Крымские татары и русские должны договориться

Post navigation

Крымские татары и русские должны договориться

30 января по приглашению международного медиа-клуба «Формат А-3» в Крыму гостил известный телеведущий и журналист Максим Леонардович Шевченко, которому предложили отыскать пути выхода России и Украины из тупика, в который зашли взаимоотношения братских стран. Нет необходимости доказывать, что обсуждение такой темы очень насущно для Крыма, который многим его жителям хотелось бы видеть «мостом дружбы» между Украиной и Россией.

 

Известный российский телеведущий и журналист Максим Леонардович ШевченкоС самого начала московский гость оговорился, что в ходе сегодняшнего общения хотел бы быть предельно откровенным в вопросах внешней и внутренней политики России. В этой связи он напомнил, что одно время его передача на «Первом канале» (речь идет, видимо, о передаче «Судите сами» — ред.) была закрыта по причине прозвучавшей там критики позиции Президента России по Ливии…

 

Максим Леонардович заложил в основу своего выступления тезис о том, что невозможно доподлинно установить прошлое, поэтому история представляется лишь как интерпретация былых времен. Следуя логике Шевченко, проблемы фальсификации истории тоже не существует, ибо нет истинной информации о прошлом, которое подвергается искажению.

 

Весь монолог гостя симферопольской аудитории можно условно разделить на несколько тематических блоков, посвященных собственно России и Украине, чеченской теме и крымскотатарскому вопросу. Остановимся детальнее на каждом из них.

 

История, проблемы и пути развития России и Украины

 

Несмотря на заявленную тему встречи, речь шла преимущественно о внутрироссийских проблемах. Но это кажется оправданным, учитывая, что именно Россия выступает стержнем для сближения и интеграции геополитических осколков на просторах бывшего Советского Союза. Руководствуясь этими соображениями, Максим Леонардович погрузил крымскую аудиторию в глубины внутренних российских проблем.

 

Описывая прошлое и настоящее России и Украины, российский журналист сразу обозначил основную причину регресса в двусторонних отношениях — банкротство элит. «Полное банкротство элит: советских, постсоветских, российских и украинских. Это, я считаю, и есть исходный момент нашего тупика», — отметил Максим Шевченко. Кстати, интенсивные споры в вопросах трактовки истории он объяснил тем, что «политические элиты нуждаются в истории, чтобы обосновать свое бытие». Отчасти с ним можно согласиться и добавить общеизвестный факт, что историю делают элиты, причем как в прямом, так и в переносном смысле.

 

Также гость медиа-клуба «Формат А-3» пояснил, какой смысл он вкладывает в слово «элита». Оказывается, таковой является группа людей, которая осознает и выполняет свои обязательства по отношения к своему народу и земле, причем материальный достаток здесь не играет большой роли.

 

Главной внутренней проблемой России Шевченко назвал наличие так называемой триады: бюрократии, силовиков и криминального олигархата.

 

«Олигархами я называю не бизнесменов, которые вкладывают деньги в свою страну, зарабатывают и вкладывают потом опять в экономику и в жизнь своей семьи. Это те, кто зарабатывает деньги в России и выводит их в оффшор», — уточнил журналист. В Украине такая треугольная схема тоже довольно четко проявилась, причина чего кроется, по мнению телеведущего, в высоком уровне развития народного хозяйства и инфраструктуры Украины в советские годы.

 

Российскую империю, веками управляемую династией Романовых, московский гость неожиданно охарактеризовал как вредоносное образование, против которого боролись практически все входящие туда народы: от запорожских казаков до татар и от чукчей до кавказцев. Революцию 1917 года Максим Шевченко интерпретирует как выход на поверхность этого векового стремления народов России избавиться от имперского гнета. Однако наступившие затем советские времена он тоже не восхваляет, называя их не иначе как пародией на народовластие.

 

Известный телеведущий России перечислил ряд шагов, которые последовательно выполнил Владимир Путин на пути к стабилизации и дальнейшему развитию страны. Первым стало предотвращение сползания России в пропасть. Следующим этапом деятельности Путина была расправа над олигархами, такими как Владимир Гусинский, Борис Березовский, Александр Смоленский и Михаил Ходорковский. По мнению выступающего, они к тому времени парализовали развитие России. Затем российский президент начал процесс собирания расползавшихся и обособившихся регионов России, по горло погрязших в коррупции и бандитизме.

 

Кстати, Максим Шевченко ни на йоту не сомневается, что главной задачей Запада в тот период было унижение России и доведение ее до полномасштабной катастрофы, что ему с успехом удавалось делать во времена президентства Ельцина.

 

«Я не верю ни одной секунды, что они (западные державы — ред.) реально хотели какой-то демократии в России», — подчеркнул он. Однако пришел Владимир Путин и развернул страну на 180 градусов.

 

Коснувшись темы президентских выборов, Максим Шевченко назвал двумя главными претендентами на кресло главы государства Путина и Зюганова. Но даже в случае победы второго эксперт не предрекает кардинального изменения общего курса страны. Что касается российских либералов, то гость «Формата А-3» им не импонирует. По его мнению, пороком российских либералов является стремление подогнать Россию под западные стандарты, чего совершенно делать не следует. Российский журналист также поведал, что самым худшим злом для России является слабый правитель, к коим он причислил императора Николая II и последнего руководителя СССР Михаила Горбачева.

 

Максим Леонардович оптимистически заявил, что сейчас социальная структура российского общества существенно изменилась в лучшую сторону, главным показателем чего служит улучшение обстановки на Кавказе. Одной из поныне существующих проблем в России эксперт назвал разрыв в самосознании граждан между положительным образом высшей власти и антипатиями к ее представителям на местах — губернаторам и целому своду прочих чиновников. Выход видится в учреждении институтов народовластия. Журналист советует (или желает) России запретить оффшоры и развивать институты народовластия, вплоть до воссоздания советов и передачи им всей полноты власти на местах. «Я считаю, что это прорыв из тупика — укрепление новой федеральной власти, выстраивание нового типа федеральных отношений, выход на арену новых субъектов (этнических, религиозных, региональных), заключение нового договора между ними, и развитие народовластия на местах», — полагает он.

 

Шевченко обратил внимание на диссонанс в современном развитии России и Украины. Россия постепенно стабилизируется и собирает свои народы в единый согласованный механизм, а Украина стоит у развилки. «Два государства разошлись по фазе: на Украине период полураспада-кризиса, а в России тяжелое и доступное для критики собирание пространства идет», — характеризует ситуацию российский телеведущий.

 

На наших глазах, рассказывает Максим Шевченко, история Украины прошла три пути: союз с Россией, независимость и ориентацию на официальное вхождение в европейскую семью. Кстати, российский интеллектуал выразил полное согласие с мнением, что украинский этнос как таковой существует и осудил предпринимающиеся иногда попытки представить украинцев как малороссов. «Я с негодованием отвергаю те оскорбительные высказывания по отношению к украинскому этносу, которые иногда звучали в Москве, например из окружения Лужкова, что украинцев нет, а это малороссы Это абсолютный абсурд», — резко заявил гость из Москвы. И к еще большему удивлению многих констатировал, что у Западной Украины есть своя история борьбы, свои мученики и «своя правда».

 

В конце концов, он заявил о том, что приверженцев идей западноукраинского национализма можно понять!

 

Суд над Тимошенко журналист назвал апофеозом и задал присутствующим упреждающий вопрос: «Кто даст руку на отсечение, что Юлия Владимировна не имела никакого отношения к хищению финансовых средств?». Как обычно происходит в таких ситуациях, никто не решился поспорить с оратором. По словам телеведущего, для чиновников и элиты распоряжаться государственными деньгами как своими — обыкновенная практика.

 

В конечном итоге Максим Леонардович осторожно подвел слушателей к мысли о том, что в сегодняшнем коллапсе и антироссийских нотках Украины в значительной степени виновата сама Россия, с которой вплоть до начала XXI века не о чем было вести речь.

 

Шевченко также разглядел надежду на целостность, которая, по его мнению, сейчас появилась у Украины.

 

«Можно договориться с Галичиной, можно договориться с Востоком, в Крыму появилась возможность для договоренности русских и крымских татар», — полагает он.

 

Для дальнейшего движения в позитивном направлении элиты России и Украины должны отказаться от взаимных претензий и договориться по всем спорным вопросам. Важный тезис выступающего заключался в том, что без нового регионального федерализма Украине и России не удастся приспособиться к современным международным реалиям.

 

Помимо этого, полагает Шевченко, совместному движению стран должен быть задан определенный вектор, коим видится евразийская идея Владимира Путина. Московский гость акцентировал особое внимание на том, что две восточнославянские страны «не упаковываются» под западный стандарт и они изначально не подвержены культу материальных ценностей, привившемуся на Западе. Тем самым Шевченко дипломатично намекнул, каково его отношение к усилиям украинского политического бомонда присоединиться к Европейскому Союзу.

 

Одной из ключевых задач России и Украины в глобализирующемся мире журналист видит сохранение природных богатств, но одновременно предостерегает Киев и Москву от перехода к изоляционизму. Вместе с тем и космополитизм является однозначным плюсом. Таким образом, Украине и России не стоит бросаться в крайности при позиционировании себя в мире и реализовать гибкую согласованную политику в глобальном пространстве.

 

Чеченский след

 

Всю дискуссию насквозь пронизывала чеченская тема. С этим эпизодом новейшей российской истории Максим Леонардович знаком не понаслышке, ведь ему как журналисту приходилось неоднократно бывать в регионе во время боевых действий.

 

«В Чечне я сразу стал взрослым человеком», — вспоминает он. Больше всего Шевченко поразило в Чечне то, что человеческая жизнь там ничего не стоила. Обе чеченские войны, по мнению эксперта, были важными рубежами в развитии России, хотя и диаметрально противоположными друг другу. Если Первая Чеченская война придвинула Россию еще ближе к катастрофе, то вторая кампания была необходимостью, которая позволила уберечь чеченский народ от тотального истребления.

 

При этом главным спонсором Первой Чеченской войны были названы российские олигархи, а не Запад. Первая Чеченская война интерпретируется как агрессия ельцинского режима против российских граждан. Вторую же войну российский гость сравнил с ситуацией, когда мучающемуся и сопротивляющемуся пациенту ради его спасения необходимо оборвать коросту. «Нельзя было поступить иначе, к сожалению», — уверен российский телеведущий. Он вспоминает, что «поверил в Путина» с того момента, когда тот продемонстрировал готовность идти на компромисс с первым президентом Чечни Ахмадом Кадыровым.

 

Современную Чечню Максим Шевченко считает, ни много ни мало, самым безопасным регионом России. Все дело в том, что чеченцы больше не заинтересованы в конфронтации с федеральной властью, так как понимают, что центр вкладывает колоссальные средства в улучшение их жизни. Сейчас в некогда полыхающем уголке России криминала меньше, чем в большинстве российских регионов. И тут напрашивается вопрос, не пора ли начинать уделять внимание собственно российской глубинке?

 

Крымскотатарский вопрос

 

На вопрос из зала о причинах активизации внутренней оппозиции крымскотатарскому меджлису Шевченко ответил, что политика данного органа могла потерять свою актуальность вследствие укоренения крымских татар на полуострове.

 

«Крымскотатарское население укоренилось и методы, которые предлагал меджлис, старые методы диссидентско-грантовой борьбы непонятно за что, встали в противоречие с интересами значительной части крымскотатарского населения Рано или поздно вотум недоверия Мустафе и его организации должен быть выражен со стороны крымских татар, в первую очередь», — предположил российский журналист.

 

Пожалуй, здесь с ним можно согласиться.

 

Как стало ясно, Максим Шевченко совершенно не верит в возможность решения крымскотатарской проблемы на государственном уровне. Реальный путь разрешения проблемы ему представляется в виде договоров и компромиссов между этническими общинами Крыма и их цивилизованного взаимодействия. «Моя позиция, что народы Крыма как субъекты социально-политического пространства должны договориться между собой о нормальных принципах взаимоотношений.

 

Я, например, считаю, что нельзя заставлять покидать насильно свои дома людей, которых, зачастую насильно сюда переселили в 1944 году и которые тут прижились», — довел до слушателей свою точку зрения телеведущий «Первого канала».

 

Тем не менее, он призвал нетатарское население Крыма «найти в себе силы признать трагедию крымскотатарского народа» и выразить сочувствие потомкам депортированных. «Без этого взаимного движения не будет ничего», — резюмировал российский журналист.

 

Аким МОРОЗОВ

Источник: http://novoross.info/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня