Казахи построили свой железный «шелковый» путь

Post navigation

Казахи построили свой железный «шелковый» путь

Казахстан израсходовал $1 млрд на вторую железную дорогу из Китая, вслед за соседней Россией, ожидая роста прибылей от транзита и вкладывая в инфраструктуру, которая не успевает за растущим потоком китайских грузов в Европу, пишет Reuters.

Казахи построили свой железный «шелковый» путь

В прошлом году Астана запустила 293-километровый отрезок от Жетыгена до Коргаса на китайской границе. Путь стоил 154 млрд тенге (около $1 млрд), став частью протянувшейся на 10800 км магистрали из китайского Чунцина в Дуйсбург, который находится в крупнейшей индустриальной области Германии.

Составы с грузами из Китая в Европу, проходя через казахскую территорию, попадают на российские железные дороги, откуда через Беларусь следуют в Польшу. Но, увеличив пропускную способность транзита, Казахстан может предложить грузоотправителям выгодную альтернативу на фоне загруженного Транссиба, который лишь начинает расширение, инвестиции в которое оцениваются значительно выше.

«В железнодорожном транспорте транзитный груз считается чистым доходом, потому что нет затрат: груз на границе принимается и на другой границе передается», — отметил Reuters замглавы комитета транспорта и путей сообщения министерства транспорта и коммуникаций Еркин Мейрбеков.

«Это лакомый кусочек, и все страны борются за транзит и строительство новых участков».

Получающая доход из экспорта нефти и металлов 17-миллионная крупнейшая экономика Центральной Азии планирует инвестировать в развитие ж/д в этом году еще 200 млрд тенге ($1,3 млрд), в том числе кредитных, по сравнению с более чем 500 млрд тенге годом ранее.

«Железнодорожный транспорт самый оптимальный. Авиа — да, он быстрый, но объемы грузов очень маленькие, дороговизна. Морской транспорт — он очень дешевый, но если клиент готов ждать 45 дней, пожалуйста. Но рынок нестабилен, он требует быстрого реагирования», — отметил Мейрбеков.

Больше места на мосту

По прогнозам Астаны, доставлять грузы из Поднебесной через Казахстан быстрее, чем по 12000-километровому Транссибу, на что тратится 18-20 дней по сравнению с 15 днями по казахстанской территории.

«Казахстан — это мост между Востоком и Западом, так оно и есть», — подчеркнул Мейрбеков.

Он отметил, что власти планируют максимально упростить бюрократические процедуры ради поставщиков и их клиентов.

По ранее запущенному железнодорожному переходу между двумя государствами — Достык-Алашанькоу — в прошлом году было перевалено 16,5 млн тонн грузов.

«Бесконечно одну и ту же станцию и один и тот же погранпереход невозможно модернизировать и расширять. Нужно думать о новом. Соответственно, Жетыген был построен в этих рамках», — подчеркнул чиновник.

«Если смотреть перспективы развития Китая, идет очень обширное интенсивное развитие западной части Китая, и вся продукция — потребляемая, производимая — должна куда-то идти».

Москва, в свою очередь, предлагает увеличить координацию в транспортировке грузов в Европу путем организации Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) — логистического оператора на базе активов стран Таможенного союза — РФ, Белоруссии и Казахстана.

Как «шелковый»

По данным государственной ж/д монополии КТЖ, перевоз грузов по территории Казахстана вырос в 2012 году до 16,5 млн тонн с 13,9 млн в 2010 году. Со ссылкой на аналитиков компания указала, что к 2020 году ждет роста объемов транзита до 35 млн тонн, с последующим увеличением до 50 млн.

Длина ж/д Казахстана превышает 14600 км. Протяжная территория, сырьевая структура экономики, слабая автоинфраструктура увеличивают роль железнодорожного транзита.

Стремясь уменьшить зависимость от российского и узбекского транзита и уменьшить богатым углеводородами и зерном странам Каспия путь к рынкам Персидского залива, Казахстан, Туркмения и Иран прокладывает транснациональную железную дорогу и в мае ввели в строй ее казахстанский участок, ожидая завершения иранского.

По словам чиновника Минтранса, грузы из Поднебесной тоже можно будет направляться по этому маршруту, знаменитому как «коридор Север-Юг».

«Можно сказать, это возрождение шелкового пути, дороги в направлении Китая и Туркмении», — похвастался Мейрбеков.

Источник: http://korrespondent.net

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня