Крымские татары и политические партии

Post navigation

Крымские татары и политические партии

Напра...а...во! Нале...во! Вперед марш!

Так уж устроено украинское избирательное право, что на пути к желанным мандатам от кандидатов в мэры и депутаты требуется не только пробудить к себе симпатии в сердцах избирателей, но и заручиться поддержкой партийных боссов. Необязательно при этом искать проходное место в партийном списке, ведь для участия в мажоритарных выборах также нужно быть выдвинутым от партии. Это обуславливает необходимость для претендентов на выборные должности искать партийную крышу, что приводит к появлению в ходе избирательного процесса достаточно интересных политических конфигураций.

Борьба внутри национального движения

Что же касается крымскотатарского сообщества, то оно вынуждено играть по общепринятым правилам. При этом все более определяющую роль играет противоборство внутренних сил, которые вынуждены искать поддержку среди украинских партий. На этих выборах оно проявилось в борьбе Меджлиса в лице Народного Руха Украины (НРУ) и Милли Фирка, заключившей соглашение с Украинской селянской демократической партией (УСДП). Отчасти это продолжение давнего противостояния времен ОКНД и НДКТ, хотя справедливости ради надо заметить, что среди сторонников Милли Фирка много бывших членов Меджлиса. В результате крымскотатарский избиратель будет иметь возможность выбирать 31 октября из двух крымскотатарских списков, а в ряде одномандатных округов и среди кандидатов, предложенных НРУ и УСДП. Но было бы слишком просто сводить все предвыборные расклады к борьбе двух партий. В конце концов, никто не запрещал остальным политическим силам, принимающим участие в выборах в крымский парламент, а таковых целых 35, бороться за голоса крымских татар. Тем более, согласно народной мудрости, когда дерутся двое, третий может многое приобрести.

Третья сила тянет влево?

На роль третьей силы, играющей на крымскотатарском электоральном поле, изначально было много претендентов. Анонсировалось даже участие еще одного крымскотатарского списка от одноименной украинской партии, но этот проект приказал долго жить. Одним же из вполне реальных игроков выглядела партия Юлии Тимошенко «Батькiвщина». Ведь крымские татары достаточно сильно симпатизировали БЮТу в прошлые годы, и вряд ли без их поддержки фракция тимошенковцев была бы сейчас представлена в ВР АРК. Но следует учитывать, что у БЮТа, а сейчас «Батькiвщины», на республиканском уровне крайне мало крымскотатарских кандидатов. Так, на этих выборах в списке тимошенковцев оказались только два наших соотечественника, получивших непроходные 17 и 50 места. Очевидно, это порождено тем, что соратники экс-премьера в Крыму испытывают существенный прессинг со стороны властей, что вынуждает их искать поддержки Меджлиса, который раньше рассматривался ими исключительно как конкурент, что, в свою очередь, сужает их возможности в борьбе за голоса крымских татар.

№ округа

Регион

Количество кр.тат. кандидатов

Партии, выдвинувшие крымскотатарских кандидатов

2

Алушта

1

НРУ

14

Акмесджит

2

СПУ, Украинская Селянская Демократическая партия

15

Акмесджит

1

Украинская Селянская Демократическая партия

16

Акмесджит

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

20

Акмесджит

2

ПР, СПУ

21

Судак

1

Украинская Селянская Демократическая партия

28

Бахчисарайский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

29

Бахчисарайский район

3

НРУ, «Справедливость», Украинская Селянская Демократическая партия

30

Карасубазарский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

31

Карасубазарский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

32

Джанкойский район

2

НРУ, СПУ

33

Джанкойский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

34

Кировский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

35

Кировский район

2

НРУ, ПР

36

Курманский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

37

Курманский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

40

Ленинский район

1

НРУ

42

Ак-шейхский район

1

Украинская Селянская Демократическая партия

45

Сакский район

1

НРУ

47

Симферопольский район

1

НРУ

48

Симферопольский район

3

НРУ, СПУ, Украинская Селянская Демократическая партия

49

Ичкинский район

2

НРУ, Украинская Селянская Демократическая партия

50

Акмечитский район

1

Украинская Селянская Демократическая партия

В результате сейчас на роль третьей силы стали активно претендовать партии левого толка. Правда, при этом Компартия, которая в былые годы выдвигала крымскотатарских кандидатов, пытаясь продемонстрировать свой «интернационализм», в этой избирательной кампании не выдвинула ни одного крымского татарина, ни по списку, ни по округам. Очевидно, руководство крымского обкома, вступившее в противостояние с новыми властями Крыма, тоже ищет союза с Меджлисом и не хочет его раздражать. Что же касается других левых партий, то они проявили недюжую прыть в выдвижении крымскотатарских кандидатов. Так, Союз левых сил отдал второе место в своем списке известному крымскотатарскому юристу, а СДПУ(о) выдвинула крымскотатарского кандидата (по совместительству 2 номера в списке партии) на выборах мэра Судака. Своего крымского татарина выдвинула и партия отколовшегося от Соцпартии экс-министра образования С. Николаенко «Справедливость». Но понятно, что эти политические силы в нынешнем виде вряд ли можно считать проходными на выборах в крымский парламент. И ни о каком левом крене нельзя было говорить, если бы не усилия социалистов. В партийном списке СПУ из десяти человек единственный крымский татарин занял второе место. Но главное не это, ведь социалисты никогда больше двух процентов в Крыму не набирали. В одномандатных округах от СПУ идут четверо крымскотатарских кандидатов, причем трое из них являются лидерами общественного движения «Авдет», которое главным образом занимается земельным вопросом. Не секрет, что «Авдет» имеет разветвленную структуру и пользуется достаточно высоким авторитетом среди наших соотечественников, для которых получение земельного участка является большой проблемой. Интересно, что один из этих кандидатов — Даниял Аметов — является еще и делегатом Курултая. И это происходит на фоне того, что на выборах в Алуштинский горсовет региональный меджлис выбрал себе в союзники не Рух, а СПУ, что порождает много вопросов относительно монолитности рядов сторонников Меджлиса.

Что же касается других политических партий, то они в большинстве своем не нашли в своих списках мест для крымских татар. Хотя на уровне городов и районов тот же «Союз» или «Сильная Украина» без всяких комплексов выдвигают крымскотатарских кандидатов.

Арифметика возможностей

Сейчас, в связи с отсутствием качественных социологических исследований, трудно прогнозировать, как 31 октября распределятся голоса среди крымскотатарских партийных списков, и пройдут ли они в ВР АРК. В этом плане достаточно интересен опыт Закарпатья, где на выборах 2006 г. в областной совет от венгерского населения, составляющего 12% от жителей края, прошло две партии. Что же касается одномандатных округов, то достаточно высокими выглядят шансы двух выдвиженцев от Партии регионов. По крайней мере, у них есть возможность бороться и за голоса славянского населения. В целом же ситуация сейчас выглядит так. Всего, как минимум, в ВР АРК выдвинуто 40 крымскотатарских кандидатов, которые участвуют в выборах в 23 мажоритарных округах из 50. 17 из них выдвинуто НРУ, 16 — УСДП, 4 — СПУ, 2 — ПР, и 1 — «Справедливостью». В большинстве округов за голоса борются по двое татарских кандидатов. В двух из них это число достигает трех.

Таким образом, конкуренция среди крымскотатарских кандидатов на этих выборах будет весьма высокой, что делает для них достаточно непростой задачу прохождения в крымский парламент, ведь ни в одном из округов крымскотатарское население не преобладает. Но как бы то ни было, выборы 31 октября должны показать реальный расклад сил внутри крымскотатарского сообщества. Покажут они и то, насколько еще наши соотечественники готовы поддерживать Тимошенко и насколько «полевел» крымскотатарский избиратель.

Эмир АБЛЯЗОВ

«Голос Крыма» №42 (877) 15 октября 2010 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня