Германия создала Фонд депортаций

Post navigation

Германия создала Фонд депортаций

 

Официальный Берлин создал правительственную структуру, посвященную изучению истории депортаций депортированных тоталитарными режимами. Будут изучать и то, как депортировали немцев. Обещают изучать и преступления Сталина.

 

Германия создала Фонд депортацийГермания устала бесконечно оправдываться за преступления немецких нацистов во Второй мировой войны. Она решила представить себя в роли жертвы.

 

Немцы после окончания Второй мировой войны приняли на себя всю полноту ответственности за страшные преступления нацистов. Целые поколения жителей ФРГ были воспитаны на своеобразном комплексе вины.

 

Большинство из них восприняли это как должное. Миллиардные компенсации были выплачены жертвам Холокоста, концлагерей и вывезенных в Германию на принудительные работы.

 

Но времена меняются. Германия, теперь уже как демократическая страна, стала одним из столпов ЕС, ее экономика и влияние на международной арене неуклонно растут. А вместе с ними — амбиции.

 

Немецкое правительство, наконец, вспомнило о том времени, когда немцы были жертвами военного лихолетья, когда немцы были насильственно выселены с насиженных мест из Восточной Пруссии, Силезии и Судет.

 

Стоит отметить, что в ФРГ уже длительное время существовали различные региональные общественные организации, которые хотя и немного робко, но очень настойчиво напоминали немцам о трагедии депортированных немцев послевоенного времени.

 

Особого политического влияния они не имели, но, как правило, были стойкими сторонниками консервативных партий, и особенно — христианских демократов. Основным их требованием было признание на государственном уровне проблем депортированных немцев.

 

Параллельно развивалась идея создания в Берлине «Центра против депортаций», которую вынашивала Эрика Штайнбах (Erika Steinbach) — член управы правительственной Христианско-демократической партии Германии (ХДС) и председатель Союза депортированных немцев.

 

Этот Союз уже длительное время педантично документирует свидетельства о военных преступлениях против немцев во Второй мировой войне. О крайней необходимости создания такого Центра, как музейного, научного и образовательного учреждения Штайнбах провозгласила еще в 2008 году.

 

Проект получил поддержку правящей партии ХДС. Однако, неожиданно запротестовали оппозиционные немецкие «левые». Против выступила также Польша, которая опасалась, что факты депортации будет вырвана из исторического контекста, и сделает из немцев жертв, пострадавших от поляков.

 

Свои существенные замечания выдвигала также Чехия, которая не желает пересматривать т.н. коммунистические «акты Бенеша», которые легитимизировали депортации немцев с территории Чехословакии. Таким образом, спор относительно депортаций на годы определила температуру отношений ФРГ с ее восточными соседями по ЕС.

 

Неожиданно в решение вопроса вмешалась канцлер Ангела Меркель. С одной стороны необходимо было сохранять дружеские отношения с Варшавой и Прагой, с другой — ей не хотелось терять голоса депортированных и их потомков, которые обычно являются сторонниками христианских демократов.

 

Канцлер взяла ответственность на свое правительство за создание Фонда под красноречивым названием «Побег. Изгнания. Сочетание» (Stiftung «Flucht. Vertreibung. Versoehnung») и строительство Музея депортированных в Берлине.

 

Эрика Штайнбах от создания Фонда была устранена. Зато, были привлечены ведущие немецкие исследователи и представители научных кругов Польши и Чехии.

 

В конце августа 2012 была обнародована Концепция Фонда. Вот некоторые цитаты из нее:

 

«Фонд» Побег. Изгнание. Сочетание «будет представлять голос миллионов переселенцев и депортированных, которые вследствие войн, межнациональных конфликтов и диктатур XX века в Европе потеряли свою родину и почувствовали на себе физическое и духовное насилие.

 

Около 14 млн. немцев во время Второй мировой войны и под ее конец, а также после нее были вынуждены покинуть свои родные места на бывших прусских восточных провинциях, а также на просторах своих поселений в Средней, Юго-Восточной и Восточной Европе. Они были выселены в результате преступной политики национал-социализма и из-за жестокости войны.

 

В разделенной послевоенной Германии депортированые были вынуждены начинать свое существование практически с нуля и очень часто при отсутствии солидарности со стороны местного населения. В советской оккупационной зоне и в ГДР их судьба была под знаком табу.

 

Фонд стремится отдать дань в том, что несмотря на все преграды переселенцы и депортированые с успехом интегрировались в общество обоих германских государств, которые существовали до 1990 года, отдает должное их вкладу в построении обоих государств и их готовности к пониманию …

 

Фонд хочет приобщиться к тому, чтобы факты депортаций были всегда и везде осуждены и трактовались как инструмент политического насилия и нарушения прав человека.

 

Главной миссией является «сохранение памяти о бегстве и депортации в ХХ веке в историческом контексте Второй мировой войны, а также о национал-социалистической экспансии, политике истребления и их последствий». Фонд реализует ее путем сотрудничества с научными учреждениями, историческими музеями и местами памяти, организациями депортированных, с общественными проектами и учреждениями соблюдения прав человека в Германии и за рубежом.

 

Фонд намерен вести свою работу в форме свободного обмена и диалога без границ, руководствуясь выражением польского интеллектуала Яна Йозефа Липского: «Должны сказать себе все при условии, что каждый будет говорить о своей вине. Без этого груз прошлого не позволит нам выйти на совместное будущее «(1985).

 

Немцы осознают свою ответственность за национал-социалистические преступления, создание системы бесправного режима концлагерей и лагерей смерти, убийство 6 миллионов евреев, около полмиллиона синти и рома, многие миллионы жертв среди гражданского населения Польши, Украины, Беларуси и России, за ужасный оккупационный террор, за голодную смерть миллионов советских военнопленных, за создание системы принудительного труда.

 

Отношения обоих германских государств с восточными соседями были значительно обременены десятилетиями «холодной войны» на Западе, а на Востоке — «социалистической дружбой народов».

 

Оценивая факты депортаций в ХХ веке, необходимо отметить: в истории часто бывает так, что бесправие очень часто приводит к новому бесправию, однако, предыдущее бесправие (при всем его ужасе) не должно создавать почву для нового правового и морального бесправия.

 

Это также касается депортации немцев, которые имели место после 1945 года в Восточной Европе. Эти депортации, однако, никоим образом не смягчают ответственности за преступную нацистскую политику «.

 

Авторы Концепции проводят сравнительный анализ между понятиями «депортация» и «геноцид». Так, целью депортаций является устранение определенных общественных групп с определенной территории. Зато в случае геноцида целью преступников является не очистка территории, а массовое уничтожение как можно большего числа членов общественной группы.

 

Для Украины важен следующий абзац Концепции:

 

«В перспективе европейский Фонд намерен чествовать память о миллионах людей, которые с 30-х годов ХХ века были жертвами тоталитарного сталинской диктатуры. Принудительные работы, депортации, лагеря, голодная смерть и массовые убийства составляли неотъемлемый элемент сталинского террора.

 

К крупнейшим массовым преступлениямй относятся «Большой террор», голод в Украине, т.н. Голодомор и депортация различных этнических или общественных групп в пределах Советского Союза».

 

Упоминание об Украине является не случайной. В Концепции Фонда «Побег. Изгнания. Сочетание» она упоминается неоднократно. Ведь к типично депортационным акциям принадлежит также «Операция Висла», проведенная польской коммунистической властью против украинского населения земель Закерзонья, а также выселение с родины крымских татар.

 

Очевидно, что функционирование подобного Фонда (при существенной поддержке немецкого правительства) рано или поздно станет фактором международной исторической политики. Германия, по сути, создала собственный Институт национальной памяти с амбициями на общеевропейское измерение.

 

Исторические факты, трактованные этим институтом, будут учитываться госучреждениями не только ФРГ, Польши и Чехии, но и целого Евросоюза.

 

Поэтому Украине крайне важно приобщиться к работе этого учреждения, чтобы с одной стороны, представить научные материалы о депортационных акциях против украинцев и расширить осведомленность европейцев о преступлениях против нашего народа. С другой — держать руку на пульсе развития исторической политики в Европе.

 

К сожалению, нам сейчас не известно о каких-либо мерах, предпринятых МИДом или Институтом национальной памяти в Украине в направлении ознакомления с работой немецкого Фонда. Или они надеются, что немецкая сторона сама предложит участие в совместных проектах? Думаю, зря.

 

Ведь институт замахнулась на такой объем работы, что до Украины дело дойдет не скоро. Да и кто, как не украинцы должны быть заинтересованы в том, чтобы наши аргументы были восприняты соседями в ЕС?

 

Так или иначе, но инициативу в свои руки берут институты, которые близко знакомы с проблемами депортированных в Украине.

 

Свою заинтересованность проявил Львовский областной совет, который по просьбе общественной организации депортированных «Закерзоння» обратился с официальным письмом в Фонд «Побег. Изгнания. Сочетание» о налаживании сотрудничества.

 

Облсовет предлагает помощь в поиске научных материалов о репрессиях и депортациях, совершенных на территории Галичины, а также со-финансировании научно-исследовательских проектов.

 

Такое предложение о сотрудничестве может быть реальным лишь при содействии государства, ведь речь идет об исторической политике всей страны. Итак, последнее слово все-таки за ней.

 

Остап КОЗАК, специально для ИП

 

Источник: http://www.istpravda.com.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня