Ваххабизм стал одним из факторов распада Османской империи

Post navigation

Ваххабизм стал одним из факторов распада Османской империи

В начале 18 века в Османской империи, в частности в Аравии, образовались новые силы, которые выступили против центральной власти.

 

Ваххабизм стал одним из факторов распада Османской империиПроцесс перехода кочевой знати в ряды оседлого населения в Аравии происходил постоянно. При этом можно было наблюдать разнообразные формы взаимоотношений аристократии с племенами и оседлым населением, различный образ жизни и различное поведение в быту.

 

Могущественные шейхи племен или конфедераций племен могли устанавливать контроль над оазисами или группой оазисов. Но при этом бывало, что племенная верхушка сохраняла бедуинский образ жизни и оставалась по преимуществу сословием кочевых шейхов.

Г. Филби, утверждал, что уже в начале 18 в. Эд-Диръия (оазис-территория-А.М.) была одним из претендентов на господство не только в Неджде, но и во всей Аравии (1).

Эд-Диръия только-только выходила из периода внутренней неустойчивости, смут и борьбы за власть внутри правящей знати. Убийства и предательства следовали одно за другим, пока, наконец, во втором десятилетии эмиром оазиса не стал Сауд ибн Мухаммед ибн Микрин, основатель династии Саудидов, которые считают свою генеалогию самым многочисленным и могущественным племенем Центральной и Северной Аравии — аназа (2).

В июне 1725 г. Сауд ибн Мухаммед ибн Микрин умер, и после его смерти верховенство в оазисе отчаянно оспаривали несколько соперников (3).

А в это время в другой части Неджда правители Аяйны были заняты войной с соседями — Манфухой и Садиком, а также с окрестными племенами бедуинов. Военные действия не выходили за рамки рейдов местного значения. В 1725/26 г. Аяйну опустошила эпидемия холеры (4). Удар, постигший ее, оказался настолько тяжелым, что она на многие годы отказалась от борьбы за преобладание в Центральном Неджде.

Этим воспользовался Зайд, пришедший к власти в Эд-Диръие, который в следующем году выступил против обезлюдевшего оазиса (5). Эмир Аяйны Мухаммед ибн Муаммар выразил готовность подчиниться ему, но, заманив диръийцев к себе в дом, убил Зайда. Мухаммеду ибн Сауду с группой воинов удалось спастись. Он и стал эмиром Эд-Диръии (6).

Основатель религиозного и общественно-политического течения в Аравии, названного ваххабизмом, родился в Аяйне в 1703/04 г. в семье богослова (6). Его отец, Абд аль-Ваххаб ибн Сулейман, мусульманский судья (кади), был первым учителем своего сына. Его брат, Сулейман ибн Абд аль-Ваххаб, рассказывал летописцу Ибн Ганнаму, что в детстве будущий основатель нового мусульманского течения проявил большие способности и выучил Коран, не достигнув десяти лет. Мальчик познакомился с толкованием Корана (тафсиром) и преданиями о жизни пророка (хадисами). В 15 лет Мухаммед уже достиг зрелости, и Абд аль-Ваххаб женил его.

После женитьбы Мухаммед с разрешения отца совершил паломничество в Мекку. В последующие годы он два месяца провел в Медине и вернулся домой. Много путешествовал по «соседним странам», побывал несколько раз в Хиджазе и Басре, затем жил в Эль-Хасе (7).

Когда Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб находился в Басре, он «проповедовал свое учение» знати и другим людям, но был изгнан». По пути из Басры в Эз-Зубайр он едва не погиб от жажды, но был спасен одним из жителей Эз-Зубайра (8).

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб затем жил некоторое время в Эль-Хасе у богослова Абдаллаха ибн Абд аль-Латыфа. Он намеревался совершить путешествие в Сирию, но у него не хватило денег, и тогда он направился в Хураймалу, оазис в Неджде. В 1726/27 г. сюда переселился его отец Абд аль-Ваххаб из-за ссоры с новым правителем Аяйны, захватившим власть после смерти прежнего эмира — покровителя богослова (9). В Хураймале Мухаммед с новой энергией стал проповедовать свои идеи и даже спорил с отцом. Он провел в оазисе несколько лет. В этот период им была написана «Книга единобожия». «Дело шейха, — писал Ибн Ганнам. — прославилось по всему Ариду — в Аяйне, Эд-Диръии, Манфухе… Люди разделились на его врагов и друзей…» (10).

В 1740/41 г. умер Абд аль-Ваххаб, и Мухаммед, стал кади вместо отца. Хураймала в то время была поделена между двумя подразделениями одного племени, возможно независимых друг от друга. Проповеди Мухаммеда вызвали недовольство части жителей оазиса. «В Хураймале жили абды, принадлежавшие одному из подразделений. Они были известны своим развратом. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб захотел обратить их в свое учение. И решили тогда абды убить шейха», — пишет Ибн Бишр (11). Мухаммед случайно спасся и был вынужден бежать в Аяйну(12).

Как сообщается в «Блеске метеора», Мухаммед отправился в путешествие 37 лет от роду (по лунному календарю). Он провел примерно шесть лет в Басре, пять лет в Багдаде, около года в Курдистане, два года в Хамадане (Иран). В начале правления Надир-шаха он перебрался в Исфахан, где пробыл семь лет, жил в Куме и других городах, полгода — в Халебе (Сирия), год — в Дамаске, некоторое время — в Иерусалиме, два года — в Каире; затем добрался до Мекки, возвратился в Неджд, полтора-два года провел в Йамаме, в 1150 г. от р. х. (1737/38 г.) обосновался в Аяйне.

Долгие путешествия Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения. У него была возможность познакомиться с культами и верованиями Аравии и соседних стран, определить свое отношение к ним, изучить богословские науки, толкование Корана, хадисы и комментарии к ним и сформировать свои доводы для создания своего учения. Оно стало выразителем, которые стали определённой линией в исламе.

 

В то же время официальным направлением ислама в Османской империи был ханифизм, самый гибкий из четырех школ, хотя признавались и другие ортодоксальные толки. Окончательное оформление религиозной системы здесь относится к XV — XVI вв. Османский султан присвоил себе титул халифа, т.е. духовного главы всех мусульман, укрепив тем самым свой авторитет. Bce оттенки ислама в Аравии мирно уживались с культом святых, широко распространенным по всему полуострову, и даже с пережитками идолопоклонства .

Ибн Бишр писал: «Причина распространения многобожия в Неджде заключалась в том, что вместе с бедуинами, когда они останавливались в оазисах для сбора плодов, приходили мужчины и женщины, лечившие жителей оазисов, если кто-либо из них заболевал. Оседлые приходили к лечащему из бедуинов и просили у него лекарства от болезни. Им говорили: принесите в таком-то и таком-то месте такую жертву, потом съешьте из нее такую-то часть, а такую-то выбросьте. Может быть, с соизволения Аллаха вы выздоровеете. Это стало повторяться часто» (13). Арабы в те времена совершали жертвоприношения духам (джиннам) и просили у них избавления от болезней, сообщал внук Мухаммеда Абдуррахман ибн Хасан (14).

Итак, в Аравии накануне появления ваххабизма была широкая гамма цветов и оттенков ислама — от ханбалитов через ортодоксальных суннитов других толков к зейдитам, шиитам и ибадитам. Широко распространился культ святых; а рядом, переплетаясь с исламом или подменяя его, существовали до мусульманские религиозные верования и культы — идолопоклонство, поклонение солнцу, анимизм, фетишизм, культ предков. Таково было духовное наследие, на основании которого складывались взгляды жителей Османской империи

Особое отношение было у Абд аль-Ваххаба к Пророку Мухаммеду — основателю ислама. Они считали его обыкновенным человеком, которого Аллах выбрал для пророческой миссии. Но его нельзя обожествлять, ему не следует поклоняться, у него ничего нельзя просить. Нельзя поклоняться его могиле, однако ее можно посещать без каких-либо просьб. К нему нельзя взывать о помощи. У Мухаммеда нельзя просить никакого заступничества. Однако в Судный день он может выступить заступником перед Аллахом за мусульман. Места, связанные с жизнью Мухаммеда, нельзя делать объектом поклонения (15).

Ислам, по мнению Абд аль-Ваххаба, имел своими источниками только Коран и сунну. Он признавал четырех имамов, основателей правоверных школ суннизма (16), а также Таки ад-Дина ибн Таймийю и Ибн аль-Кайима (14 в.), но фактически отвергали теорию и практику богословов, принадлежавших ко всем последующим поколениям.

Выступая в принципе против «новшеств», доводя до крайности положения ханбализма, ваххабиты отвергали религиозно-правовую школу Османской империи — ханифизм. Можно сказать потому, что ваххабиты восставали против той формы ислама, которая существовала в Османской империи.

Когда Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб переехал в Аяйну в 1740/41 г., он поспешил завоевать расположение тамошнего эмира и подданного Османской империи — Османа ибн Хамада ибн Муаммара. Я хочу, чтобы ты занялся распространением «Нет божества, кроме Аллаха», — сказал он ему, по сообщению летописца. Это предложение эмир принял. Вскоре семейства Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаба и правителя Аяйны породнились» (17).

Для практического осуществления толкования ваххабизма они принялись уничтожать местные объекты «поклонения». Ибн Абд аль-Ваххаб собственноручно срубил дерево, которое в той местности почиталось священным (18).

После этого в оазисе произошел случай, который с восторгом будут описывать последующие проваххабитски настроенные арабские историки. В Аяйне была женщина, которая совершила прелюбодеяние, и Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб, буквально толкуя свое учение, приказал побить ее камнями. «Вышли правитель Осман и группа из последователей Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба и били ее камнями, пока она не умерла. И первый камень бросил упомянутый Осман, — писал Ибн Ганнам. — Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб приказал омыть ее, завернуть в саван и прочитать молитву» (19).

Это было уже серьезным событием. Весть о нем разнеслась по окрестностям, приведя в ужас тех, кто, по мнению Ибн Ганнама, якобы отошел от истинного мусульманства (20).

Сообщение об этом дошло до «правителя Эль-Хасы, Эль-Катифа и окрестных кочевников». Эмир Эль Хасы Сулейман аль-Хумайди приказал Осману убить Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаба, а в случае отказа пригрозил отрезать снабжение продовольствием и одеждой и лишить его доходов (21). Аяйна находилась от него в какой-то зависимости. Во всяком случае, через порты Эль-Хасы шла часть ее торговли. Кроме того, в Эль-Хасы у эмира Аяйны были пальмовые рощи и другая собственность, с которых он получал доходы.

Причину действий Сулеймана аль-Хумайди можно объяснить давлением на него центральной власти через своих местных улемов, подрывавших их позиции в этой части Османской империи. И еще среди населения Эль-Хасы были шииты, резко враждебные ваххабизму. Кроме того, видимо, вождь Сулейман аль-Хумайди опасался растущей мощи ваххабитов, видя в них угрозу для целостности империи . Однако эмир Аяйны не решился или, быть может, не захотел расправиться с влиятельным Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххабам и выслал его (22). Не исключено, что эмир Аяны Осман ибн Муаммар надеялся переждать некоторое время, а затем вернуть его обратно.

Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаба обосновался в Эд-Диръии в 1744/45 г. В этом оазисе у него была группа последователей, среди которых находились два брата местного эмира Мухаммеда ибн Сауда, а также жена эмира. Поэтому он остановился у одного из своих последователей и немедленно установил связи с правителем Эд-Диръии. Братья эмира и жена местного эмира способствовали их сближению (23).

С момента переезда в Эд-Диръию жизнь Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаба уже была неотделима от судеб Диръийского эмирата и в будущем от государства Саудидов. Когда Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб обосновался в Эд-Диръии, Ибн Сауд не мог обеспечить ближайших последователей даже питанием (24).

Но (знамя) слава нового течения в Исламе придавала вес и авторитет диръийскому эмиру, которого недждийские летописцы стали называть имамом. Он считался главой мусульман, т.е. всех примкнувших к ваххабизму, а на молитве стоял впереди верующих. И с этим основа турецкого могущества — Ханифизм (основа мусульманского права Османский империи) на Аравийском полуострове неумолимо стала разрушаться.

Неизменными союзниками диръийцев против центральной власти были воины Аяйны во главе с Османом ибн Муаммаром. Первые годы объединенными силами даже командовал эмир Аяйны. Осман ибн Муаммар даже породнился с Саудидами, выдав дочь замуж за Абд аль-Азиза ибн Мухаммеда. (Их сын Сауд, при котором саудиды достигнут зенита могущества, родился в 1748 год) (25).

Но через некоторое время Эмира Аяйны обвинили в том, что он вступил в тайную переписку с новым правителем Эль-Хасы Мухаммедом ибн Афаликом и готовил измену. В июне 1750 г., после пятничной молитвы, он был убит ваххабитами — жителями своего оазиса. Новым правителем Аяны стал его родственник Мишари ибн Ибрагим ибн Муаммар (26).

Но основными соперниками Саудидов пока оставались правитель Эль-Хасы Мухаммед ибн Афалик и Даххам ибн Даввас, эмир Эр-Рияда. Общее укрепление власти и влияния дома Саудидов привело к тому, что в 1788 г. Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб обеспечил Абд аль-Азизу Сауду наследственное право на трон. Абд аль-Азиз Сауд взял на себя задачу привести к присяге города и провинции государства (27). Провозглашение Абд аль-Азиз Сауда наследником престола укрепляло династию Саудидов, так как обеспечивало более безболезненный переход власти от эмира к его сыну.

Опираясь на ресурсы Центральной Аравии, Эд-Диръийцы начали успешное продвижение во всех направлениях: на восток и северо-восток — в Эль-Хасу и Нижний Ирак, на запад — в Хиджаз и к границам Сирии.

Осенью 1788 г. на стороне Эд-Диръийцев сражались уже некоторые подразделения племени бану — халид. Вождем всех бану — халид стал союзник Эд-Диръии Зайд ибн Арайар. Эль-Хаса в целом, однако, была еще далеко не усмирена (28).

В 1791/92 г. Сауд взял Эль-Катиф, но в разгар войны Эль-Хасы, в 1792 г., умер основатель ваххабитского движения, Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. Как отмечал Ф. Манжен, «он в высшей степени обладал искусством убеждать и покорял сердца своими выступлениями» (29).

После смерти Мухаммеда муфтием Эд-Диръии стал его сын Хусейн, который был почти слепым, а затем — другой сын, Али.

Осенью 1793 г. Сауд с большими силами направился в Эль-Хасу.

Абд аль-Азиз вместе с сыном Саудом и его сподвижниками в 1796 г., захватил Эль-Хасу. Был назначен эмиром этих земель Наджима, а он — человек из простонародия Эль-Хасы — вот так описывал Ибн Бишр (30).

А в это время в духовной столице Османской империи в Мекке шла напряженная внутренняя борьба.

Власть шерифа Мекки Мусаида, правившего с 1752 по 1770 гг. была непрочной. К концу его правления над Меккой нависла угроза потери широкой автономии, которой она пользовалась в Османской империи.

В начале 1770-х годов Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб и Абд аль-Азиз вели переписку с шерифом Мекки и обменивались с ним подарками. После междоусобной борьбы в 1773 г. Мусаид быль сломлен и был отстранён, а новым шерифом Мекки стал Сурур. После прихода к власти Сурура Абд аль-Азиз послал ему в знак дружбы ценные подарки (31).

Однако в 1788 г., вскоре после смерти Сурура, шерифом Мекки стал молодой Галиб ибн Мусаид.

Первоначальные планы Галиба в отношении ваххабитов были неизвестны. До тех пор, когда после требования османского султана в 1790/91 г. шериф Мекки направил против ваххабитов десятитысячное войско с 20 пушками под командованием своего брата. Позднее во главе похода стал сам Галиб. Но попытки завладеть укрепленными оазисами Неджда (оазис Саудитов — А.М) были тщетными, и его союзники — некоторые бедуинские племена — покинули шерифа. С основным ядром войск он вернулся в Мекку. Летом 1791 г. Сауд в районе Джебель-Шаммара нанес сокрушительное поражение союзникам шерифа.

Летом того же года в ответ на нападение неджийцев хиджазцы (так называлась родина пророка Мухаммеда — А.М.) совершили газу (войну — А.М.) в Неджд. Воодушевляясь успехом набега, Галиб зимой 1795/96 г. снарядил новое войско с пушками для экспедиции в глубь Аравии. Оно было наголову разбито объединенными силами подвластных Эд-Диръии кочевых племен мутайр, субай, сухуль, давасир, аджман и, видимо, некоторыми подразделениями атайба (32).

Могущественное племя атайба, которое раньше подчинялось Мекканским шерифам, в 1797/98 г. присоединилось к Диръийскому эмирату и приняло толкование Ваххабизма.

В 1798 г. Галиб, имея в составе своего войска турецких, египетских и магрибских наемников, несколько раз пытался продвинуться до Эль-Хурмы и Биши. Он был разгромлен, потеряв в живой силе, все вооружение, снаряжение, а также большие суммы денег, которые попали в руки недждийцев. Диръийский эмир установил контроль над Бишей. И все эти события происходили под носом турецкого султана. Просто тогда Султану не до того было, чтобы начать новый Аравийский поход . У него не хватало на это сил, он всю военную мощь сконцентрировал в Европе, ожидая угрозы со стороны России.

 

Поэтому, не получая существенной помощи от султана, Мекканский шериф пошел на перемирие и разрешил ваххабитам совершать хадж (33). Через два года, как сообщает Ибн Бишр, Абд аль-Азиза ибн Сауд с семьей и войском совершил первое паломничество в Мекку, а на следующий год — второе. Там он щедро раздавал подарки. Но когда Дирийцы убедились в том, что со стороны центральной власти Галибу никакой помощи не оказывается, аннексировали ранее заключённое перемирие с ним.

Абд аль-Азиза ибн Сауд с главными силами диръийцев в конце марта 1803 г. направился в Хиджаз. В это время в Мекке находились вооруженные паломники из Сирии, Египта, Магриба, Маската и других стран. Несмотря на просьбы Галиба, они отказались участвовать в военных действиях против ваххабитов. Шериф, оставшись в одиночестве, с немногочисленными верными ему воинами бежал в Джидду и начал спешно укреплять ее. Абд аль-Азиза Ибн Сауд направил жителям Мекки послание с изложением ваххабитских взглядов и с обещанием проявить милость к покорным. Его люди распространяли сведения о том, что якобы он явился сюда лично с целью не допустить своеволия бедуинов и предотвратить разгром ими священного города.

В апреле 1803 г. ваххабиты, вошли в Мекку (34). Совершив обряд паломничества, они сровняли с землей все здания, архитектура которых не соответствовала их толкованиям. Они обязали жителей Мекки регулярно молиться, не носить шелковых одежд, не курить на людях. Груды трубок были сожжены на площадях, и продажа табака была запрещена. Молитву за султана в мечетях отменили. Губернатором Мекки диръийцы сделали Абд аль-Муина, брата Галиба. Судьей Мекки вместо турецкого кади был назначен ваххабитский богослов (35).

После захвата Мекки Абд аль-Азиза Ибн Сауд отправил письмо турецкому султану Селиму III. Содержание его любопытно: «Сауд — Селиму. Я вошел в Мекку на четвертый день мухаррема 1218 г. (26 апреля 1803 г. — А.М.). Ее жителям я даровал мир. Я разрушил все объекты идолопоклонства. Я запретил все налоги, кроме тех, которых требует закон. Я подтвердил назначение кади, в соответствии с учением посланника Аллаха. Я хочу, чтобы ты отдал приказ правителям Дамаска и Каира не приближаться к священному городу с махмалем (навьюченным на верблюда богато украшенным паланкином, считавшимся священным — А.М.), трубами и барабанами. Религии не нужно это. Мир и благословение Аллаха пусть будут с тобой (36).

Но за такую наглость осенью 1803 г. он был убит в мечети Турайф в столице неизвестным дервишем, который назвал себя Османом, курдом из селения близ Мосула. Этот дервиш жил при дворе в качестве гостя. Когда во время молитвы Абд аль-Азиз распростерся в первом ряду, этот неизвестный, находившийся в третьем ряду, бросился на имама и ударом кинжала убил его. Затем он ранил брата Абд аль-Азиза — Абдаллаха. В мечети началась суматоха, раненый Абдаллах сумел ударить убийцу саблей, остальные тут же добили его (37).

 

Адгезал Мамедов,

член Экспертного совета Института ЕврАзЭС,
председатель Центра психологической портретологии и
политического анализа (Баку)

 

Литература и источники:

 

1. Philby H. Saudi Arabia, с. 30.
2. Мунир аль-Аджляни. Тарих…, Ч. 1, с. 68, 77.
3. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 157, 160, 212, 223-224.
4. Там же. с. 234-235.
5. Там же. с. 99, 224, 229.
6. Там же. с. 234-235.
7. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. I.e. 6; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 1, с. 25.
8. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 6-7; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 1, с. 25-26.
9. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 8.
10. Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 1, с. 29-30.
11. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 8: Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 1, с. 29-30; Mengin F. Histoire de FEgypte… Vol. 2. с. 449.
12. По сообщениям Ф.Манжена, он оставался в Аяйне восемь лет, т.е. прибыл туда в 1736 — 1737 гг. (Histoire de Egypte… Vol. 2, с. 449).
13. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 6-7.
14. См. комментарий Абдуррахмана ибн Хасана к «Китаб ат-таухид» Ибн Абд аль-Ваххаба в сб. «Маджмуат аттаухид…», с. 64.
15. Ибн Абд аль-Ваххаб. Китаб аттаухид, с. 67.
16. Абд аль-Азиз I. Ар-рисаля, с. 5; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 1, с. 38.
17. Томара М. Истоки ваххабизма, с.76
18. Там же, с. 77,79
19. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 9-10.
20. Тамже, с. 10; Mengin F. Histoire de ‘Egypte… Vol. 2, с. 449-450.
21. Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 2, с. 2.
22. Тамже.
23. Mengin F. Histoire de ‘Egypte… Vol. 2, с. 450.
24. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 13.
25. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 21; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 2, с. 9-12.
26. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1. с. 23.
27. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 23-24; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 2, с. 13-14; Лям аль-шихаб… с. 75.
28. Burckhardt J.L. Travels… Vol. 1, с. 412; Volney C.-F. Voyage…. c. 81-82.
29. Mengin F. Histoire de ‘Egypte .. Vol. 2, с. 490.
30. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1. с. 102-103; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 2, с. 173; Mengin F. Histoire… Vol. 2, с. 510-511.
31. Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 112-117; Ибн Ганнам. Тарих… Ч. 2, с. 242-247; Mengin F. Histoire… Vol. 2, с. 516-517.
32. Longrigg S.H. Four Centuries…, с. 199-200.
33. Abir M. Relations…. c. 34-40.
34. Bridges H.J. An Account… Vol. 2, с. 28; [Corancez K.A.]. Histoire…. с. 28, 186; Raymond J. Les wahabys…, c. 21.
35. Mengin F. Histoire de ‘Egypte … Vol. 2, с. 525.
36. Дахлан А. Хуласат аль-калям…. с. 277-279; Ибн Бишр. Унван аль-наджд… Ч. 1, с. 122/2-3; BurckhardtJ.L. Notes… Vol. 2, с. 195-196; Mengin F. Histoire de ‘Egypte … Vol. 2. с. 527-528.
37. Philby H. Saudi Arabia, с. 30.

Источник: http://euroasiya.com

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня