Карабахский тупик

Post navigation

Карабахский тупик

Еще пятнадцати лет у Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха для поиска компромисса, который бы восстановил мир в регионе, нет. Однако сейчас решить проблемы также невозможно. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся на посвященное карабахской проблеме заседание политклуба, традиционно проходящего по четвергам в московском пресс-центре «Росбалта».

Мира не будет потому, что стороны не склонны к компромиссу. С этим не стали спорить даже азербайджанские и карабахские эксперты. Не стал с этим спорить и главный редактор журнала «Федерал», политолог Григорий Трофимчук, который заявил, что знает путь к разрешению карабахского конфликта и требует для этого, в первую очередь, сменить экспертное сообщество и переговорщиков, занимающихся разрешением проблемы. «Проблема должна решиться неканцелярскими мозгами», — уверен он.

Трофимчук, отвечая на вопросы азербайджанских журналистов, подтвердил, что опасается, что война в регионе вполне может возобновиться в обозримом будущем (начнется она в этом случае, по его мнению, с резкого роста количества террористических актов).

Однако Рубен Заргарян из представительства самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики в Москве и политолог Сергей Маркедонов в возможности скорого возобновления войны усомнились. По словам последнего, именно «Азербайджан более активен как проигравшая сторона», тогда как Армению и власти самопровозглашенной НКР сложившаяся ситуация полностью устраивает. Тем не менее, по мнению Маркедонова, последние воинственные заявления официального Баку были направлены, в первую очередь, на то, чтобы оказать давление на Турцию, начавшую нормализацию отношений с Арменией, без увязки этого процесса с решением карабахской проблемы. И этот ход Азербайджану удался — Турция пошла на попятный и вновь стала увязывать в один пакет открытие границы с Арменией и решение проблемы Нагорного Карабаха.

В целом же, «все, что можно было предложить по решению карабахской проблемы, — уже предложено», уверен Маркедонов. Но готовности искать компромисс пока никто не демонстрирует.

Рубен Заргарян же полагает, что Азербайджан просто не готов к ведению полномасштабных военных действий. Однако он выразил опасение, что «произнесенные слова имеют свойство материализовываться», так что война может начаться вопреки желаниям официального Баку — с какого-либо приграничного инцидента.

В свою очередь, азербайджанский общественно-политический деятель Адалет Джабиев на заседании политклуба «Росбалта» предположил, что события в зоне так называемого карабахского конфликта «могут развиваться по двум путям», один из которых — «новая война», а второй, «который может казаться утопией, — создание конфедерациисо снятием всех границ».

По мнению Джабиева, война, если она будет развязана, станет «священной войной для каждого азербайджанца», он сам лично готов участвовать в боевых действиях, если ситуация сложится именно таким образом. Однако он надеется, что если и не сегодня, то в обозримом будущем народы Кавказа пойдут по тому же пути, что и Европейский союз — и создадут некую южнокавказскую федерацию, где будут жестко соблюдаться права собственности и не будет границ.

Однако проблема именно в нежелании сторон искать какие-либо новые подходы. С этим согласилось большинство участников дискуссии. Хотя не все они готовы были подписаться под фразой«Нагорный Карабах: проблема без решения» (так звучала предложенная «Росбалтом» тема), однако не стали спорить с историком Дарьей Митиной, которая заявила, что и Москва, и Запад (как посредники карабахского урегулирования) и сами стороны конфликта сегодня заинтересованы в сохранении статус-кво, что и является главным препятствием к мирному урегулированию.

Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Похожие материалы

Ретроспектива дня