В Кремле не видят серьезных рисков

Post navigation

В Кремле не видят серьезных рисков

Жанр президентского послания в России относится к ритуальному жанру. От ритуальных же действий и слов особенных откровений не ждут, поэтому послания носят индикативный характер — то есть по ним наблюдатели и аналитики стараются угадать текущие настроения в Кремле, прочитать скрытые месседжи.

Президент Российской Федерации Владимир Путин

Если говорить о послании 2016 года, то главное впечатление от него — успокоенность. Выборы в Государственную Думу (которые были упомянуты в начале президентского выступления) прошли по наиболее оптимальному для власти сценарию, не создав ни малейших рисков и заложив основу для очередных пяти лет беспроблемного парламента. Думская кампания показала, что посткрымский консенсус в обществе сохраняется, президент пользуется наивысшей поддержкой граждан, власть монолитна и никакие расколы ей не угрожают. В этих условиях она может позволить себе расслабиться и попытаться консолидировать вокруг себя сограждан, не апеллируя к внешней угрозе, а призывая их к созидательным делам.

Пафос послания заключался именно в умиротворенности, в обращении к позитиву. Владимир Путин противопоставил российскую модель «консенсусной демократии» Украине (не называя прямо эту страну): «в последнее время мы видели немало стран, где такая ситуация открывала дорогу авантюристам, переворотам и в конечном счёте анархии. Везде результат один: человеческие трагедии и жертвы, упадок и разорение, разочарование».

 

Россия, счастливо избавленная, по его мысли, от этих опасностей, может сосредоточиться на своем внутреннем развитии, что особенно важно в нынешнее время кризиса и международных санкций. РФ достигла этого благодаря своему политическому строю, который необходимо беречь во имя недопущения революции, о столетии которой в будущем году вспомнил президент.

 

Но диалектика заключается в том, что память о той революции не должна разъединять нацию. В переводе на понятный язык — нельзя допускать споров и политической борьбы относительно событий 17-го года, ревизии историю подвергать мы не дадим! Так что те, кто мечтают, что в 2017 году большевистский переворот будет властью осужден, могут заранее отказаться от своих несбыточных надежд.

 

Тут следует заметить, что в послании цитировался иной, нежели Иван Ильин, философ, — Алексей Лосев, названный и «русским», и «советским». Обращение к нему можно считать при желании признаком определенной либерализации.

Президент назвал успехи России в здравоохранении и демографии, как бы подтверждая правильность выбора в начале 2000-х «национальных проектов», которые были направлены в первую очередь на исправление ужасающей демографической ситуации. Следующим этапом предстало образование, относительно которого, после подведения успехов и постановки задач на будущее, было отмечено: «здесь очень много экспериментов в школе проводится, и за рубежом, и у нас; надо быть, конечно, очень аккуратными с этими экспериментами, но двигаться вперед, безусловно, нужно» — вполне себе охранительный пафос, с учетом идеологической и воспитательной функции образования.

Важным моментом послания стало обращение к теме волонтерской работы и деятельности НКО. После многих лет дискриминации неправительственных организаций, регистрации иных из них как «иностранных агентов», президент предлагает как можно шире опираться на них, и всячески поощрять волонтерство. Это тоже — признак определенной либерализации.

Экономический раздел послания был выдержан в бравурных тонах — речь шла почти об одних успехах и планах на будущее, а о том, что ВВП продолжает сокращаться, было сказано лишь мельком. С особенной гордостью президент зафиксировал тот факт, что, помимо резкого рывка экспорта аграрной продукции и сохранения объемов продаж ОПК, Россия на семь миллиардов экспортировала IT-технологий. Они вообще заняли ключевое место в планах президента: «предлагаю запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики.». Как ритуальные и ежегодные заклинания прозвучали слова о поддержке предпринимательства, о недопустимости бесконтрольных и необоснованных проверок.

Арест министра экономики — событие неординарное. Путин не мог пройти мимо этого факта, безусловно, ему неприятного, хотя который можно и представить как выдающееся достижение в борьбе с коррупцией: «У нас, к сожалению, стало практикой поднимать информационный шум вокруг так называемых резонансных случаев. И нередко этим грешат сами представители следственных, правоохранительных органов. Хочу обратить, уважаемые коллеги, ваше внимание на это и сказать, что борьба с коррупцией — это не шоу».

Внешнеполитическая часть послания звучала очень примирительно. Никаких вызовов Западу или кому-либо, настрой на конструктивное сотрудничество с теми, кто хочет этого. Естественно, речь об уступках со стороны России не шла, а было проявлено желание вернуться к формату business as usual без сдачи позиций. Мол, Россия отлично обходится без Запада, имея активные контакты в рамках ОДКБ, БРИКС, ШОС и других организаций, развивает сотрудничество с Китаем и Индией, странами АТЭС и т.д. Но при этом, «мы … настроены на доброжелательный, равноправный диалог, на утверждение принципов справедливости и взаимного уважения в международных делах. Готовы к серьёзному разговору о построении устойчивой системы международных отношений XXI века».

Ключевой момент внешнеполитической инициативы — «Готовы к сотрудничеству и с новой американской администрацией. Важно нормализовать и начать развивать двусторонние отношения на равноправной и взаимовыгодной основе. Взаимодействие России и США в решении глобальных и региональных проблем отвечает интересам всего мира. У нас общая ответственность за обеспечение международной безопасности и стабильности, за укрепление режимов нераспространения».

 

В этом смысле можно говорить об инициативе уже российской стороны по пресловутой «перезагрузке» в отношениях Москва-Вашингтон в связи со сменой администрации в Белом Доме. Но, конечно, это подано не как неотложная необходимость, а как широкий жест, при условии, что РФ не собирается ничего отыгрывать назад, а просто проявляет готовность сотрудничать с чистого листа.

В целом послание показало, что в Кремле сегодня не видят серьезных рисков ни во внутренней политике, ни во внешней, ни в экономике. Политическая система выдержала проверку на прочность думскими выборами, экономика — кризисом, последовавшим за падением цен на нефть, и санкциями, на украинском направлении и в Сирии Россия также уверенно держится. Чувствуется, что президент хотел бы перейти от противостояния к сотрудничеству и готов на некие, пусть малозаметные, смягчения и либерализацию внутри страны в обмен на такие же смягчения и «оттепель» вовне.

Максим Артемьев
Источник: http://politcom.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня