Жизнь, посвященная музыке

Post navigation

Жизнь, посвященная музыке

К 100-летию со дня рождения Ильяса Бахшиша

 

Жизнь каждого человека имеет начало и конец. Но время не стоит на месте, и жизнь человека продолжается в его детях, внуках – носителях генеалогической  информации, в чьей памяти навсегда остаются наиболее яркие фрагменты совместного общения.

 

Ильяс Бахшиш (1913 – 2000 гг.) – одаренный музыкант, талантливый композитор, автор множества музыкальных произведений различных жанров и форм, активный общественный деятельЭльзара-ханум Бахшиш – старшая дочь композитора, внешне удивительно похожа на отца. Глубокий задумчивый взгляд светлых глаз, необыкновенно красивая правильная речь сразу располагают к этой по-настоящему интеллигентной очаровательной женщине, излучающей безграничное обаяние и душевную теплоту. Никто так хорошо не может знать человека, как его близкие.

 

Тем и ценны и содержательны воспоминания Э. Бахшиш об отце, в чьей судьбе, подобно его музыке, мажорная тональность неожиданно сменялась минорной, басы чередовались  высокими тонами. Но прежде — о судьбе самой Эльзары-ханум, не менее интересной и содержательной.


Мелодия судьбы Эльзары

 

Старшая дочь И. Бахшиша родилась в довоенном  Акмесджиде (Симферополе) в 1 роддоме. Семья проживала на улице Кантарной (ныне Чехова), в 1940 г. после присвоения Ильясу Бахшишу звания «Заслуженный деятель искусств Крымской АССР» ему на улице Жуковского в Доме специалистов была выделена квартира, куда вскоре переехала вся семья. В 1944 г. в результате депортации крымских татар семилетняя Эльзара с мамой и младшей сестрой попали в один из кишлаков Чинабадского района Андижанской области (Узбекистан). Чужбина безрадостно встретила новых поселенцев, невольно оказавшихся в тех краях – в условиях невыносимой жары, голода крымские татары семьями умирали от различных болезней.

 

Имя этого человека золотыми буквами вписано в историю крымскотатарской культуры. Рожденный на этой благословенной земле, прожив нелегкую жизнь, разделив участь своего многострадального народа, он все же вернулся на родину предков и обрел здесь вечный покой… 

 

Ильяс Бахшиш (1913 – 2000 гг.) – одаренный музыкант, талантливый композитор, автор множества музыкальных произведений различных жанров и форм, активный общественный деятель — оставил глубокий след в искусстве крымских татар. Он — основатель крымскотатарского ансамбля «Хайтарма» в Узбекистане (1957 г.), музыкально-драматического театра в Крыму (1989 г.). 

 

И.Бахшиш считается одним из основоположников крымскотатарской симфонической музыки (одно из крупнейших и наиболее известных его произведений – «Татарская рапсодия»), автор известных и любимых в народе произведений в песенном жанре, работавший с такими именитыми поэтами, как Б. Чобан-заде, Э. Шемьи-заде и др.  («Булутлар», «Кель, Рустемим», «Зера, Зера» и т.п.). Кроме того, им написана музыка к многочисленным спектаклям – «Арзы къыз», «Алтын бешик», «Бахчисарайский фонтан» и др.


По иронии судьбы в том же районе в это же время проживал композитор Яя Шерфединов, который в годы войны был эвакуирован в Узбекистан. Узнав о том, что Эсма Бахшиш с двумя детьми прозябает в кишлаке, он пригласил ее в недавно организованный им самодеятельный ансамбль и таким образом помог семье выжить в условиях голода и нищеты.

 

«Мама не имела никакого музыкального образования, но от природы очень красиво пела и танцевала, — говорит Эльзара-ханум, — я помню, как мы ходили из одного кишлака в другой, давали небольшие концерты и как могли старались поднимать дух обездоленного народа, за это нам давали пищевой паек». Крымские татары радовались, услышав родные песни, и со слезами на глазах аплодировали артистам. Маленькую Эльзару тоже записали участницей ансамбля, чтобы мама могла и на нее брать паек. Таким образом семье удалось спастись от голода. Через некоторое время Я. Шерфединов помог им перебраться в райцентр.


О главе семьи так ничего и не было известно, только то, что в 1943 г. вместе с артистами татарского драмтеатра он был угнан гитлеровцами в Германию. Вскоре актеры не по своей воле оказались в Румынии. И лишь спустя некоторое время И. Бахшиш нашел свою семью, которая уже проживала в г. Андижане.

 

Вскоре он уехал в г. Ленинабад (Таджикистан), где оказались артисты драмтеатра. Эсма-ханум работала в Андижанском театре костюмершей, своего жилья не было, мать с дочерьми вынуждена была снимать угол в комнате у одной многодетной семьи. Это было время, когда семья голодала, и они переехали к отцу в г. Ленинабад, где Эльзара пошла в первый класс.

 

Вскоре И. Бахшиша перевели в г.Фергану, где он работал в театре музыкальным руководителем одновременно и узбекской, и русской трупп. У младшей дочери Лили были признаки тяжелейшего рахита, постоянно болели глаза, и их с Эльзарой положили в глазную больницу г. Ферганы, где на протяжении трех месяцев старшая сестра ухаживала за младшей. Лилю подлечили, и мама забрала ее к себе в Ленинабад, а Эльзара осталась в Фергане с отцом, продолжала учебу в школе. После интенсивных занятий с педагогом она экстерном сдала программу третьего класса и перешла в четвертый. Затем вернулась к маме в Ленинабад. «Здесь с нами жили сестра отца и бабушка, которая до конца своих дней была рядом с нами, — говорит моя собеседница, — но дедушку я не помню, поскольку мне был всего годик, когда он умер».


После окончания седьмого класса Эльзара решила поступать в медицинский техникум, хотя в душе мечтала стать музыкантом – идеальный образ отца-композитора она всегда хранила в своем сердце. Через три года, успешно окончив техникум, в 1952 г. она без экзаменов поступила в мединститут г. Душанбе. Время было тяжелое, маме было нелегко содержать студентку и растить вторую дочь. Эльзаре пришлось рассчитывать только на свою стипендию. Но молодой, красивой девушке, конечно же, хочется хорошо выглядеть, иметь модный гардероб. Поэтому, будучи студенткой третьего курса, она устроилась на работу в детский костно-туберкулезный диспансер ночной нянечкой. И только тогда она смогла позволить себе купить то, чего до этого у нее никогда не было – пальто, сапожки, туфли и т.п.

 

«Но на свою первую зарплату я сначала купила маленький радиоприемник, — вспоминает Эльзара-ханум, — вечерами мы с сестрой с большим удовольствием слушали концерты, различные интересные радиопрограммы, которые были очень популярны в то время, и подолгу, иногда до поздней ночи, засиживались за приемником». Музыка всегда занимала особое место в ее душе, это было от папы. Вот они, гены, – великая сила! Наверно, поэтому при выборе спутника жизни для нее приоритетным был именно этот критерий и ее избранником стал музыкант-скрипач.


После окончания института Эльзара стала детским офтальмологом. Вышла замуж, родила дочь. Устроилась на работу в республиканский трахоматозный диспансер в г. Душанбе, но прежде успешно сдала экзамен, поскольку сразу на работу туда никого не брали. Снискала уважение главного врача и коллектива, через полгода стала заведующей отделением, все в ее жизни складывалось удачно. Но вскоре муж настоял на переезде в Фергану, куда его переводили по работе, к тому же там жила его сестра. Пришлось уступить его просьбам, хотя главврач долго не хотел отпускать такую усердную сотрудницу. Но и здесь Эльзаре повезло – в очередной раз судьба была благосклонна к ней. Сразу по переезде она устроилась на работу в ту самую глазную больницу, где когда-то лечилась ее сестра. К тому времени она уже оперировала, успешно лечила, и ей удалось быстро освоиться на новом месте.


Прошло три года. И вот семья вновь решается на переезд, на сей раз в хлебосольный Ташкент. Эльзару берут на работу в республиканскую глазную больницу, где на протяжении 13 лет она заведует детским отделением. В 1969 году ее назначают внештатным главным специалистом по детской офтальмологии Минздрава Узбекской ССР. Вскоре в Ташкенте построили большую детскую больницу на 850 коек. Она настояла на открытии при нем большого детского глазного отделения на 60 мест. Сама хлопотала, организовывала. К этому времени она часто ездила на различные конференции в Москву — круг профессионального общения расширялся, и столичные коллеги помогли решить ей этот вопрос. И сегодня без преувеличения можно сказать, что Республиканский детский глазной центр Узбекистана своим открытием обязан именно этой женщине — Эльзаре Бахшиш. Проработав в нем 13 лет, она ушла на пенсию и решила переехать на родину предков. Это были 1990-е годы. Ильяс Бахшиш уже жил и работал в Крыму.


Воспоминания о композиторе


«Так сложилось в нашей жизни, что с папой я жила мало, — рассказывает  Эльзара-ханум, — но я очень любила его и тяжело переносила длительную разлуку с ним, особенно в детском возрасте». Он жил в своем мире, не подпуская близко никого, даже собственных детей — некая стена, через которую никто не мог проникнуть, словно служила ему своего рода укрытием от всех и вся. И в этой внутренней творческой лаборатории рождалась Ее Величество Музыка. Людям, далеким от творчества, этого было не понять, но близкие И. Бахшиша всегда с пониманием относились к его работе. «Таким я его и запомнила – весь в работе, вся жизнь в трудах, — говорит Эльзара-ханум, — и тем редким минутам кратковременного общения, которые иногда перепадали, я радовалась, словно ребенок».


Человек предполагает, планирует, а жизнь вносит свои коррективы. Ситуации бывали разные, но на протяжении всей жизни дочь старалась не прерывать связи с отцом. Там, в Узбекистане, каждый был занят своей работой – отец писал музыку, дочь лечила детей. Годы сменяли друг друга с молниеносной быстротой…


В 1989 г. Ильяса Бахшиша приглашают в Крым для возрождения крымскотатарского театра, художественным руководителем которого он проработал до 1994 г. Возраст был солидный, надо было беречь здоровье, но И. Бахшиш, давно будучи на пенсии, не прерывал связи с театром, ансамблями.


Музыкант Дилявер Бекиров, много лет проработавший с композитором, так вспоминает о нем: «Я с самого раннего детства был знаком с этим именем, поскольку мой отец Мамут Бекиров до войны работал с Ильясом Бахшишем в Радиокомитете. С 1982 г., когда я устроился работать в «Хайтарму», мне посчастливилось лично познакомиться с этим талантливейшим человеком, а в 1989 г. он предложил мне ехать с ним в Крым создавать крымскотатарский театр, где я впоследствии исполнял должность директора-распорядителя. На протяжении всего времени общения и работы с И. Бахшишем я неоднократно убеждался в том, что он был действительно выдающимся композитором, прекрасным педагогом, замечательным музыкантом».


Все дети Ильяса Бахшиша, за исключением Эльзары-ханум, по окончании Ташкентской консерватории получили высшее музыкальное образование. Дочь Лиля окончила факультет «Хоровое дирижирование», много лет работала преподавателем в музыкально-педагогическом училище г. Ташкента, ныне с детьми и внуками проживает в Акмесджиде. Сын Эскендер – талантливый музыкант-альтист, несколько лет работал в ансамбле «Хайтарма», в 1989 году переехал в Крым. К сожалению, три года назад после продолжительной болезни он скончался. Дочь Гульнара – пианистка, окончила аспирантуру при Ташкентской консерватории, преподавала на кафедре 13 лет. Сейчас живет в Акмесджиде, работает в музыкальном училище. В течение шести лет преподавала в консерватории Сельджукского университета (г. Конья, Турция). Среди внуков И. Бахшиша лишь дочь Эльзары-ханум Гульнара – музыкант, окончила консерваторию по классу «Теория музыки». Таким образом, преемственность поколений  в этой музыкальной династии сохранилась.


Последние годы жизни И. Бахшиша были тяжелые. В 1998 г. резко пошатнулось здоровье после того, как однажды, выходя из троллейбуса, он оступился, упал и получил перелом шейки бедра. В таком почтенном возрасте это серьезная травма. «Я чувствовала, что отец хочет, чтобы я была рядом, — говорит Эльзара-ханум, — как могла я старалась помогать ему, снабжала лекарствами, но быть постоянно рядом не могла, так как у меня тоже семья, свои заботы, да и здоровье не позволяло».


Ильяс Бахшиш всегда мечтал: «Вот дожить бы до 2000 года, интересно, что будет дальше?» До 2000 года он дожил, но не пережил его — летом сердце композитора перестало биться. «Меня глубоко возмущает тот факт, что отца не привезли попрощаться в его родной театр, — сетует дочь, — ведь столько сил, здоровья и времени он отдал ему». Похоронили И. Бахшиша в Акмесджиде, и вот уже тринадцать лет его нет среди нас, но его музыка, песни живы в сердцах сотен, тысяч людей, жива память об этом замечательном человеке и композиторе с большой буквы, достойном сыне своего народа.


Удостоен звания «Почетный крымчанин», наряду с другими почетными крымчанами в здании Верховного Совета Крыма в честь композитора установлена мемориальная табличка.


Вместо послесловия


К 95-летию со дня рождения отца Эльзара-ханум организовала в Акмесджиде концерт из симфонических произведений И. Бахшиша. Этому событию также была приурочена выставка, проведенная совместными усилиями ее и сотрудников Крымскотатарского музея искусств. В том же 2008 г. она издала книгу вокальных произведений композитора «Сайлама вокал эсерлери», этому предшествовала долгая кропотливая работа в архиве в течение двух лет.

 

Кроме того, по ее инициативе в 2004 г. была выпущена книга «Крымскотатарские народные песни», которую еще при жизни планировал издать сам композитор (рукопись после его смерти хранилась у дочери). Будучи уже в преклонном возрасте с пошатнувшим здоровьем, Эльзара-ханум и сегодня продолжает работу по увековечиванию памяти отца. Вот оно — истинное подтверждение дочерней любви к отцу, наглядный пример настоящего уважения к его творчеству. Не на словах, а на деле.

 

 Зельфира МУТАЛУПОВА,

Газета «Голос Крыма»

№ 12 (1002) от 22.03.2013 г.

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня