Можно ли соединить в XXI веке моду и национальные татарские традиции? Вопрос, конечно, интересный. Что ни говори, а у нас в стране до сих пор человека встречают по одежке.
01 ноября с.г. в Казани завершился IV Международный конкурс дизайнеров национальной одежды «International fashion-2012». Организаторы конкурса — Министерство культуры РТ, кафедра дизайна КНИТУ, журнал «Сююмбикэ». Смотр новых силуэтов проходил в трех номинациях: национальная одежда (дизайнер-студент), молодежная мода (дизайнер-студент) и национальная одежда (дизайнер-профессионал). Лучшие экземпляры демонстрировали на гала-показе.
Обратила на себя внимание коллекция «Возрождение Булгарии», представленная начинающими модельерами. Ее показ сопровождался выступлением популярной группы «Казан егетлэре». Студенты постарались: использовали ткани ярких расцветок, оригинальные принты и аксессуары, при этом старались создать не подиумную, а практичную одежду.
Подведем итоги конкурса. Дипломы III степени вручили представительницы Уфы Лилии Зайнуллиной, а также казанским авторам — Залии Гайфутдиновой, Валентине Тропиной и Илюзе Зариповой. Дипломы II степени получили Надежда Чеснокова из Набережных Челнов, Рамзия Галимзянова и Индира Кустова (обе представляли Кукмор). Дипломы I степени осчастливили казанское трио: Галину Зарубину, Анастасию Борисову, Дарью Львову.
Абсолютным лидером конкурса (победителем) по общему мнению жюри и публики признана жительница республиканской столицы Альмира Бурханова и ее коллекция «Жемчужина Востока». Вне конкурса представила свои коллекции и председатель жюри Елена Мильбергер (Узбекистан-Германия). В созданные ею нарядах сочетаются стандарты подиумной моды и традиции Востока.
Общее впечатление от конкурса: тенденции современного дизайна одежды в национальном направлении не слишком балуют новыми подходами. Впечатление, что модельеры движутся по кругу. Однотипные костюмы в вариациях мы видели и на предыдущих фестивалях мусульманской моды. Захочет ли народ носить в повседневной жизни эти наряды, насколько они вообще соответствуют историческим традициям? И здесь возникает вопрос: откуда же конкурсанты черпают вдохновение? Что является критерием, отправной точкой еще на этапе создания эскизов?
Не берусь указывать специалистам, но попробую дать совет тем, кого тема национальной самобытности волнует искренне, по-настоящему. Согласитесь, что в первую очередь надо иметь представление об истоках. И сейчас есть такая уникальная возможность — в заповеднике «Казанский кремль» до конца года открыта эксклюзивная выставка «Традиционная культура татар XIX- XX веков». Культурологи и этнографы в один голос называют ее сенсационной. Это действительно раритетное собрание, которое в Казань привезли специалисты музея этнографии Санкт-Петербурга. В Северной столице собрана редчайшая «татарская коллекция» — 8 тысяч экспонатов. В Казань привезли около 300.
Я побывала в казанском «Манеже», где разместилась выставка, трижды. И каждый раз поражалась увиденному. Так в чем же сенсационность выставки? Вроде бы сами-то мы живем в Татарстане, как никто близко к национальным истокам. А в том, что абсолютное большинство вещей из Золотого фонда музейного собрания Санкт-Петербурга в Казани показываются вообще впервые!
Тут представлены костюмы, ювелирные украшения, головные уборы, обувь казанских, касимовских, астраханских, сибирских, уфимских, вятских, костромских и крымских татар.
Центральное место отведено роскошным комплектам одежды казанских татар. Изысканные узоры создавались с использованием бисера, шелковых лент, позумента. Великолепные мужские и женские головные уборы, украшенные богатой вышивкой, исполненной золотыми и серебряными нитями, — подлинные шедевры народного искусства. Одним из оригинальных украшений казанских татар была перевязь (хаситэ), к которой часто пришивали коробочку с молитвой, сурой или аятами из Корана.
Теперь о самых знаменитых экспонатах. Например, это подаренные императрицей Марией Александровной (супругой Александра II) детали праздничного костюма казанской татарки. Этот наряд вызвал всеобщее восхищение публики на Первой этнографической выставке в Москве в 1867 году. Присмотритесь к туфелькам, похожим на сказочные черевички. А это вовсе и не парадная обувь: ее надевали перед выходом на улицу вместо галош, на случай грязи!
Восхищение публики вызывают узоры рушников, покрывал, калфаков и камзолов. Вышивка на иных изделиях настолько самобытна и ярка, что даже не верится, будто это вообще сделано руками. Скажем, цветочные мотивы на калфаках — спустя 200 лет чудится, словно это живые цветы (а не шелковые их имитации) замерли на бархате. Кстати, мужчины-татары не слишком шиковали, разве что по особым случаям. А вот богатый наряд татарской девушки и ее головной убор служил условным знаком для потенциальных женихов: дескать, невеста из престижного семейства. То есть наряд свидетельствовал о статусе семьи.
Этот длинный рассказ я веду к тому, что не надо искать за тридевять земель то, что находится у нас перед глазами.
Ольга ЮХНОВСКАЯ
Источник: http://www.tataram.ru