В плену у боли…

Post navigation

В плену у боли…

Болезненные, незаживающие раны души беспокоят по сей день многих наших соотечественников. Тяжелые воспоминания о суровых испытаниях и далеко несчастливой жизни в изгнании захватили, словно в плен, из которого бежать невозможно.

 

Нурие ЯгъяеваНурие Ягъяева родилась в 1912 году в Крыму, в селе Уркуста Балаклавского района в многодетной семье крестьянина. В 1921 году в селе была открыта начальная школа, Нурие успешно окончила ее, учебу продолжила в деревне Скеля Балаклавского района. Затем поступила в техникум для подготовки учителей начальных классов в г.Ялте, а после его окончания — в пединститут в Симферополе, который окончила с отличием. Преподавала в школе.

 

В 1935 году Нурие-ханум вышла замуж за Велиуллу Селяметова, 1901 года рождения. Он был председателем сельсовета, коммунистом.

Ученица школы, где преподавала Нурие-ханум, Урмуз Ахтемова вспоминает: «Наша учительница была лидером комсомольской организации школы. Она была очень доброжелательная, активная, энергичная, давала людям добрые советы. Если кому-нибудь было тяжело, она помогала от всего сердца».

Через 2 года после замужества у Нурие-ханум и ее мужа родился сын Дилявер. Когда началась война, муж был зачислен в партизанский отряд, и Нурие, оставив ребенка родителям, решила быть связной в партизанской ячейке. В феврале 1942 года по чьему-то доносу в с.Уркуста фашисты схватили Нурие, зверски мучили. После пыток повели в село Байдар.

 

Когда ее в синяках и кровоподтеках вели по дороге с двумя мужчинами, девочка — ученица школы, которая гнала скотину домой, узнала Нурие-ханум. А после она услышала выстрелы. Девочка рассказала обо всем односельчанам. Позже тела расстрелянных предали земле.

 

Муж Нурие-ханум тоже был схвачен фашистами. 3 дня он висел на виселице в устрашение жителям.

За время оккупации Крыма, в декабре 1943 — январе 1944 годов было сожжено и уничтожено 128 горных деревень.

В книге Памяти, где указаны защитники Севастополя, есть имена Велиуллы Селяметова и его жены Нурие Ягъяевой.

После депортации крымских татар их сына Дилявера воспитывала мама Нурие-ханум — Селиме-ханум. Когда от голода и болезней умерли в Узбекистане бабушка и дедушка, мальчика забрал к себе дядя Сейфулла. До сих пор Дилявер-ага с семьей и сыном живут в Узбекистане.

Тяжелейшие испытания перенес народ в годы войны и далеко несчастливую жизнь в изгнании.

 

Диана Николаева,
г. Симферополь (Акмесджид)

Газета «Голос Крыма»
№ 51 (1041) от 20.12.2013 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня