, наоборот, приглушать сепаратистские тенденции.

Недавно в Волжско-Уральском военном округе был проведен религиозный опрос среди солдат-срочников. Поводом послужило решение создать в Российской армии корпус военных священников. Естественно встал вопрос о том, какое число солдат придерживается различных религии. Во время переписи, кстати, вопрос о вероисповедании выпал из числа вопросов, в то время как во многих цивилизованных странах он является основным. К сожалению, не было сообщено, сколько солдат объявило себя атеистами, но стало известно, сколько солдат в округе приблизительно заявило о своей религиозной принадлежности. Впрочем, известна поговорка «в окопах все верующие», обстановка службы в Российской армии неизбежно провоцирует рост интереса к религии, слишком велика вероятность вернуться оттуда инвалидом. Эти данные произвели эффект разорвавшейся бомбы, потому что 60% солдат объявили себя мусульманами, 30% — православными, 10% — не православными христианами (католиками и протестантами).

Впервые стало известно, что в целом военном округе насчитывается такое огромное количество солдат, исповедующих ислам. Как такое оказалось возможным? Зарубежные СМИ приводят объяснение: во-первых, на Северном Кавказе рождаемость среди мусульман в среднем в два с лишним раза выше, чем среди русских семей.

Во-вторых, идет большой приток иммигрантов-мусульман в Россию из бывших советских республик Средней. Азии (в Москве, например, более 2 миллионов мусульман). В-третьих, из-за безработицы на Северном Кавказе, достигающей 70% среди молодежи, там дают взятки, чтобы молодой человек был призван в армию, в то время как в русских семьях дают взятки, чтобы молодой человек не ушел в армию. Призывники-мусульмане более позитивно настроены к службе в армии. В-четвертых, подавляющее количество русских идет в вузы, что дает отсрочку от армии, в то время как образовательный уровень среди иммигрантов из Средней Азии и среди населения Северного Кавказа ниже. В-пятых, военно-морской флот, ВДВ, авиация, стратегические ракетные войска, космические войска, как пишут зарубежные СМИ, не афишируя, проводят конфессиональную дискриминацию, «не призывая в свои войска солдат, принадлежащих к мусульманскому меньшинству, принимая во внимание те проблемы, которые они создают». Как следствие, солдаты, принадлежащие к национальностям мусульманской веры, направляются в пехотные войска.

Если в Уральско-Волжском округе 60% солдат — мусульмане, то это говорит о том, что с ростом экономического развития мусульманских республик Поволжья они неизбежно будут требовать большей самостоятельности и применить угрозу силой подавить это «сепаратистское» стремление было бы. опасной утопией. Сталин в свое время планировал выселить в 1944 году татар с Волги вслед за крымскими татарами из Крыма, но расчеты показали, что в действующей армии в Великой Отечественной войне около 10% были татары, это могло привести к резкому ослаблению боеспособности армии, и генералиссимусу пришлось отказаться от этой бредовой идеи.

Современная концентрация мусульман среди солдат в Волжско-Уральском округе ставит проблему увеличения офицеров- мусульман, создания мусульманских военных формирований. При этом притязания мусульманских республик будут основаны на реальной силе, которая стоит за ними. То есть неизбежно нужно готовиться к новому витку (и более мощному) «мусульманской суверенизации». Можно прогнозировать, что лидером нового парада «суверенитетов» вновь станет Татарстан. С этой точки зрения ликвидация в республиках поста президента является скорее всего результатом долговременного «закрытого» геополитического прогноза развития России. Но это жесткий «полусиловой» неумный ответ на мусульманский вызов, явно конфронтационный. Попытки централизации мусульманского духовенства, разрабатываемые федеральным центром, аналогично часть федерального российского ответа на мусульманский вызов.

Расслоение в армии на православное офицерство, православные элитные войска и второсортные «мусульманские войска» создает глубокие внутренние «системообразующие» проблемы. При этом такие акции, как «русский марш», при все большей мусульманизации Российской армии выглядят откровенно провокационными и ксенофобскими.

России нет иного выхода, как создавать поликонфессиональную либеральную страну, а еще конкретнее — православно-мусульманскую демократическую страну, иначе Россия обречена на распад ввиду крайней сложности взаимодействия исламского и православного мира на авторитарном милитаристском пространстве. Это взаимодействие в истории России всегда происходило при доминировании православия и подчиненности ислама, в то время как на сегодня актуальной становится задача равноправного развития. С этой точки зрения опыт Татарстана становится для России бесценным. Татары в России — наиболее комплиментарный к русским «большой народ».

К тому же они как природные государственники сейчас все более начинают играть в России роль стержня новой русской государственности (как в свое время варяги, немцы). Важно, чтобы эта государственность не была для татар имперской, а демократической. Имперскую государственность татары не примут, вынуждены будут с ней бороться, демократическая государственность России вполне их устроит ввиду того, что татары не вписываются в мелкие рамки небольшой республики, являются геополитическим, «россиеобразующим» народом, изначально склонным к западному демократизму.

Рашит Ахметов

etatar.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня