Как и чему учат в вузах Центральной Азии?

Post navigation

Как и чему учат в вузах Центральной Азии?

Талантбек Батыралиев, профессор кардиологии, руководитель клиники «SANKO» (г. Газиантеп, Турция) рассказывает о проблемах высшего образования в Центральной Азии.

— Каковы задачи современного образования в мире?

— Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально — экономического и культурного развития общества, так как именно ВУЗ готовит человека к активной деятельности в разных сферах медицины, экономики, культуры и политической жизни общества.

В настоящее время практически все развитые страны осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы студент стал центральной фигурой учебного процесса. Это стало особенно очевидно, когда образование во всем мире приобрело характер обязательного.

Общество информационных технологий в отличие от индустриального конца 19 — середины 20 века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны независимо и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Отсюда современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить и принимать решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, работать над развитием собственной нравственности, интеллекта и культурного уровня.

— Каково, на ваш взгляд, состояние ВУЗов в Центральной Азии?

— Система высшего образования, в том числе и медицинского, в странах СНГ однотипна. Вместе с тем, в связи с открытием границ и интеграции стран Содружества в мировое сообщество система среднего и высшего образования в республиках вынуждена меняться и приспосабливаться к новым условиям. Необходимо приблизиться к международным стандартам с тем, чтобы выпускники ВУЗов чувствовали себя комфортно и были востребованы на рынке труда.

— В чем заключаются проблемы постсоветских ВУЗов?

— Высшее образование неразрывно связано со средним, поэтому истоками проблем ВУЗов является школа. По подобию Западной системы образования, выпускные и вступительные экзамены в школах и ВУЗах проводятся в виде тестирования.

В бывших союзных республиках это называется по-разному, например, в Казахстане ЕНТ (единое национальное тестирование), в России – ЕГЭ (единый государственный экзамен). Проходные баллы и профильные предметы определяются отдельно для каждого ВУЗа. Тестирование по «СНГ-овски» жалкое подобие Западных систем оценки знаний абитуриентов.

Во-первых, сами вопросы не валидны, зачастую составлены безграмотно, что не позволяет объективно оценить уровень поступающих. На экзаменах присутствуют силовые структуры, искусственно создаются ажиотаж и паника.

Во-вторых, присутствует человеческий фактор, не исключено непосредственное участие ответственных за проведение тестирования работников Минобразования. По итогам тестирования нередки апелляционные жалобы и разбирательства.

Такая ситуация продолжается из года в год. Больше всех страдают ученики школ. Начиная с 7-8 класса, они перестают заниматься предметами как того требует нормальный образовательный процесс, а с утра до ночи с родителями и классными учителями механически зубрят вопросы и ответы. При таком подходе к учебе практически отсутствует духовное развитие, математическое мышление, развитие интеллекта, кругозора, умение писать, читать, работать с литературой и выражать свою точку зрения. В тесты заложено все: и точные науки, и гуманитарные, такие как литература, история. В погоне за количеством и внешним лоском, стремлением быть похожими на Запад, мы теряем качество, душу, нравственность и человеческие ценности. Современное общество ориентирует молодое поколение на гонки по вертикали, соперничество, агрессию и шелест денежных купюр, забывая собственную историю и традиции.

В этих условиях процветает коррупция, отличники не могут набрать необходимое количество баллов и поступить на гранты по выбранной специальности, им приходится учиться либо на хоздоговорной основе, либо поступать в ВУЗ, где проходной балл ниже. Таким образом, в современные ВУЗы, в том числе медицинские, попадают случайные люди, у которых нет ни желания, ни предрасположенности к профессии врача. Это единицы, кто учится и потом работает по призванию.

— Кроме проблем среднего звена, какие еще факторы негативно влияют на систему высшего образования?

— Вторая проблема современных ВУЗов — это контингент учащихся, т.е. то поколение детей, которые сейчас в них обучаются. Это дети, родившиеся в начале 1990-х, в период развала Союза, когда республики погрузились в тяжелейшие экономические условия, когда были проблемы с отоплением, газом, светом. Тяжелое финансовое положение, недостаточное питание, вредные привычки и плохое здоровье женщин того времени отразилось на физическом состоянии и умственном развитии целого поколения молодых людей, которым сейчас по 18 – 20 лет. Основная масса студентов не отличается интеллектом, как правило, не знает, зачем и для чего учится. Бесцельно проживает жизнь, попусту тратит время, просиживая или пропуская занятия и, все равно получает дипломы. Работа преподавателя в ВУЗе стала скучной, безликой, а порой и безнравственной, потому что с одной стороны, нет отдачи от студентов, с другой – «все покупается и продается» и «у каждой вещи есть своя цена». Процветают коррупция, неуважительное отношение педагогов друг к другу и студентам. Профессия врача потеряла прежний статус, из числа необходимых перешла в сферу обслуживания.

— Советская школа и высшее образование во времена Союза высоко оценивались и составляли конкуренцию ведущим мировым ВУЗам. Насколько сейчас в вопросах образования мы можем идти в ногу со временем и соперничать с иностранными высшими школами? Каково ваше мнение об учебных программах в медицинских ВУЗах СНГ? 

— Старая советская система среднего и высшего образования была одной из самых сильных (относительно нынешнего состояния) и признанных в мире, давала фундаментальные знания. Сегодня прежняя система разрушена, пытаясь копировать Запад, мы бежим впереди паровоза и уже не можем остановиться. Реформы образования в высшем звене намного опережают перестройку в школе, отсюда идет перекос и несоответствие. Государственные и переходные экзамены в ВУЗах проводятся в виде тестирования. Студенты так же, как в школе, вынуждены механически заучивать вопросы и ключи к ответам, а вникать в суть, развивать критическое мышление, понять, к примеру, тонкости патогенеза, фармакокинетику и динамику препаратов нет времени. Необходимо вовремя сдать экзамен, зачет, выучить тесты и тут же забыть, чтобы приступить к заучиванию новых, по другому предмету.

По поводу самой программы образования в медицинских ВУЗах. Например, в Израиле и США, разбирая раздел органов дыхания, изучается все, начиная с реснитчатого эпителия, строения клетки и ее биохимии до болезней бронхо-легочной системы и их исходов. Затем переходят к другой системе внутренних органов. В мед. ВУЗах СНГ все выглядит иначе, микробиолог, биохимик, генетик, анатом, физиолог, патофизиолог, терапевт, хирург и др. – знают и преподают только свой раздел, не затрагивая другие смежные дисциплины. Т.е. каждый специалист владеет информацией только в своей области, например, кардиолог, зная патологию сердца, заболевания и кое-что из лечения, не имеет представления об его гистологии, биохимии, патофизиологии и тонкостях фармакологии лекарственных препаратов, применяемых для лечения сердечно-сосудистой системы.

Возможно, в какой-то степени зарубежные методики преподавания идеальны, но адаптировать их к условиям постсоветских ВУЗов пока не удается. Возможно, одна из причин – неготовность самого профессорско-преподавательского состава овладеть недостающими знаниями и перестроиться. Видимо, для этого нужно вырастить целое поколение педагогов новой формации и взглядов.

— Западная система образования построена по кредитной технологии, как с этим обстоит у нас?

— К одному из камней преткновения в ВУЗах стран бывшего Союза следует отнести кредитную систему, также заимствованную с Запада. Кредитная система образования хороша тем, что исключает предвзятое отношение инструктора к студенту, сводит на нет «рыночные отношения», коррупцию, мотивирует обучающегося к учебе и вынуждает его работать над собой, самостоятельно трудиться, приобретать знания и навыки. Но опять таки, в ВУЗах бывшего Союза кредитная система обучения перевернута с «ног на голову», все сводится к бумагомарательству, заполнению большого количества бумаг, подсчету кредитов и лишней работе, а суть от этого нисколько не изменилась. Для всякого новшества требуется время и практика.

— Какие еще нововведения министерства пытаются внедрить в мед. ВУЗы?

— В последние годы в мед. ВУЗах СНГ вводится дополнительный экзамен по аттестации практических навыков, включающий перкуссию, пальпацию, аускультацию, лабораторно – инструментальную диагностику, легочно-сердечную реанимацию и др. Оценка практических навыков проходит в отдельных оборудованных лабораториях с муляжами и аппаратурой. Это один из этапов сдачи переходных и выпускных госэкзаменов. Для этих и других целей из госбюджета выделяются средства на строительство учебно-клинических баз и центров для ВУЗов. Планируется, а где-то уже внедрена дифференцированная оплата труда. Учитываются рейтинг преподавателя по итогам анонимного анкетирования и опроса студентов, количество методических и учебных пособий, монографий, его внедрения в научный и педагогический процесс, участие в научно-практических конференциях, изобретения, патенты, творческий подход и дополнительные бонусы за клиническую нагрузку.

В связи с реформированием системы образования и здравоохранения в странах СНГ будут создаваться акционерные общества, цель которых объединить образование, науку и практику. В такие организации войдут НИИ, НЦ, мед. ВУЗы и практические лечебные учреждения. При этом объекты здравоохранения будут рассматриваться как научно-клинические базы мед. ВУЗов. Такое преобразование делается по международным стандартам с тем, чтобы ВУЗ занимался не голой теорией, как это было до сих пор, а принимал непосредственное участие в научной и практической работе.

— Каково на сегодняшний день состояние материально- технических баз мед. ВУЗов?

— Положение мед. ВУЗов оставляет желать лучшего. Не хватает клинических баз, учебников, аудиторий, оборудования и соответствующего оснащения. Уровень преподавателей далек от совершенства. Клиники, на базе которых расположены кафедры, за чертой бедности: студенты видят безнадежные взгляды пациентов, уставших преподавателей, нищету и антисанитарию. При виде всеобщей безысходности и отсутствии перспектив у студентов пропадает интерес к учебе. В подавляющем большинстве постсоветских ВУЗов учиться бесполезно, так как «проходить через кассу» обязывают всех без исключения. Многие клиники в ЦА напоминают лефортовскую тюрьму с маленькими окошками и грязными стенами, а не современную больницу. Но это факт. Остается только мечтать о том, что в странах ЦА будут построены ВУЗы Европейского стандарта (архитектурой и дизайном, и инфраструктурой), хотя бы как в Турции. Кампусы Университетов Босфор, Истамбул, Чукурова и Билкент являются одними из лучших в мире, в которых обучаются более 30 тысяч студентов в каждом. Конечно, этого всего можно добиваться в условиях политической стабильности стран Центральной Азии.

— В странах СНГ преподаватели в мед. ВУЗах зачастую те же доктора, которые совмещают работу в НИИ частной медицинской практике или обычной муниципальной клинике, насколько это оправдано?

— Да, не секрет, что представители научного общества в республиках постсоветского периода, некогда работавшие или продолжающие работать в НИИ и НЦ, одновременно преподают студентам. Некоторые профессора со своей командой даже успевают совмещать в нескольких кафедрах, что недопустимо в признанных ВУЗах мира. Зачастую все это имеет семейно-родственный характер.

Педагогика и научно — исследовательская деятельность – две сферы, которые не всегда удается совместить. Можно быть педагогом и ученым одновременно, но не каждый научный сотрудник способен преподавать. Для того, чтобы работать в ВУЗе и воспитывать молодое поколение специалистов, тех же врачей, к примеру, необходимо иметь педагогические навыки и склонности к преподаванию. Обязательным должно быть наличие специализации по подготовке и переподготовке кадров, стажировок и курсов повышения квалификации по педагогике и психологии. Необходимо непрерывно повышать и совершенствовать свой уровень, оттачивать педагогическое мастерство, работать над собой и, в конце концов, любить объяснять, иметь терпение, а это, как известно, дается не каждому.

В наших ВУЗах с этим вопросом довольно сложно. На первый взгляд это прописные истины и все осознают, что не всегда возможно совместить два направления, но в то же время все продолжается по-прежнему. Работники ВУЗов (кафедр), чтобы не терять ставки и держать максимально раздутый штат приглашают на работу кого угодно, начиная с остепененного научного сотрудника НИИ до практического врача из городской поликлиники. С целью дополнительного заработка за преподавание в ВУЗе берутся буквально все, а то, что нет навыков, соответствующей подготовки и квалификации, никого не беспокоит. Результат такого «высококачественного, конкурентоспособного образования» мы получаем потом, когда вчерашние выпускники устраиваются на работу в клиники.

Вместе с тем, талантливый человек, как правило, талантлив во всем. Незаурядный ученый как педагог способен передать знания, опыт и навыки, но даже талантливый, одаренный от природы преподаватель, нуждается в специальных знаниях, постоянной работе над собой и совершенствовании. Любое мастерство требует дополнительной информации, техники и непрерывного обновления.

В такой ситуации трудно решить, кто больше виноват: государство, чиновники, низкая зарплата, отсутствие авторитетов и лидеров здравоохранения или общий низкий интеллектуально – духовный уровень развития общества и менталитет.

— Какие пути и возможности, по вашему мнению, могут изменить ситуацию к лучшему?

— Для улучшения обстановки необходимо изменить процедуру назначения и выбора ректора ВУЗа. В странах Центральной Азии на такие должности назначает сам президент, но с изменением формы содержание осталось прежним.

Для мотивации студентов к самообразованию нужно пересмотреть отношение к самой профессии врача, поднять ее статус, увеличить зарплату и обеспечить гарантированный соцпакет.

Необходимо работать над профессиональным уровнем преподавателей, усовершенствовать систему и методику преподавания с использованием методов интерактивного обучения, командных и проектных заданий, телекоммуникаций, развивать самостоятельную работу студента в группе и индивидуально.

— Каковы критерии и требования, предъявляемые к ректорам высших учебных заведений? 

— Как известно, на любую номенклатурную должность существуют нормативные требования, согласно которым идет отбор претендентов. Высокие нормативные требования исключают склоку между сотрудниками-претендентами. Создать такую процедуру, в которой незаслуженный кандидат не смог претендовать по обьективным причинам и его не могли назначать на эту высокую должность из-за не соответствия высоким требованиям.

Ректором ВУЗа должен быть прежде всего специалист по профилю, признанный авторитет в образовательной и научной сфере, истинный педагог, психолог и ученый, соответствующий званию профессора, способный совместить педагогическую и научно – исследовательскую работу, имеющий широкий кругозор, практический опыт, лидерские и коммуникативные качества. Ректор ВУЗа индивидуально и в соавторстве должен готовить учеников, выпускать учебно-методическую литературу и монографии, индексированные по международным стандартам (www.isinet.com , www.pubmed.com , scholar.google.com). Эти стандарты должны оказаться обьективным критерием оценки деятельности не только ректора и его сотрудников. Субъективные восхваления, отзывы дежурных профессоров и академиков не должны быть определяющим фактором без основного критерия оценки его деятельности.

Обязательным и даже самым главным условием должны быть педагогические навыки, знание мировых систем образования, владение информацией международного уровня, умение вести переговоры, участие в международных грантах и проектах.

Важно понимание необходимости работы над повышением престижа ВУЗа, стремлением занять лидирующие позиции в рейтинге самых востребованных учебных заведений страны. Существует определенная градация в рейтинге популярности ВУЗов: лучшие 500, 100, 50 и 10. Так вот первый руководитель любого ВУЗа должен стремиться попасть в это число.

Первого руководителя ВУЗа должны отличать порядочность, прозрачная деятельность, незапятнанная репутация, умение ставить цели, выделять приоритеты, способность возглавить команду и мотивировать людей, твердая воля, жесткий характер и стремление доводить начатое до конца. Его деятельность должна быть прозрачной, освещаться через интернет, особенно тендеры по закупкам, что обычно всегда является причиной раздора или,и обсуждения в коллективе.

ВУЗ в жизни человека оставляет неизгладимый след, формирует мировоззрение, умение общаться и жить в обществе, отношение к профессии, самооценку, влияет на внутренний мир и культуру поведения, определяет способности к самосовершенствованию и реализации.

Будем верить, что страны Центральной Азии, оказавшиеся в примерно одинаковых условиях и пытающиеся справиться с похожими проблемами, выберутся из временно сложившихся трудностей, периода перестройки и реформ, когда мы все вынуждены переориентироваться и адаптироваться к единым для всего мира международным требованиям.

БИШКЕК (АКИpress)

kg.akipress.org

Похожие материалы

Ретроспектива дня